Особенности применения адаптивных интерферометрических волоконно-оптических датчиков акустической эмиссии для контроля состояния полимерных композиционных материалов
- Авторы: Ромашко Р.В.1, Башков О.В.1,2, Ефимов Т.А.1, Безрук М.Н.1, Бобруйко Д.А.1, Макарова Н.В.1
-
Учреждения:
- Институт автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения РАН
- Комсомольский-на-Амуре государственный университет
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 21-27
- Раздел: Акустические методы
- URL: https://journal-vniispk.ru/0130-3082/article/view/255524
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0130308224010023
- ID: 255524
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлены результаты экспериментального исследования работы волоконно-оптических датчиков (ВОД) акустической эмиссии, внедряемых в структуру полимерных композиционных материалов (ПКМ). Проведена оценка надежности и отказоустойчивости ВОД при критических механических нагрузках на ПКМ, а также исследовано влияние наличия ВОД, внедренного в структуру ПКМ, на механические характеристики материала. Для демодуляции сигналов ВОД акустической эмиссии использованы принципы адаптивной голографической интерферометрии, базирующейся на двухволновом взаимодействии на динамической голограмме, формируемой в фоторефрактивном кристалле.
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время полимерные композиционные материалы (ПКМ) становятся все более востребованными современной промышленностью. Внимание к этим материалам обусловлено тем, что ПКМ удовлетворяют жестким, порой противоречащим друг другу требованиям, таким как обеспечение малого веса конструкций при сохранении максимальной прочности и упругости, а также надежности и долговечности работы конструкций в тяжелых условиях, в том числе при высоких температурах и в агрессивных средах [1]. Однако при сильных, особенно циклических, механических нагрузках внутренняя структура ПКМ может испытывать необратимые изменения, проявляющиеся в появлении внутри материала пор, трещин, отслоений и других дефектов, что неизбежно влечет собой падение прочностных характеристик материала. С учетом того, что такие изменения могут протекать катастрофически быстро, повышается актуальность разработки экспресс-методов диагностики ПКМ для обеспечения безопасности и надежности их использования.
Одним из перспективных методов диагностики и неразрушающего контроля является метод акустической эмиссии (АЭ), который позволяет обнаруживать и контролировать появление и развитие дефектов и трещин в конструкционных материалах на ранних стадиях. Этот метод использует акустические сигналы, сопровождающие появление внутренних дефектов или структурных изменений материала. За последние годы разработаны множество подходов и алгоритмов анализа данных АЭ для обнаружения и локализации развивающихся дефектов в ПКМ [2—5].
Классические методы регистрации сигналов АЭ базируются на использовании пьезоэлектрических преобразователей (ПЭП) [6]. Высокая чувствительность ПЭП АЭ делает их перспективными для исследования свойств материалов на стадии изготовления или испытания, однако значительный вес, габариты и низкая помехозащищенность ПЭП затрудняют их применение для контроля элементов конструкций непосредственно в процессе эксплуатации последних. Кроме того, значительная экстинкция акустических сигналов в ПКМ обуславливает необходимость использования множества точечных ПЭП для диагностики протяженных элементов и конструкций [7]. В свою очередь, альтернативный подход в построении АЭ систем неразрушающего контроля базируется на основе применения для регистрации сигналов АЭ волоконно-оптических датчиков (ВОД) [8—10]. В отличие от традиционных для АЭ контроля пьезоэлектрических датчиков ВОД имеют ряд преимуществ, таких как малый вес, гибкость, устойчивость к электромагнитным помехам, агрессивным средам и высоким температурам [11]. Кроме того, протяженные ВОД АЭ, обладающие распределенной чувствительностью, способны обеспечить регистрацию акустических сигналов по всей длине укладки датчика на объекте исследования, что в итоге повышает эффективность системы диагностики в целом [12, 13]. При этом сами волоконные световоды, будучи внедренными в ПКМ на стадии его изготовления, могут выполнять не только функцию сенсора, но и армирующего волокна [14, 15], а применение методов адаптивной голографической интерферометрии для детектирования сигналов волоконно-оптических датчиков АЭ [16] открывает перспективы для использования последних в задаче диагностики элементов из ПКМ непосредственно в процессе их эксплуатации.
Вместе с тем механическая нагрузка, под воздействием которой находится ПКМ, может приводить к ухудшению метрологических параметров ВОД, внедренных в структуру композитного материала, и тем самым ограничивать область их применения в задачах неразрушающего контроля. С другой стороны, открытым остается вопрос влияния волоконных световодов, внедряемых в структуру ПКМ, на прочностные свойства последнего. В этой связи в настоящей работе выполнено экспериментальное исследование влияния механических напряжений, возникающих в нагруженном ПКМ, на чувствительность интегрированных в его структуру волоконно-оптических чувствительных сенсоров АЭ. Кроме этого, выполнено исследование влияния плотности укладки ВОД в структуре ПКМ на его механические свойства.
ОБРАЗЦЫ ПКМ И ПРИНЦИП РЕГИСТРАЦИИ АЭ
Образцы ПКМ, использованные в настоящем исследовании, изготавливали методом вакуумной инфузии из стеклоткани марки «СТ-62004», 10 слоев которой пропитывали эпоксивинилэфирной смолой на основе бисфенола А марки «Derakane 411-350». Из полученных таким образом плит ПКМ толщиной 2 мм вырезали полосы шириной 16 мм и длиной 150 мм.
Система регистрации сигналов АЭ в ПКМ основана на использовании волоконно-оптического датчика, чувствительным элементом которого является протяженный кварцевый волоконный световод, интегрированный внутрь композиционного материала на стадии его изготовления. В работе для реализации датчика использовали многомодовый волоконный световод (сердцевина диаметром 62,5 мкм, оболочка — 125 мкм) длиной 1 м, центральную часть которого (15 см) размещали внутри изготавливаемого образца ПКМ вдоль его длинной стороны между 5-м и 6-м слоями стеклоткани.
Оптическая схема системы регистрации АЭ показана на рис. 1. Волны АЭ, генерируемые развивающимися в материале дефектами, распространяясь по образцу ПКМ, воздействуют и на материал волоконного световода, приводя к модуляции фазы проходящего по нему лазерного излучения (длина волны 1064 нм). Далее фазомодулированный объектный световой пучок, полученный на выходе волоконного световода, направляется в фоторефрактивный кристалл теллурида кадмия (CdTe), где его интерференция с опорным пучком приводит к формированию динамической объемной фоторефрактивной голограммы [17]. В свою очередь, взаимодействие объектной и опорной волн на голограмме приводит к преобразованию модуляции фазы объектного пучка в модуляцию его интенсивности, которая регистрируется фотодетектором. Таким образом, использование волоконно-оптического световода в схеме адаптивного голографического интерферометра позволяет обеспечить регистрацию акустических сигналов, возникающих в ПКМ.
Рис. 1. Оптическая схема системы регистрации АЭ на основе волоконно-оптического датчика и адаптивного голографического интерферометра
Для демонстрации возможности регистрации волоконно-оптической системой акустических сигналов, в оптический тракт объектного пучка посредством калиброванного пьезоэлектрического модулятора вводилась модуляция фазы световой волны на частоте 50 кГц и амплитудой 0,2 рад, что эквивалентно акустическому давлению 50 мПа. На рис. 2 на вставке «тестовый сигнал» показан зарегистрированный при этом выходной сигнал адаптивного интерферометра, отношение сигнал/шум которого составило 6 дБ, что является приемлемым для проведения измерений.
Рис. 2. Динамика изменения сигнала в чувствительном элементе ВОД АЭ, интегрированном в образец ПКМ, в процессе его нагружения в схеме трехточечного изгиба
РАБОТА ВОД В КОМПОЗИТАХ В НАГРУЖЕННОМ СОСТОЯНИИ
Для того, чтобы определить, насколько оптическое волокно и соответственно ВОД АЭ на его основе, будучи внедренным в ПКМ, способно выдерживать механические нагрузки и обеспечивать при этом эффективную регистрацию волн АЭ, проводились следующие экспериментальные исследования. Образец ПКМ подвергался механическому нагружению на изгиб, при этом с помощью ВОД регистрировались сигналы АЭ, генерируемые возникающими внутри ПКМ дефектами. Для контроля изменений метрологических характеристик самого ВОД, интегрированного в образец ПКМ, а также его устойчивости и надежности, использовался вышеописанный подход с внесением дополнительной фазовой тестовой модуляции (50 кГц, 0,2 рад).
Механические испытания образца ПКМ проводились с использованием трехточечного изгиба на универсальной испытательной машине SHIMADZU AG-X plus с максимальным усилием растяжения—сжатия 10 кН (рис. 3). В процессе испытаний образец ПКМ непрерывно нагружался до момента его разрушения (сила нагружения не менее 155 Н). На рис. 2 представлена осциллограмма сигнала, зарегистрированного ВОД в течение всего периода нагружения образца. Как видно из рисунка, нагрузка начала прикладываться к образцу в момент времени 12 с и увеличивалась со скоростью 1,5 Н/с. Начиная с момента времени 17 с, в образце начался процесс образования дефектов, сопровождающихся генерацией сигналов АЭ, регистрируемых ВОД. На вставке рис. 2 «тестовый сигнал + сигнал АЭ» показана развертка типового сигнала, полученного при испытании одного из образцов. Как видно, уровень зарегистрированного сигнала АЭ значительно превышает уровень тестового сигнала при отношении сигнал/шум не хуже 12 дБ. С момента времени 105 с начинается разрушение образца, которое сопровождается повышением частоты появления единичных событий АЭ, превышающих общий уровень шума. Скорость приращения нагрузки при этом замедляется. В интервале времени 123—130 с происходит разрушение (излом) образца в центральной его части в области приложения изгибающей нагрузки. В связи с тем, что ПКМ имеет волокнистую структуру, полного разрушения образца с разделением на две части не происходит. Разрушенный образец показан на вставке рис. 3. При этом волоконный световод, внедренный в образец, после его разрушения сохранил свою целостность и продолжил функционирование, что подтверждается дальнейшей регистрацией сигналов АЭ. Важно отметить, что флуктуации амплитуды тестового сигнала за весь период измерений не превысили 15 %, что указывает на высокую помехозащищенность ВОД на основе адаптивного голографического интерферометра. Более того, после разрушения образца тестовый сигнал сохранился (см. вставку «тестовый сигнал» в момент времени 133 с), хотя и снизился на 2,4 дБ, что свидетельствует о высокой надежности и отказоустойчивости датчика, способного сохранить работоспособность даже после разрушения образца.
Рис. 3. Образец ПКМ с внедренным в его структуру ВОД в процессе испытания на трехточечный изгиб.
ОЦЕНКА СТРУКТУРНОЙ ПРОЧНОСТИ ПКМ С ВНЕДРЕННЫМИ ВОД
Внедренные в структуру композиционного материала волоконные световоды сами могут играть роль технологических дефектов, приводящих к искажению структуры слоев, а также способных вызывать локальную концентрацию напряжений и деформации, что в итоге может негативно сказаться на прочностных характеристиках ПКМ. В процессе изготовления композитных материалов область вокруг оптического волокна может заполняться эпоксидной смолой, создавая «смоляные карманы», которые часто являются местами концентрации напряжений при нагрузках. Таким образом, возникает необходимость исследования влияния интегрированных в структуру ПКМ оптоволоконных чувствительных элементов на его механические свойства.
С этой целью был проведен сравнительный анализ результатов механических испытаний по схеме трехточечного изгиба 16-ти десятислойных образцов ПКМ с различным числом (от 0 до 5) встроенных в их структуру стандартных оптических волокон диаметром 125 мкм, а именно: 3 образца без волокон, 4 образца с одним волокном, 4 образца с двумя волокнами и 5 образцов с пятью волокнами. Эффективная плотность укладки оптических волокон в поперечном сечении ПКМ составила: для образцов с одним волокном — 3,3 см−2, для образцов с двумя волокнами — 6,7 см−2, для образцов с пятью волокнами — 16,7 см−2. Как и в предыдущем эксперименте, оптические волокна были интегрированы между 5 и 6 слоями стеклоткани вдоль длинной стороны образцов.
В испытаниях на статический изгиб к образцам прикладывалась возрастающая нагрузка в диапазоне 0—200 Н вплоть до их разрушения. По результатам испытаний определены экспериментальные значения предела прочности образцов с разным числом внедренных волоконных световодов. Анализ полученных результатов (рис. 4) показал отсутствие, в пределах статистической ошибки, закономерной зависимости предела прочности образца ПКМ, при котором происходит его разрушение, от числа встроенных в структуру ПКМ волоконных световодов.
Рис. 4. Диаграмма значений предела прочности образцов ПКМ с разным количеством внедренных волоконных световодов при испытании на изгиб
Полученные результаты показали, что увеличение плотности укладки в образцах ПКМ волоконных чувствительных элементов не приводит к ухудшению его механических свойств. Возможным фактором, который способствует такому поведению композиционного материала, является использование для его изготовления биаксиальной ткани, обладающей специфической структурой армирования и обеспечивающей наличие достаточного свободного пространства для укладки оптического волокна, что создает условия для его более эффективной интеграции в структуру материала без образования смоляных карманов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в настоящей работе представлены результаты исследований, направленных на разработку и анализ новых подходов к созданию волоконно-оптических распределенных систем регистрации акустической эмиссии. Установлено, что волоконно-оптические датчики, встроенные в структуру ПКМ в процессе изготовления, сохраняют свою работоспособность при приложении к деформируемому материалу механической нагрузки и обеспечивают регистрацию сигналов АЭ от начала возникновения повреждений в композиционном материале и вплоть до его разрушения. Показано, что при одновременном внедрении в структуру ПКМ нескольких плотно размещенных волоконных световодов, материал сохраняет свои механические свойства и изменения предела прочности, определенного по результатам трехточечного изгиба, не происходит.
Полученные результаты могут быть использованы для развития новых систем неразрушающего контроля элементов ответственных инженерных и технических конструкций непосредственно в процессе их эксплуатации.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда (грант РНФ 21-19-00896).
Об авторах
Р. В. Ромашко
Институт автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: romashko@iacp.dvo.ru
Россия, 690041, Владивосток, ул. Радио, 5
О. В. Башков
Институт автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения РАН; Комсомольский-на-Амуре государственный университет
Email: bashkov@knastu.ru
Россия, 690041, Владивосток, ул. Радио, 5; 681013, Комсомольск-на-Амуре, просп. Ленина, 27
Т. А. Ефимов
Институт автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения РАН
Email: efimov@iacp.dvo.ru
Россия, 690041, Владивосток, ул. Радио, 5
М. Н. Безрук
Институт автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения РАН
Email: bezmisha@iacp.dvo.ru
Россия, 690041, Владивосток, ул. Радио, 5
Д. А. Бобруйко
Институт автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения РАН
Email: bobruyko@iacp.dvo.ru
Россия, 690041, Владивосток, ул. Радио, 5
Н. В. Макарова
Институт автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения РАН
Email: makarova@iacp.dvo.ru
Россия, 690041, Владивосток, ул. Радио, 5
Список литературы
- Колобков А.С. Полимерные композиционные материалы для различных конструкций авиационной техники // Труды ВИАМ. 2020. № 6—7 (89). С. 38—44.
- Gutkin R., Green C.J., Vangrattanachai S., Pinho S.T., Robinson P., Curtis P.T. On acoustic emission for failure investigation in CFRP: Pattern recognition and peak frequency analyses // Mechanical Systems and Signal Processing. 2011. V. 25(4). P. 1393—1407. https://doi.org/10.1016/j.ymssp.2010.11.014
- Sause M.G.R., Müller T., Horoschenkoff A., Horn S. Quantification of failure mechanisms in mode-I loading of fiber reinforced plastics utilizing acoustic emission analysis // Composites Science and Technology. 2012. V. 72(2). P. 167—174. https://doi.org/10.1016/j.compscitech.2011.10.013
- Surgeon M., Wevers M. Modal analysis of acoustic emission signals from CFRP laminates // NDT & E International. 1999. V. 32(6). P. 311—322. https://doi.org/10.1016/S0963-8695(98)00077-2
- Sause M.G.R., Schmitt S., Kalafat S. Failure load prediction for fiber-reinforced composites based on acoustic emission // Composites Science and Technology. 2018. V. 164. P. 24—33. https://doi.org/10.1016/j.compscitech.2018.04.033
- Шарапов В.М., Мусиенко М.П., Шарапова Е.В. Пьезоэлектрические датчики. М.: Техносфера, 2006. 628 с. (Мир электроники.) ISBN 5-94836-100-4.
- Серьезнов А.Н., Муравьев В.В., Степанова Л.Н., Паньков А.Ф., Талдыкин С.В., Кожемякин В.Л., Попов С.И. Мультиплицированная многоканальная акустико-эмиссионная система // Дефектоскопия. 1996. № 8. С. 71—76.
- Bashkov O.V., Romashko R.V., Khon H., Bezruk M.N., Zaikov V.I., Bashkov I.O. Registration of acoustic emission waves in anisotropic composite plates by fiber-optic sensors // Proc. SPIE. 2019. V. 11024. P. 143—147.
- Sorgente M., Zadeh A.R., Saidoun A. Performance comparison between fiber-optic and piezoelectric acoustic emission sensors // Optics11 white paper. 2020.
- Chen Rongsheng, Bradshaw Tim, Badcock Rod, Cole Phil, Jarman Paul, Pedder Don, Fernando Gerard. Linear location of acoustic emission using a pair of novel fibre optic sensors // J. Phys.: Conf. Ser. 2005. V. 15. P. 232—236.
- Bado M.F., Casas J.R. A Review of recent distributed optical fiber sensors applications for civil engineering structural health monitoring // Sensors. 2021. V. 21. Art. No.1818. https://doi.org/10.3390/s21051818
- Verstrynge E., Lacidogna G., Accornero F., Tomor A. A review on acoustic emission monitoring for damage detection in masonry structures // Construction and Building Materials. 2021. V. 268. P. 121089.
- Башков О.В., Ромашко Р.В., Зайков В.И., Панин С.В., Безрук М.Н., Кхун Х.Х.А., Башков И.О. Детектирование сигналов акустической эмиссии волоконно-оптическими интерференционными преобразователями // Дефектоскопия. 2017. № 6. С. 18—25.
- Кошелева Н.А., Сероваев Г.С. Влияние внедренного оптоволокна на внутреннюю структуру полимерного композиционного материала // Вестник Пермского федерального исследовательского центра. 2021. № 1. С. 54—63. https://doi.org/10.7242/2658-705X/2021.1.5
- Huang Minghua, Zhou Zhi, Huang Ying, Ou Jinping. A distributed self-sensing FRP anchor rod with built-in optical fiber sensor // Measurement. 2013. V. 46. P. 1363—1370.
- Kamshilin A.A., Romashko R.V., Kulchin Y.N. Adaptive interferometry with photorefractive crystals // J. Appl. Phys. 2009. V. 105. P. 031101.
- Di Girolamo S., Kamshilin A.A., Romashko R.V., Kulchin Y.N., Launay J.C. Sensing of multimode-fiber strain by a dynamic photorefractive hologram // Optics Letters. 2007. V. 32. P. 1821—1823.
Дополнительные файлы
