Доверие как личное благо в контексте социального капитала

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Задача статьи – концептуализация доверия как личного блага. Актуальность задачи обусловлена тем, что сегодня социальный капитал одновременно изучают в разных парадигмах – личного и общественного блага - вследствие чего невозможно дать ему четкое определение. Одна из причин этой двойственности в том, что в разных парадигмах изучают ключевой элемент социального капитала – доверие. Правопорядок и личная репутация создают доверие к человеку, но первый обычно считают достоянием общества, а вторую - конкретной личности. В этом свете актуализируется возможность концептуализации доверия исключительно в одной из парадигм. Сначала автор описывает свою концепцию социального капитала, дает определение доверия и описывает его роль в контексте социального капитала. Затем источники доверия делятся на три типа: свойства субъекта, свойства объекта и свойства контекста. На этой основе выделяются три чистых типа доверия (базовое, личное, коллективное) и одно составное (категориальное). Далее они последовательно привязываются к конкретной социальной единице при помощи вспомогательной концепции коллектива, демонстрируя принципиальную возможность концептуализации доверия как личного блага. Отдельное внимание уделяется роли институтов в создании доверия, которые автор предлагает считать свойствами коллектива. В заключении описывается логика преобразования видов доверия друг в друга.

Об авторах

Денис Леонидович Монд

Независимый исследователь

Российская Федерация, Москва

Список литературы

  1. Штомпка П. Доверие – основа общества. М.: Логос, 2012.
  2. Banfield E.C., Banfield L.F. (1975) The moral basis of a backward society. New York: Free Press etc.
  3. Bourdieu P. (1986) The forms of capital. In: Richardson J.G. (ed.) Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. New York, Greenwood Press: 241–258.
  4. Burt R.S. (2005) Brokerage and closure: an introduction to social capital. Oxford, Oxford University Press.
  5. Cawvey M., Hayes M., Canache D., Mondak J.J. (2018) Biological and Psychological Influences on Interpersonal and Political Trust. In: Uslaner E.M. (ed.) The Oxford Handbook of Social and Political Trust. New York, N.Y.: Oxford University Press: 119–147.
  6. Clément F. (2020) Trust: Perspectives in Psychology. In: Simon J. (ed.) The Routledge Handbook of Trust and Philosophy. New York, N.Y.: Routledge, Taylor & Francis Group: 205–213.
  7. Coleman S.J. (1988) Social capital in the creation of human capital. American Journal of Sociology. Vol. 94. Suppl.: 95–120.
  8. Dimock S. (2020) Trust and Cooperation. In: Simon J. (ed.) The Routledge Handbook of Trust and Philosophy. New York, N.Y.: Routledge, Taylor & Francis Group: 160–174.
  9. Fukuyama F. (1995) Trust: Social virtues and the creation of prosperity. New York: Free Press.
  10. Fukuyama F. (2001) Social capital, civil society and development. Third World Quarterly. No. 22(1): 7–20. doi: 10.1080/01436590020022547.
  11. Gambetta D., Hamill H. (2005) Streetwise: How taxi drivers establish their customers' trustworthiness. New York: Russell Sage.
  12. Granovetter M. (1992) Problems of explanation in economic sociology. In: Networks and organizations: Structure, form, and action. Ed. by N. Nohria, R.G. Eccles. Boston, Harvard Business School Press: 25–56.
  13. Lahno B. (2020) Trust and Emotion. In: Simon J. (ed.) The Routledge Handbook of Trust and Philosophy. Taylor & Francis: 147–159.
  14. Ledeneva A.V. (2013) Can Russia modernise? Sistema, Power Networks and informal governance. Cambridge: Cambridge University Press.
  15. Liden R.C. et al. (2014) Servant Leadership: Antecedents, Processes, and Outcomes. In: Day D.V. (ed.) The Oxford Handbook of Leadership and Organizations. New York: Oxford Univ. Press: 357–379.
  16. Lin N. (2004) Social capital: A theory of social structure and action. Cambridge, Cambridge University Press.
  17. Möllering G. (2001) The nature of trust: From Georg Simmel to a theory of expectation, interpretation and suspension. Sociology. Vol. 35(2): 403–420.
  18. Möllering G. (2006) Trust: Reason, routine, reflexivity. Elsevier.
  19. Nahapiet J., Ghoshal S. (1998) Social capital, intellectual capital, and the organizational advantage. Academy of Management Review. No. 23 (2): 242–266. doi: 10.2307/259373.
  20. Putnam R. (1995) Bowling alone: America’s declining social capital. Journal of Democracy. No. 6(1): 65–78. doi: 10.1353/jod.1995.0002.
  21. Schmid A.A. (2002) Using motive to distinguish social capital from its outputs. Journal of Economic Issues. No. 36 (3): 747–768. doi: 10.1080/00213624.2002.11506511; EDN EHEAJX.
  22. Uslaner E.M. (2018) The Study of Trust. In: Uslaner E.M. (ed.) The Oxford Handbook of Social and Political Trust. New York, N.Y.: Oxford University Press: 3–14
  23. Weber M. (1946) From Max Weber: Essays in Sociology. Transl., ed. and an introd. by H.H. Gerth, C.W. Mills. New York: Oxford University Press.

© Российская академия наук, 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».