Asclepias syriaca (Apocynaceae), a new species to the flora of Dagestan

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In the vicinity of Makhachkala (altitude 103 m a. s. l., site coordinates: N 42°58ʹ02.79ʺ; E 47°22ʹ57.40ʺ), on June 18, 2023, we discovered a new alien species for the flora of Dagestan, Asclepias syriaca L. The species grows as part of the community of invasive species Parthenocissus quinquefolia (dominates up to 80%), with sparse/solitary Mentha longifolia, Sonchus arvensis, Elytrigia repens and Setaria viridis. Asclepias syriaca grows here on slightly alkaline, heavy loamy, highly cohesive chestnut soils. The range of the species in European Russia is outlined, where the new locality of the species in the Republic of Dagestan is the southernmost point of its distribution in Russia.

Full Text

Адвентивная флора Дагестана остается малоизученной и исследований по всему Дагестану не проводилось. В настоящее время накоплены лишь отрывочные сведения, составляются конспекты адвентивных видов, продолжается этап инвентаризации, публикуются новые находки. В настоящей статье приведены данные о произрастании Asclepias syriaca L. в Дагестане. Нахождение A. syriaca – вида, широко распространившегося как на Кавказе, так и в других регионах РФ, указывает на недостаточную изученность адвентивной флоры региона и на необходимость дальнейших детальных исследований этой группы растений в Дагестане.

Asclepias syriaca L. – многолетнее растение до 1.5 м высотой, с продолговато-овальными темно-зелеными листьями. Хорошо размножается не только семенами, но и корневыми отпрысками (Pobedimova, 1952; Grossheim, 1967; Teryokhina, 1998). A. syriaca – светолюбивый мезофит, мезотроф, многолетник с длинными, уходящими глубоко в землю горизонтальными корневищами.

В своем первичном ареале (в Северной Америке) A. syriaca распространен в прериях, лугах, полях, обочинах дорог и железных дорогах (Woodson, 1954). Растет как сорное растение около заборов, в запущенных парках. Иногда культивируется для закрепления песков и насыпей.

Во время флористических исследований, на территории закрытого коллекционного сада КФХ “Питомник” в окрестностях г. Махачкалы (пгт. Ленинкент, юго-восточная часть Терско-Сулакской низменности), 18 июня 2023 г. нами обнаружены несколько экземпляров A. syriaca.

A. syriaca на исследованном участке в 2023 г. был представлен небольшой куртиной (площадью 70 см2) из шести побегов, высотой от 0.7 до 1.52 м, и лишь у одного из них отмечалось цветение (18.06.2023) (рис. 1a) и плодоношение (18.07.2023) (рис. 1b). При наблюдении за видом в 2024 г. отмечено увеличение занимаемой им площади до 120 см2, а также возросло количество побегов до восьми штук. Число цветущих побегов возросло до трех. Семенное возобновление не отмечено.

 

Рис. 1. Asclepias syriaca (общий вид).

a – цветок; b – плод, вздутая серповидная зеленая коробочка.

Fig. 1. Asclepias syriaca (appearance).

a – flower; b – fruit, swollen somewhat sickle-shaped green capsule.

 

Произрастает A. syriaca вместе с Parthenocissus quinquefolia (L.) Planch. Единично отмечены здесь также Mentha longifolia (L.) Huds. (3%), Sonchus arvensis L., Elytrigia repens (L.) Nevski и Setaria viridis (L.) P. Beauv. (рис. 2).

 

Рис. 2. Сообщество с участием Asclepias syriaca.

Fig. 2. Community with Asclepias syriaca.

 

Произрастает A. syriaca на слабощелочных тяжелосуглинистых сильносвязных каштановых почвах мощностью 35–40 см., с содержанием гумуса 2.6% и различной степени обеспеченности питательными веществами.

A. syriaca происходит из Северной Америки, откуда был завезен в Европу в конце XVII века как техническая культура.

На территории бывшего СССР встречается как одичавшее натурализовавшееся растение в лесостепных и степных районах Украины, на Северном Кавказе, в Беларуси, Казахстане (Grudzinskaya et al., 2020). В СССР ваточник сирийский разводился с 1930-х годов как каучуконос. Из стеблей растений делали веревки, набивку для мебели, хохолки семян использовали вместо ваты.

В России A. syriaca проявляет себя как сегетальный и рудеральный вид. Согласно последним данным С. А. Сенатора и Ю. К. Виноградовой (Senator, Vinogradova, 2023), вид произрастает в Центральном и Южном федеральных округах России и считается инвазионным со статусом 3 – чужеродные виды, расселяющиеся и натурализующиеся в настоящее время в нарушенных местообитаниях, в ходе дальнейшей натурализации некоторые из них, по-видимому, смогут внедриться в полуестественные и естественные сообщества.

В cредней полосе России чаще всего произрастает в культуре в населенных пунктах, у дорог в Брянской (Ivenkova, 2012) Московской, Воронежской (Gubanov et al., 2004), Орловской (Khromova, 2018), Белгородской (Tokhtar, Kurskoy, 2020) областях; кое-где даже дичает, например, в Московской, Калужской и Курской областях, в Пермском крае (Deryugin et al., 2015; Bochkin, Vinogradova, 2016). Согласно электронным ресурсам GBIF.org и Plantarium.ru вид отмечен в Ивановской, Тверской, Тульской, Самарской, Рязанской, Калужской, Калининградской, Ростовской областях, в Алтайском крае и в республике Башкортостан (https://www.gbif.org/species/3170247; https://www.plantarium.ru/page/view/item/4209.html).

Первые упоминания о виде как о сорном в регионах Кавказа приведены в работе А. Х. Кушхова (Kushkhov, 1977) для Республики Кабардино-Балкария. В дикорастущем виде A. syriaca распространился в Ставропольском и Краснодарском крае (Bondarenko, 2001), Предкавказье (Marenchuk, 2009), Карачаево-Черкессии (Akatova et al., 2009). В современных работах С.В. Лихненко и И.Р. Манукян (Likhnenko, Manukyan, 2012) A. syriaca описывается как новый злостный сорняк Северной Осетии-Алании, где он широко распространен на пашнях и пастбищах. Единичными экземплярами отмечен в посевах пшеницы и кукурузы в Чеченской Республике (Makayeva, Okazova, 2016). По данным И.Н. Тимухина, Т.В. Акатовой (Timukhin, Akatova, 2002), Н.Е. Цвигун (Tsvigun, Timukhin, 2005), А. С. Зернова (Zernov, 2006) в настоящее время вид уже встречается одичало на сорных местах и произрастает по засоренным лугам и обочинам дорог в районе гг. Сочи и Майкопа. Нередко образует обширные заросли – одновидовые или с Solidago canadensis.

Являясь агрессивным, стойким сорняком, A. syriaca содержит вещества, которые токсичны для скота и птицы (Anderson, 1999). Из-за негативного воздействия на аборигенную среду обитания и угрозы для сельскохозяйственных угодий, с 2017 г. этот вид регулируется Европейским союзом (ЕС) в соответствии с Регламентом № 1143/2014, в котором говорится, что на A. syriaca распространяются такие ограничения, как запрет на импорт, продажу, разведение и что государства-члены ЕС обязаны разработать эффективные меры управления. Согласно оценке риска A. syriaca для Европы инвазия этого вида представляет угрозу для стабильности нескольких типов природных экосистем в континентальном, средиземноморском и паннонском биогеографических регионах Европы (Tokarska-Guzik, Pisarczyk, 2015).

Таким образом, полученные новые данные актуальны для исследования адвентивной флоры России. A. syriaca распространяется главным образом семенами, которые разносятся ветром (Bhowmik, 1994). Так как обнаруженная куртина является единственной и поиски других экземпляров рядом (в приусадебных участках, в частных питомниках, на полях) пока результатов не дали, то остается предположить, что на исследуемой нами территории вид был занесен антропогенно. Новое местонахождение значительно удалено (более чем на 100 км) от ближайшего известного местонахождения (Чеченская Республика). Информации о культивировании A. syri-aca в условиях Северного Кавказа (Республика Дагестан, Чеченская Республика, Ингушетия, Северная Осетия) по литературным данным и нашим исследованиям также не обнаружены.

В перспективе распространение A. syriaca в природных полупустынных условиях Дагестана маловероятно. В связи с потенциальной инвазионной активностью необходим контроль над распространением вида и изучение его биоэкологических и репродуктивных особенностей в условиях Дагестана в целях предотвращения его возможного негативного воздействия на природные сообщества и сельскохозяйственные угодья в будущем.

Гербарный образец вида хранится в гербарии Горного ботанического сада ДФИЦ РАН (DAG) (рис. 3): Asclepias syriaca L. РД: пос. Ленинкент, Терско-Cулакская низменность, мезофитный луг, частный питомник; 42.967442° с. ш., 47.382611° в. д., 103 м над ур. м., 18 VI 2023, З.М. Асадулаев, З. И. Абдурахманова (DAG).

 

Рис. 3. Гербарный образец Asclepias syriaca.

Fig. 3. Herbarium specimen of Asclepias syriaca.

 

Благодарности

Работа выполнена по теме государственного задания № 122032300227-8 “Геоклиматические особенности распространения и описание сообществ с участием популяций редких и ресурсных древесных видов Северного Кавказа”.

×

About the authors

Z. M. Asadulaev

Mountain Botanical Garden – Mountain Botanical Garden of the Dagestan Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences (MBG DFRC RAS); Dagestan State University

Email: zagidat.abdurahmanova88@mail.ru
Russian Federation, M. Gadgiev Str., 45, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367000; М. Gadgiev Str., 45, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367000

Z. I. Abdurakhmanova

Mountain Botanical Garden – Mountain Botanical Garden of the Dagestan Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences (MBG DFRC RAS)

Author for correspondence.
Email: zagidat.abdurahmanova88@mail.ru
Russian Federation, M. Gadgiev Str., 45, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367000

References

  1. Akatova T.V., Akatov V.V., Eskina T.G., Zagurnaya Yu.S. 2009. On the distribution of some invasive species of herbaceous plants in the Western Caucasus. — Ekologicheskiy Vestnik Severnogo Kavkaza. 5(2): 41–50 (In Russ.).
  2. Anderson W.P. 1999. Perennial weeds. Characteristics and identification of selected herbaceous species. Iowa State University Press. Iowa, USA. 228 p.
  3. Asclepias syriaca L. in GBIF Secretariat (2023). GBIF Backbone Taxonomy. Checklist dataset. https://doi.org/10.15468/39omei accessed via GBIF.org on 2024-08-18.
  4. Asclepias syriaca L. // Plantarium. Plants and lichens of Russia and neighboring countries: open online galleries and plant identification guide. https://www.plantarium.ru/lang/en/page/view/item/4209.html (accessed on 18 Aug 2024)
  5. Bhowmik P.C. 1994. Biology and control of common milkweed (Asclepias syriaca). Review of Weed Science 6: 227–250.
  6. Bochkin V.D., Vinogradova Yu.K. 2016. Characteristics of the flora of Moscow railways. — Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Biologiya. 2: 89–95 (In Russ.).
  7. Bondarenko S.V. 2001. Floristic finds in the river basin. Afips of the Western Caucasus. — Byul. Bot. sada im. I.S. Kosenko. 18: 151–156 (In Russ.).
  8. Deryugin D.V., Deryugin S.V., Sapronova S.G. 2015. New habitat of Asclepias syriaca L. in the Kursk region. — Voprosy nauki. 2: 46–49 (In Russ.).
  9. Grossheim A.A. 1967. Flora Kavkaza [Flora of Caucasus]. Vol. VII. Leningrad. P. 220 (In Russ.).
  10. Grudzinskaya L.M., Kudabaeva G.M., Dimeeva L.A. 2020. Aggressive species in the collection of medicinal plants of the main botanical garden of Almaty (Republic of Kazakhstan). — Rastitel'nye resursy. 56(4): 326–334 (In Russ.). https://doi.org/10.31857/S0033994620040044
  11. Gubanov I.A., Kisileva K.V., Novikov V.S., Tikhomirov V.N. 2004. Illyustrirovannyy opredelitel' rasteniy Sredney Rossii [Illustrated guide to plants of Central Russia]. Vol. 3. Moscow. 520 p. (In Russ.).
  12. Ivenkova I.M. 2012. Synanthropic communities of the Bryansk region, Kamarinsky district. — Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 4(1): 90–95 (In Russ.).
  13. Khromova T.M. 2018. The role of human introduction activities in the spread of invasive plant species. — Selektsiya i sortorazvedenie sadovykh kul'tur. 5(2): 58–61 (In Russ.).
  14. Kushkhov A.Kh. 1977. About new weeds of the North Caucasus. — Novosti sistematiki vysshikh rasteniy. 14: 231–233 (In Russ.).
  15. Likhnenko S.V., Manukyan I.R. 2012. Milkweed – a new malicious weed in the fields of North Ossetia. — Zashchita i karantin rasteniy. 4: 55–56 (In Russ.).
  16. Magomedova B.M., Zalibekov M.D. 2013. Osobennosti adventivnoj drevesnoj flory Dagestana [Peculiarities of adventitious woody flora of Dagestan]. — Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 1 (39): 184–186 (In Russ.).
  17. Makayeva A.Z., Okazova Z.P. 2016. Species composition of weeds in the main field crops in the forest-steppe zone of the Chechen Republic. — Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 7: 70–75 (In Russ.).
  18. Marenchuk Yu.A. 2009. Adventive element of the flora of the central Ciscaucasia. — Uspekhi sovremennogo yestestvoznaniya. 3: 50–51 (In Russ.).
  19. Pobedimova E.G. 1952. Genus Vatochnik – Asclepias. — In: Flora of USSR. Vol. 18. Moscow; Leningrad. P. 669–671 (In Russ.).
  20. Senator S.A., Vinogradova Yu.K. 2023. Invazionnye rasteniya Rossii: rezul`taty inventarizacii, osobennosti rasprostraneniya i voprosy upravleniya [Invasive plants of Russia: inventory results, distribution features and management issues]. — Uspekhi sovremennoi biologii. 143(4): 393–402 (In Russ.). https://doi.org/10.31857/S0042132423040099
  21. Teryokhina T.A. 1998. Asclepias syriaca L. — a new species for the flora of Siberia. – Turczaninowia. 1(2): 16–17 (In Russ.).
  22. Timukhin I.N., Akatova T.V. 2002. Invazivnye vidy rasteniy Kavkazskogo zapovednika [Invasive plant species of the Caucasus Nature Reserve]. — In: Bioraznoobrazie i nablyudeniya za ekosistemoy v Kavkazskom gosudarstvennom prirodnom biosfernom zapovednike. Novocherkassk. Vol. 16. P. 78–84 (In Russ.).
  23. Tokarska-Guzik B., Pisarczyk E. 2015. Risk Assessment of Asclepias syriaca. Circabc Europa. P. 1–26.
  24. Tokhtar V.K., Kurskoy A.Yu. 2020. Formation of the invasive component of the flora of the Belgorod region over 170 years. — Bot. zhurn. 105(9): 854–860 (In Russ.). https://doi.org/10.31857/S0006813620090094
  25. Tsvigun N.E., Timukhin I.N. 2005. Species composition of invasive plants in the yew-boxwood grove. — In: Problemy zashchity prav cheloveka regionov rekreatsionnoy specializatsii. Sochi. P. 94–119 (In Russ.).
  26. Woodson R.E. 1954. The North American species of Asclepias L. — Annals of the Missouri Botanical Garden. 41(1): 13–21.
  27. Zernov A.S. 2006. Flora Severo-Zapadnogo Kavkaza [Flora of the North-West Caucasus]. Moscow. 664 p. (In Russ.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Asclepias syriaca (appearance). a – flower; b – fruit, swollen somewhat sickle-shaped green capsule.

Download (472KB)
3. Fig. 2. Community with Asclepias syriaca.

Download (817KB)
4. Fig. 3. Herbarium specimen of Asclepias syriaca.

Download (266KB)

Copyright (c) 2024 Russian Academy of Sciences

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».