Три регтайма Андрея Вознесенского: сонет ли один из них?
- Авторы: Федотов О.И.1
-
Учреждения:
- Московский педагогический государственный университет
- Выпуск: № 4 (2025)
- Страницы: 115-126
- Раздел: Язык художественной литературы
- URL: https://journal-vniispk.ru/0131-6117/article/view/324450
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0131611725040099
- ID: 324450
Аннотация
Как поэт, позиционировавший себя певцом НТР, А. Вознесенский рано обнаружил в своем творчестве обостренную склонность к экфрасису. Будучи выпускником Архитектурного института, он много и охотно сотрудничал с коллегами по профессии, композиторами, живописцами, скульпторами, театральными и кинорежиссерами, создавая произведения синтетических, смешанных жанров: поэтические статуи, словесно-архитектурные сооружения, видеомы, инсталляции, оперы, романсы, оратории, популярнейшие лирические песни. В 1980–1990-х гг. им были написаны три оригинальных стихотворения с необычным жанровым обозначением — регтайм: «Сонет (регтайм)» («сна нет...») (1980), «Регтайм» («Полюбите пианиста!..») (1983) и «Лесной регтайм» («Ку-ку — / миную времени реку...») (1998). Одно из них к тому же он загадочным образом назвал сонетом, хотя оно состояло не из 14, а из 43 укороченных стихов. В предлагаемой статье они анализируются как циклическое единство, а также предпринимается попытка прояснить логику появления столь экстравагантного жанрово-строфического определения. В финале автор мотивирует его тремя основными причинами: 1) каламбуром: «сонет = сна нет»; 2) после того, как поэт перевел для Д. Шостаковича несколько сонетов Микеланджело, сонет стал для него самым совершенным «способом общения с небесами»; 3) однако Вознесенский более чем свободно обращался с традиционными жанровыми формами поэзии, до неузнаваемости модифицируя их ради достижения максимального художественного эффекта.
Ключевые слова
Об авторах
Олег Иванович Федотов
Московский педагогический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: o_fedotov@list.ru
Russian Federation
Список литературы
- Муратова Е. Ю. Окказиональная лексикализация звуковых комплексов в русской поэтической речи ХХ в. // Веснiк БГУ. Сер. 4. 2008. № 1. С. 32–35.
- Попова Н. Е., Казакова С. В., Букминов А. А. Регтайм как самодостаточный музыкальный жанр // Pedagogical Journal. 2020. Vol. 10. Is. 4A. С. 352–358 [Электронный ресурс]. URL: https://sowa-ru.com/wp-content/uploads/2021/01/regtaym-kak-samodostatochnyiy-zhanr.pdf?ysclid=lrqiw8y66j88077942 (дата обращения: 26.04.2025).
- Федотов О. И. Стихопоэтика Иосифа Бродского. Монография. М.: DirectMedia, 2022. 596 с.
- Wagner J. A. The Allegory of Form in Hopkins's Religious Sonnets. Nineteenth-Century Literature. 1992. Vol. 47. № 1. Pp. 44–45.
