Влияние ионизирующего излучения на физико-химические и эксплуатационные свойства дизельного топлива с добавлением толуола
- Авторы: Джаббарова Л.Ю.1, Мустафаев И.И.2, Мирзаева А.С.1, Ибадов Н.А.1
-
Учреждения:
- Институт радиационных проблем Национальной академии наук Азербайджана
- Азербайджанский университет архитектуры и строительства
- Выпуск: Том 66, № 4 (2024)
- Страницы: 379-387
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/0033-8311/article/view/279446
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0033831124040109
- ID: 279446
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследована радиолитическая устойчивость дизельного топлива (ДТ) с добавлением различных количеств толуола. Эксперименты проводили достаточно длительное время для изучения процессов постполимеризации. Кинетику процессов при облучении чистого ДТ изучали при температуре Т = 20°С, мощности дозы Р = 0.07 Гр/с в интервалах поглощенных доз D = 15–150 кГр, а смесь толуола с ДТ облучали в пределах поглощенных доз D = 24–90 кГр при концентрации толуола 1, 3 и 5 об%. Проведен газохромато-масс-спектрометрический (ГХ/МС) анализ, определены плотности, вязкости и иодные числа ДТ до и после облучения при различных поглощенных дозах. Кинетика постполимеризационных процессов после окончания облучения показывает, что скорость процесса и его доля в общей полимеризации зависят от времени облучения, плотности исходной смеси и дозы. Путем добавления присадок (антирадов) можно подобрать состав дизельного топлива, который будет лучше противостоять радиационному воздействию. Необходимо найти оптимальную концентрацию толуола в составе дизельного топлива, при которой вязкость и плотность не изменятся с увеличением поглощенной дозы.
Ключевые слова
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
Применение органических материалов (полимеров, смазок, топлив, теплоносителей) в условиях эксплуатации, при которых они подвергаются воздействию ионизирующих излучений, в условиях работы атомных реакторов, ускорителей электронов, в условиях космического пространства расширяется с каждым годом. Изучение воздействия облучения на органические топлива и установление связи между требованиями к составу топлива и его радиационной стойкостью представляют практический интерес. При действии ионизирующего излучения на органические вещества происходят сложные радиационно-химические превращения. Поэтому кроме известных физических и химических характеристик органических топлив и смазок необходимо учитывать их способность работать в условиях облучения, т.е. их радиационную стойкость. Современные топлива должны удовлетворять требованиям, обеспечивающих экономичную и надежную работу двигателя: иметь хорошую испаряемость, позволяющую получить однородную топливо-воздушную смесь оптимального состава при любых температурах, иметь групповой углеводородный состав, обеспечивающий устойчивый, бездетонационный процесс сгорания на всех режимах работы двигателя, даже в условиях радиационного излучения Дизельные топлива (ДТ) в современной структуре потребления нефтепродуктов стоят на первом месте. Лучшим ДТ считается моторное топливо с температурой кипения 230–350°С, состоящее из 60% керосиновых фракций, выкипающих до 300°С, и 40% более тяжелых – соляровых фракций, выкипающих в интервале 290–350°С. ДТ состоят из смеси нормальных алканов, изоалканов, циклоалканов и небольшого количества ароматических углеводородов. К важнейшим эксплуатационным характеристикам ДТ относятся плотность, вязкость, химическая стабильность, коррозионная активность, температура вспышки, устойчивость к нагарообразованию, содержание серы. ДТ должны обладать хорошими распыливанием, смесеобразованием, испарением и прокачиваемостью, быстрым самовоспламенением, полностью сгорать без дымления. Они не должны вызывать повышенного нагаро- и лакообразования на клапанах и поршнях, закоксовывания распылителя, зависания иглы распылителя, коррозии резервуаров, баков, деталей двигателя. Увеличение стабильности достигается за счет введения присадок. ДТ оцениваются по температуре их воспламенения и характеризуются цетановым числом. По показателю температуры воспламенения определяется степень безопасности использования ДТ. От плотности ДТ зависит, насколько эффективной будет подача горючего по каналам топливной системы, его фильтрация и распыление в форсунках. Вязкость влияет на качество распыления топлива и смесеобразования, прокачиваемость, работу топливного насоса, износ плунжерных пар насоса высокого давления, для которого ДТ одновременно служит смазочным материалом, полноту сгорания и расход топлива, состав отработавших газов. Из-за большой вязкости могут возникнуть перебои в подаче топлива к насосу вследствие большого сопротивления при протекании его по топливоподаюшей системе. Чем меньше вязкость, тем тоньше распыление топлива, меньше диаметр образующихся капель, лучше испаряемость. При введении в ДТ эффективных антиокислительных, антикоррозионных, моющих, нейтрализующих присадок в значительной мере предотвращается вредное влияние сернистых соединений топлив, увеличиваются ресурсы работы двигателя, снижается расход топлива, износ механизмов и нагароотложение. Горючие и смазочные материалы, предназначенные для использования в условиях облучения, должны быть достаточно устойчивы к радиации. Процессы постполимеризации могут вызвать серьезные проблемы в дизельных генераторах и в двигателях самолетов, используемых в аварийных ситуациях под воздействием ионизирующего излучения Повысить стабильность дизтоплива к действию гамма-излучений возможно за счет введения в состав ДТ в незначительном количестве ароматических соединений (антирадов), повышающих их радиационную стойкость. Наиболее распространенными антирадами являются ароматические соединения: бензол, толуол, фенилендиамины, фенилнафтиламины, дифениленсульфид, бензохиноны, нафтохиноны, фенилхинонимины и др. Содержание ароматических антирадов в материале составляет обычно 0.1–10 мас%. В смеси с углеводородами такого строения антирады защищают последние от действия радиации. Ароматические углеводороды стабильны при высокой температуре и достаточно устойчивы к радиолизу, поэтому они были подробно изучены с целью определения возможности их использования в качестве антирадов в условиях действия излучения. Опубликованы работы, посвященные воздействию радиационного излучения на моторные топлива, углеводородные смеси, смазки и масла [1–19], которые позволяют установить закономерности гамма-радиолиза органических топлив и смазок. В работах [1–8] проведенные исследования показали, что в пределах поглощенных доз 15–150 кГр в ДТ протекают химические процессы, приводящие к ухудшению технических характеристик топлива – плотности, вязкости, иодных чисел, цетановых чисел, температуры вспышки и воспламенения. Под действием облучения происходит одновременно структурирование органических материалов, т.е. сшивание линейных молекул, ведущая к увеличению молекулярного веса, а также их расщепление. При хранении таких топлив значительно увеличивается содержание в них фактических смол и образуется осадок. В работах [9–11] влияние мощности дозы и поглощенной дозы на физико-химические характеристики ДТ при постоянном времени (1,3 ч) показало, что цетановое число увеличилось после воздействия поглощенных доз 3, 6 и 15 кГр (при мощности дозы 2.27, 4.5 и 11.15 кГр/ч соответственно), но снизилась при 10 кГр (7.5 кГр/ч). Эти результаты можно объяснить разрывом и образованием связей в результате воздействия высоких энергетических доз. Происходит превращение некоторых разветвленных, циклических и ароматических соединений в линейные цепные углеводороды. Такие соединения оказывают негативное влияние на цетановое число ДТ. Отрицательные результаты (10 кГр; 7.5 кГр/ч) можно связать с образованием фрагментов и соответствующим образованием изомеров, которые наблюдались в виде разветвленных, циклических и ароматических соединений [9–11, 15, 16]. Цетановое число (ЦЧ) — это показатель производительности или качества ДТ. Чем выше ЦЧ, тем лучше сгорает топливо в двигателе транспортного средства. Однако ЦЧ измеряет задержку времени воспламенения топлива. Это то, как минимизирована задержка между моментом впрыска топлива в камеру и началом сгорания [14, 17]. В работах [18, 19] исследовано влияние излучения на изомерный состав бензиновой фракции. Изомеризация парафинов увеличилась в присутствии добавок битума. При этом для модифицирования бензина требовались малые добавки битума. Авторы связывают наблюдаемое явление с переносом избыточной энергии на ароматические молекулы.
В настоящей работе изучены изменения физико-химических и эксплуатационных свойств ДТ с незначительным добавлением толуола под действием ионизирующего излучения 60Со. Мы использовали различные концентрации толуола. Способность компонентов топлива сохранять свой химический состав в условиях эксплуатации при изменении температуры, радиационном воздействии имеет важное практическое значение. Для нефтяного топлива этот вопрос не изучался. В то же время исследование этого вопроса имеет большое практическое значение.
МЕТОДОЛОГИЯ
Образцы дизельного топлива (ДТ), помещенные в ампулы и запаянные в вакууме, облучали при комнатной температуре на гамма-источнике 60Сo типа МРХ γ-30. Средняя энергия гамма-квантов излучения 60Со составляет 1.25 МэВ. Дозиметрию проводили двумя независимыми методами – этиленовым дозиметром и комбинацией цилиндра Фарадея с калориметром. Мощность дозы γ-излучения определяли этиленовым и ферросульфатным дозиметрами, результаты которых согласуются в пределах 12–15%. Кинетику процессов чистого ДТ изучали при комнатной температуре при мощности дозы Р = 0.07 Гр/с в интервале поглощенных доз D = 15–150 кГр в вакууме с целью прослеживания кинетики протекающих процессов. Кинетику процессов дизтоплива с добавкой толуола изучали при температуре Т = 20°С, мощности дозы Р = 0.07 Гр/с в интервале поглощенных доз D = 24–90 кГр в вакууме при концентрации толуола 1, 3, 5 об%. Вязкость определяли на вискозиметрах типа ВПЖ-2 по ГОСТ 33–66. Иодные числа определяли на спектрометре Bruker MPA, плотности измеряли пикнометром по ГОСТ 3900–85. Хроматомасс-спектры анализировали на АГТ ГХ/МС Gerstel. Температуру вспышки топлива определяли по ГОСТ 6356–52 в закрытом тигле до и после облучения. Температуру воспламенения в закрытом тигле определяли по ГОСТ 305–82. Температуру воспламенения топлив до и после облучения определяли по Кливленду (CLA 5). Автоматический анализатор в открытом тигле по Кливленду (Cleveland Open-Cup, COC) измеряет и описывает свойства образца при нагреве и наличии источника пламени в контролируемых условиях.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Влияние гамма-излучения на характеристики исходного ДТ сразу и через 4 месяца после гамма-облучения показано на рис. 1.
Рис. 1. Изменения плотности (а), вязкости (б) и иодных чисел (в) ДТ сразу после облучения и через 4 месяца спустя после облучения при различных поглощенных дозах. Т = 20°С, Р = 0.07 Гр/с.
Стабильность ДТ определяется содержанием в них нестабильных продуктов, оцениваемых величиной иодного числа и фактических смол. Для всех светлых топлив иодное число является показателем наличия в них олефиновых и особенно диолефиновых углеводородов, характеризующих химическую нестабильность топлив. Под действием температуры, радиации, света непредельные углеводороды быстро окисляются и полимеризуются. Эти процессы еще долго развиваются после прекращения облучения, и это приводит к изменению состава топлива. В условиях наших экспериментов иодные числа ДТ уменьшаются, что объясняется процессами полимеризации. Как видно из рис. 1, с увеличением поглощенной дозы вязкость и плотность топлив увеличиваются. Важнейшим свойством ДТ является его воспламеняемость, определяющая пусковые свойства двигателя, жесткость рабочего двигателя, расход топлива, токсичность и дымность отработанных газов. Основной показатель воспламенения топлива в условиях камеры сгорания дизеля – ЦЧ – значительно влияет на эмиссию продуктов неполного сгорания топлива и дымности. При высокой воспламеняемости ДТ наблюдаются выбросы черного дыма. ЦЧ предопределяется содержанием в топливе ароматических углеводородов. Качество зажигания определяется путем измерения задержки воспламенения, которая представляет собой период между моментом впрыска и началом воспламенения топлива. Топливо с высоким ЦЧ имеет короткий период задержки воспламенения и начинает воспламеняться вскоре после впрыскивания в двигатель. Качество воспламенения ДТ зависит от его молекулярного состава. Некоторые из более простых молекулярных компонентов, такие как н-парафины, могут воспламеняться в дизельном двигателе относительно легко, но ароматические углеводороды имеют более стабильную кольцевую структуру и поэтому требуют более высокой температуры и давления для воспламенения. В табл. 1 приведены характеристики ДТ после гамма-облучения.
Таблица 1. Изменение некоторых характеристик дизельного топлива при гамма-облучении при комнатной температуре. D = 0.64 кГр
ДТ | Температура вспышки в закрытом тигле, °C | Температура воспламенения в закрытом тигле, °C |
Исходное ДТ | 40 | 114 |
Облученoe ДТ | 47 | 144 |
Необходимо защитить топлива и смазочные материалы от излучения, а в тех случаях, когда это неосуществимо, модифицировать имеющиеся с адекватной радиационной стойкостью. Для увеличения радиационной стойкости ДТ мы добавили толуол в малых концентрациях в качестве антирада. Влияние гамма-излучения на плотность и вязкость толуольно-дизельной смеси при различных концентрациях сразу после гамма-облучения показано на рис. 2.
Рис. 2. Влияние гамма-облучения на плотность и вязкость толуольно-дизельной смеси при различных концентрациях сразу после гамма-облучения. Т = 20°С, Р = 0.07 Гр/с.
Из рис. 2 видно, что при добавлении 1 об% толуола вязкость и плотность повышаются незначительно.
Рис. 3. Временнáя (месяцы) зависимость пострадиационного эффекта (а – вязкость, б – плотность) ДТ и смеси с 1% толуола. D = 72 кГр.
На рис. 4 представлены результаты хроматографического анализа на аппарате GC/MS HS SIM состава смеси дизтопливо–толуол при концентрации толуола 1%.
Рис. 4. Хроматограммы смеси дизтопливо–толуол при концентрации толуола 1%: а – N1-Rad0, исходное дизтопливо; б – N2-Rad, облученное дизтопливо; в – N37.1-Rad0 – необлученное дизтопливо с толуолом; г – N47.1-Rad – облученное дизтопливо с 1% толуола.
Пострадиационные изменения компонентов ДТ представлены в табл. 2–4 и на рис. 5. Спустя 2 месяца после облучения концентрация нафталина в ДТ увеличивается в 18 раз, бензола – в 2 раза. Эти результаты можно объяснить разрывом и образованием связей в результате воздействия облучения.
Таблица 2. Результаты хроматографического анализа состава смеси ДТ–толуол при концентрации толуола 1%
Формула | Компонент | N1-Rad0, исходное ДТ | N2-Rad, облученное ДТ (200 ч) | N3(7.1-Rad0), необлученное ДТ с толуолом | N4(7.1-Rad), облученное ДТ с 1% толуола (288 ч) | N1-Rad0, исходное ДТ | N2-Rad, облученное ДТ (200 ч) | N3(7.1-Rad0), необлученное ДТ с толуолом | N4(7.1-Rad), облученное ДТ с 1% толуола (288 ч) |
мг/л | % | ||||||||
C6H14 | н-Гексан | 125 | 175 | 183 | 111 | 0.013 | 0.017 | 0.018 | 0.011 |
C6H6 | Бензол | 86 | 261 | 97 | 56 | 0.009 | 0.026 | 0.010 | 0.006 |
C7H16 | н-Гептан | 2218 | 2663 | 1948 | 1453 | 0.222 | 0.266 | 0.195 | 0.145 |
C7H8 | Толуол | 777 | 1475 | 12264 | 7990 | 0.078 | 0.147 | 1.226 | 0.799 |
C8H18 | н-Октан | 6306 | 7146 | 5050 | 4318 | 0.631 | 0.715 | 0.505 | 0.432 |
C8H10 | Этилбензол | 445 | 795 | 602 | 319 | 0.045 | 0.080 | 0.060 | 0.032 |
C8H10 | м+п-Ксилол | 1678 | 3007 | 2291 | 1219 | 0.168 | 0.301 | 0.229 | 0.122 |
C9H20 | н-Нонан | 9396 | 10357 | 7621 | 6936 | 0.940 | 1.036 | 0.762 | 0.694 |
C8H10 | o-Ксилол | 647 | 1194 | 947 | 509 | 0.065 | 0.119 | 0.095 | 0.051 |
C8H8 | Стирол | 621 | 1108 | 911 | 476 | 0.062 | 0.111 | 0.091 | 0.048 |
C9H12 | Изопропилбензол | 194 | 340 | 255 | 178 | 0.019 | 0.034 | 0.026 | 0.018 |
C9H12 | н-Пропилбензол | 531 | 872 | 683 | 382 | 0.053 | 0.087 | 0.068 | 0.038 |
C9H12 | 1,3,5-Триметилбензол | 3861 | 6609 | 5619 | 2886 | 0.386 | 0.661 | 0.562 | 0.289 |
C10H22 | н-Декан | 23489 | 28607 | 19635 | 16726 | 2.349 | 2.861 | 1.963 | 1.673 |
C10H14 | трет-Бутилбензол | 283 | 509 | 431 | 201 | 0.028 | 0.051 | 0.043 | 0.020 |
C9H12 | 1,2,4-Триметилбензол | 2812 | 4730 | 3945 | 1949 | 0.281 | 0.473 | 0.394 | 0.195 |
C10H14 | втор-Бутилбензол | 217 | 102 | 131 | 121 | 0.022 | 0.010 | 0.013 | 0.012 |
C10H14 | п-Изопропилтолуол | 186 | 228 | 98 | 143 | 0.019 | 0.023 | 0.010 | 0.014 |
C10H14 | н-Бутилбензол | 309 | 401 | 295 | 227 | 0.031 | 0.040 | 0.029 | 0.023 |
C10H8 | Нафталин | 14 | 14 | 13 | 11 | 0.001 | 0.001 | 0.001 | 0.001 |
Таблица 3. Результаты хроматографического анализа состава смеси дизтопливо–толуол при концентрации толуола 3 и 5%. N15 – исходное ДТ, облученное 360; N14 – смесь 5% толуол–ДТ, облученная 360 ч; N10 – смесь 3% толуол–ДТ, облученная 360 ч
Формула | Компонент | N15 | N14 | N10 | N15 | N14 | N10 |
мг/л | % | ||||||
C6H14 | н-Гексан | 251 | 343 | 292 | 0.03 | 0.03 | 0.03 |
C6H6 | Бензол | 137 | 72 | 70 | 0.01 | 0.01 | 0.01 |
C7H16 | н-Гептан | 1442 | 1705 | 1660 | 0.14 | 0.17 | 0.17 |
C7H8 | Толуол | 607 | 33165 | 26601 | 0.06 | 3.32 | 2.66 |
C8H18 | н-Октан | 4095 | 4605 | 4633 | 0.41 | 0.46 | 0.46 |
C8H10 | Этилбензол | 344 | 297 | 312 | 0.03 | 0.03 | 0.03 |
C8H10 | м+п-Ксилол | 1310 | 1106 | 1163 | 0.13 | 0.11 | 0.12 |
C9H20 | н-Нонан | 7950 | 8763 | 8762 | 0.80 | 0.88 | 0.88 |
C8H10 | o-Ксилол | 647 | 566 | 593 | 0.06 | 0.06 | 0.06 |
C8H8 | Стирол | 653 | 550 | 590 | 0.07 | 0.06 | 0.06 |
C9H12 | Изопропилбензол | 97 | 91 | 101 | 0.01 | 0.01 | 0.01 |
C9H12 | н-Пропилбензол | 234 | 189 | 219 | 0.02 | 0.02 | 0.02 |
C9H12 | 1,3,5-Триметилбензол | 1926 | 1545 | 1488 | 0.19 | 0.15 | 0.15 |
C10H22 | н-Декан | 11949 | 11599 | 12902 | 1.19 | 1.16 | 1.29 |
C10H14 | трет-Бутилбензол | 1.25 | 1.49 | 6.21 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
C9H12 | 1,2,4-Триметилбензол | 1273 | 955 | 1155 | 0.13 | 0.10 | 0.12 |
C10H14 | втор-Бутилбензол | 89 | 76 | 85 | 0.01 | 0.01 | 0.01 |
C10H14 | п-Изопропилтолуол | 89 | 74 | 84 | 0.01 | 0.01 | 0.01 |
C10H14 | н-Бутилбензол | 267 | 253 | 282 | 0.03 | 0.03 | 0.03 |
C10H8 | Нафталин | 146 | 125 | 137 | 0.01 | 0.01 | 0.01 |
Таблица 4. Результаты хроматографического анализа состава исходного ДТ: N1 – исходное ДТ; N2 – сразу после 200 ч облучения; N3 – через 2 месяца через 200 ч облучения
Формула | Компонент | N1 | N2 | N3 | |||
мг/л | % | мг/л | % | мг/л | % | ||
C6H6 | Бензол | 86 | 0.009 | 261 | 0.026 | 161 | 0.02 |
C7H16 | н-Гептан | 2218 | 0.222 | 2663 | 0.266 | 1918 | 0.19 |
C7H8 | Толуол | 777 | 0.078 | 1475 | 0.147 | 1125 | 0.11 |
C8H18 | н-Октан | 6306 | 0.631 | 7146 | 0.715 | 5445 | 0.54 |
C8H10 | Этилбензол | 445 | 0.045 | 795 | 0.080 | 565 | 0.06 |
C8H10 | м+п-Ксилол | 1678 | 0.168 | 3007 | 0.301 | 2184 | 0.22 |
C9H20 | н-Нонан | 9396 | 0.940 | 10357 | 1.036 | 10379 | 1.04 |
C8H10 | o-Ксилол | 647 | 0.065 | 1194 | 0.119 | 1046 | 0.10 |
C8H8 | Стирол | 621 | 0.062 | 1108 | 0.111 | 1039 | 0.10 |
C9H12 | Изопропилбензол | 194 | 0.019 | 340 | 0.034 | 137 | 0.01 |
C9H12 | н-Пропилбензол | 531 | 0.053 | 872 | 0.087 | 348 | 0.03 |
C9H12 | 1,3,5-Триметилбензол | 3861 | 0.386 | 6609 | 0.661 | 2929 | 0.29 |
C10H22 | н-Декан | 23489 | 2.349 | 28607 | 2.861 | 17941 | 1.79 |
C10H14 | трет-Бутилбензол | 283 | 0.028 | 509 | 0.051 | 258 | 0.03 |
C9H12 | 1,2,4-Триметилбензол | 2812 | 0.281 | 4730 | 0.473 | 1856 | 0.19 |
C10H14 | втор-Бутилбензол | 217 | 0.022 | 102 | 0.010 | 124 | 0.01 |
C10H14 | п-Изопропилтолуол | 186 | 0.019 | 228 | 0.023 | 135 | 0.01 |
C10H14 | н-Бутилбензол | 309 | 0.031 | 401 | 0.040 | 405 | 0.04 |
C10H8 | Нафталин | 14 | 0.001 | 14 | 0.001 | 253 | 0.03 |
Рис. 5. Концентрация (%) ароматических углеводородов (а – нафталин; б – толуол, бензол и изопропилбензол) в ДТ: исходном, сразу после облучения и через 2 месяца после гамма-облучения. Т = 20°С, Р = 0.07 Гр/с.
ОБСУЖДЕНИЕ
О термической стабильности топлива судят по накоплению в топливе растворимых продуктов жидкофазного окисления его компонентов и полимеров, выпадающих из раствора. Совокупность процессов, происходящих под действием облучения, способствует изменению физико-химических и эксплуатационных свойств топлив. При выборе топлив и смазок для использования в условиях облучения необходимо применять топлива и смазки с адекватной радиационной стойкостью. От реакционной способности компонентов зависят стабильность топлива, поведение при длительном хранении, огневые качества в камере сгорания. Цепной радикальный характер окисления является причиной высокой чувствительности этих реакций к различным процессам и ингибиторам. Стабильность топлив при высоких температурах оценивается по лако- и нагарообразующей способности топлива при контакте с горячими поверхностями. Эти отложения у нагретых поверхностей выгорают с недостаточной скоростью, в результате накопления лаков и нагаров вызывают нарушение теплового режима двигателя, так как они характеризуются малой теплопроводностью. При накоплении растворимых кислородных соединений в ДТ повышается их эмульгирующая способность с водой и возрастает температура кристаллизации. Радиационная стойкость аренов обусловлена относительно низкой энергией их первых уровней возбуждения. Вследствие значительной устойчивости кольца разрыв связей С–С уменьшен и стабильные продукты радиолиза представлены главным образом Н2 и полимерами. Некоторая часть энергии, поглощенной алифатической частью молекулы, может быть перенесена на ароматическую часть. Эта энергия будет локализована на ароматической группе, разложение которой дает низкие выходы водорода и акцепторных радикалов. Перенос энергии возбуждения и перенос заряда могут происходить внутри одной молекулы или между алифатической группой одной молекулы и ароматической группой другой. На это указывают потенциалы ионизации и низкие уровни возбуждения соответствующих групп [20, 21].
ВЫВОДЫ
Выполненные исследования показывают, что с увеличением поглощенной дозы увеличиваются вязкость, плотность, температура вспышки и воспламенения дизтоплива, что отрицательно влияет на его технические свойства. Иодные числа уменьшаются, что объясняется процессами полимеризации. В результате окисления и полимеризации в ДТ образуются смолистые отложения. Высокая вязкость увеличивает выбросы дыма и расход топлива при сгорании, что приводит к снижению эффективности двигателя. В результате нарушается процесс сгорания, увеличивается количество продуктов неполного сгорания топлива, в деталях образуется нагар. Топливо высокой плотности вызывает увеличение скорости износа запасных частей транспорта. Температура воспламенения ДТ должна находиться в пределах 69–119°С, что характеризует устойчивую горючую способность ДТ и отражает возможность образования его парами взрывоопасных смесей с воздухом. ДТ должно иметь низкую температуру самовоспламенения и малое время задержки воспламенения. Температура воспламенения ДТ ниже нормы создает опасность пожара, а при превышении нормы воспламенения – взрывов из-за высокой концентрации образующихся паров топлива. Это называется детонацией и приводит к преждевременному выходу двигателя из строя. Простые молекулярные компоненты – н-парафины – легко воспламеняются в дизельном двигателе, но ароматические углеводороды имеют более стабильную кольцевую структуру и поэтому требуют более высокую температуру и давление для воспламенения. Радиационная стойкость аренов обусловлена их относительно низкой начальной энергией возбуждения. Толуол увеличивает радиационную стойкость ДТ. При оптимальной концентрации толуола 1% в ДТ вязкость и плотность мало изменяются с увеличением поглощенной дозы. Изучение кинетики постполимеризационных процессов сразу после облучения и спустя некоторое время после облучения показывает, что скорость процесса и его доля в общей полимеризации зависят от продолжительности облучения, начальной плотности смеси и дозы. Добавив антирады, можно создать более радиационно-стойкий состав ДТ.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Об авторах
Л. Ю. Джаббарова
Институт радиационных проблем Национальной академии наук Азербайджана
Автор, ответственный за переписку.
Email: clala@mail.ru
Азербайджан, AZ1143, Баку, ул. Ф. Агаева, д. 9
И. И. Мустафаев
Азербайджанский университет архитектуры и строительства
Email: clala@mail.ru
Азербайджан, AZ1143, г. Баку, ул. Ф. Агаева, д. 9
А. С. Мирзаева
Институт радиационных проблем Национальной академии наук Азербайджана
Email: clala@mail.ru
Азербайджан, AZ1143, Баку, ул. Ф. Агаева, д. 9
Н. А. Ибадов
Институт радиационных проблем Национальной академии наук Азербайджана
Email: clala@mail.ru
Азербайджан, AZ1143, Баку, ул. Ф. Агаева, д. 9
Список литературы
- Джаббарова Л.Ю., Мустафаев И.И., Ибадов Н.А. // ЖПС. 2022. Т. 89. № 3. С. 315–322.
- Jabbarova L.Y., Mustafayev I.I., Akperov R.Y., Mirzayeva A.S. // J. Radiat. Res. 2022. Vol. 9. N 1. P. 58–63.
- Jabbarova L.Y., Mustafayev I.I. // Radiochemistry. 2021. Vol. 63. N 3. P. 373.
- Jabbarova L.Y., Mustafayev I.I. // High Energy Chem. 2021. Vol. 55. P. 37.
- Джаббарова Л.Ю., Мустафаев И.И. // ЖПС. 2018. Т. 85. № 4. C. 634.
- Jabbarova L.Y., Mustafayev I.I. // J. Energy, Environ. Chem. Eng. USA. 2017. vol. 2. № 4. P. 41.
- Джаббарова Л.Ю., Мустафаев И.И., Meликова С.З. // Междунар. журн. прикл. и фундам. исслед. 2017. №7 (2). C. 239.
- Jabbarova L.Y., Ibadov N.A., Mustafayev I.I., Mirzayeva A.S. // ІV Int. Scientific and Practical Conf. “Science and Technologies.” Kazakhstan, 2022. P. 135–139.
- Ezeldin M., Younis F., Elamin A.A., Suliman Y.S., Sheshko T.F., Abdallah N.E., Cherednichenko A.G. // J. Mex. Chem. Soc. 2021. Vol. 15. P. 31.
- Ezeldin M., Ishak C.Y., Eljack M.. Milad M. // Chem. Methodol. 2018. Vol. 3. P. 64–74.
- Ezeldin M., Masaad A.M., Abualreish M.J.A., Ishak C.Y. // Orient. J. Chem. 2017. Vol. 33. P. 2085–2089.
- Филатов И.Е., Первова М.Г. // Горение и плазмохимия. 2011. T. 9. № 3. C. 227.
- Пономарев А.В., Холодкова Е.М., Ершов Б.Г. // Радиац. физика и химия. 2012. Т. 81. № 9. С. 1440.
- Zannis T.C., Hountalas D.T., Papagiannakis R.G. // Energy Fuels. 2007. Vol. 21. P. 2642–2654.
- Luana D.S., Andrade W.A.P., Ivone C.С., Celina M.S. // Radiat. Phys. Chem. 2015. Vol. 115. P. 196–201.
- Osman M.E., Sheshko T.F., Dipheko T.D., Abdallah N.E., Hassan Ishak E.A. // Int. J. Green Energy. 2021. Vol. 18. P. 1396–1404.
- Yasin M.H.M., Mamat R., Yusop A.F., Rahim R., Aziz A., Shah L.A. // Procedia Eng. 2013. Vol. 53. P. 701–706.
- Zaykin Y.A., Zaykina R.F., Silverman J. // Radiat. Phys. Chem. 2004. Vol. 69. № 3. P. 229–238.
- Zaykin Y.A., Zaykina R.F., Mirkin G. // Radiat. Phys. Chem. 2003. Vol. 67. P. 305–309.
- Милинчук В.К., Клиншпонт Э.Р., Тупиков В.И. Основы радиационной стойкости органических материалов. М.: Энергоатомиздат, 1994. 256 c.
- Фельдиак Г. Радиационная химия углеводородов / Пер с англ. А.М. Кабакчи. М.: Энергоатомиздат, 1985. 303 c.
Дополнительные файлы
