Молодые крафтовые предприниматели (ремесленники) Санкт-Петербурга о мерах государственной поддержки

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье анализируются установки молодых крафтовых предпринимателей (ремесленников) по отношению к мерам государственной поддержки малого бизнеса. Анализ базируется на серии качественных интервью с ремесленниками г. Санкт-Петербурга, развивающими свое дело в рамках креативной экономики. Интервью были собраны в 2021 г. и позволили проследить, как менялось восприятие помощи со стороны государства в доковидный и ковидный периоды. Авторы доказывают, что молодые предприниматели ориентированы на официальную регистрацию своего дела на определенном этапе его развития из рациональных и этических мотивов. Ключевыми в отношениях с государством становятся ценность автономности и субъектности, избегание патернализма и стремление к комфорту и ясности в бюрократических процедурах. COVID-19, с одной стороны, подталкнул молодых предпринимателей к поиску поддержки у государства, с другой стороны, предлагаемые государственные меры оказываются маловостребованными и низко эффективными, так как не соответствуют запросу предпринимателей или «не видят» мастеров в качестве нуждающихся.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Яна Николаевна Крупец

Центр молодежных исследований НИУ «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: ykrupets@hse.ru

кандидат социологических наук, заместитель директора

Россия, Санкт-Петербург

Юлия Валентиновна Епанова

Центр молодежных исследований НИУ «Высшая школа экономики»

Email: yepanova@hse.ru

кандидат культурологии, научный сотрудник

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Ариф Э. М., Кузьминова Т. А. Личное – это профессиональное: этичность молодых крафтовых предпринимателей в Санкт-Петербурге // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. № 3(163). С. 179–199. DOI: http://doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.1922.
  2. Балацюк Е. С., Гладченко Е. А. Профессиональная идентичность учителей крафта в сфере неформального образования в Санкт-Петербурге // Социологические исследования. 2022. № 3. С. 74–82. doi: 10.31857/S013216250016402-5.
  3. Веселов Ю. В. Доверие в предпринимательской среде Санкт-Петербурга: опыт эмпирического исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2022. Т. 15. Вып. 4. С. 366– 383. doi: 10.21638/spbu12.2022.404.
  4. Касамара В. А., Сорокина А. А. Образ государства в представлениях российских предпринимателей // Вопросы теоретической экономики. 2022. № 3. С. 144–156. doi: 10.52342/2587-7666VTE_2022_3_144_156.
  5. Крупец Я. Н., Майборода А. В., Кузинер Е. Н. «Если ты маленький, ты никому не нужен»: молодые креативные предприниматели Санкт-Петербурга и их отношения с государством // Журнал исследований социальной политики. 2021. Т. 19. № 3. С. 405–420. doi: 10.17323/727-0634-2021-19-3-405-420.
  6. Майборода А., Крупец Я., Епанова Ю. «Оттолкнулись от дна и пошли дальше»: стратегии совладания с кризисом крафтовых предпринимателей Санкт-Петербурга // Журнал исследований социальной политики. 2023. № 21(1). С. 45–60. doi: 10.17323/727-0634-2023-21-1-45-60.
  7. Маковецкий М. Ю. Малое и среднее предпринимательство как ключевой элемент экономического развития Российской Федерации // Вестник Московского университета имени СЮ Витте. Сер. 1: Экономика и управление. 2020. № 4 (35). С. 66–74.
  8. Неопуло К. Л. О необходимости совершенствования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства как фактора повышения предпринимательской активности малого бизнеса // Путеводитель предпринимателя. 2020. № 13(1). С. 137–145. doi: 10.24182/2073-9885-2020-13-1-137-145.
  9. Ягофарова И. Д. Антикризисные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России // Образование и право. 2021. № . 7. С. 139–143. doi: 10.24412/2076-1503-2021-7-139-143A cultural economic analysis of craft / Ed. by A. Mignosa, P. Kotipalli. Cham: Palgrave Macmillan, 2019.
  10. Apedo-Amah M. C., Avdiu B., Cirera X., Cruz M., Davies E., Grover A., Tran T. T. Unmasking the Impact of COVID-19 on Businesses. Policy Research Working Paper Series. 9434. February, 2021.
  11. Bredvold R., Skålén P. Lifestyle entrepreneurs and their identity construction: A study of the tourism industry // Tourism Management. 2016. Vol. 56. С. 96–105. doi: 10.1016/j.tourman.2016.03.023.
  12. Cowling M., Brown R., Rocha A. Did you save some cash for a rainy COVID-19 day? The crisis and SMEs // International Small Business Journal. 2020. No. 38(7). P. 593–604. doi: 10.1177/02662426209451.
  13. Fox Miller C. The Contemporary Geographies of Craft‐based Manufacturing // Geography Compass. 2017. No. 11(4): e12311.
  14. Groenewegen J., Hardeman S., Stam E. Does COVID-19 state aid reach the right firms? COVID-19 state aid, turnover expectations, uncertainty and management practices // Journal of Business Venturing Insights. 2021. No. 16. e00262. doi: 10.1016/j.jbvi.2021.e00262.
  15. Handy C. The Empty Raincoat: Making Sense of the Future. London: Random House, 1994.
  16. Krupets Y., Epanova Y. Developing craft business in Russia: capitals and tactics of young cultural entrepreneurs // Cultural Trends. 2021. P. 1–15. doi: 10.1080/09548963.2021.1996203.
  17. Luckman S. Craft and the creative economy. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2015.
  18. Patel K., Dudrah R. Special issue introduction: Craft economies and inequalities // European Journal of Cultural Studies. 2022. No. 25(6). P. 1549–1555. doi: 10.1177/13675494221136618.
  19. Poliakov S. Careers and lifestyles of young cultural entrepreneurs in St. Petersburg // Creative Industries Journal. 2021. No. 14(3). P. 269–282. doi: 10.1080/17510694.2020.1848267.
  20. Razumovskaia E., Yuzvovich L., Kniazeva E., Klimenko M., Shelyakin V. The effectiveness of Russian government policy to support smes in the COVID-19 pandemic // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2020. Vol. 6. No. 4. P. 160. doi: 10.3390/joitmc6040160.
  21. Scott M. ‘Hipster capitalism’ in the age of austerity? Polanyi meets Bourdieu’s new petite bourgeoisie // Cultural Sociology. 2017. No. 11(1). P. 60–76. doi: 10.1177/1749975516681226.

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».