Оценка эффективности психологической образовательной программы для родителей детей с расстройствами аутистического спектра

Обложка

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Возрастающее число детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) обращает внимание исследователей на решение проблем, связанных с оказанием им медико-психологической помощи. Недостаточная осведомленность родителей несовершеннолетних пациентов с РАС о возможностях лечения и формах помощи может нарушать лечебно-реабилитационный процесс. Одним из подходов, направленных на решение данной проблемы, является психологическое образование. Цель – оценить эффективность психологической образовательной программы для родителей, воспитывающих детей с РАС. Методология. В исследовании приняли участие 75 семей, воспитывающих детей в возрасте 3–5 лет с клинически верифицированными диагнозами по МКБ-10 (F84.0x – детский аутизм, F84.1x – атипичный аутизм). С родителями детей реализовывалась психологическая образовательная программа в форме групповых тематических семинаров. До проведения программы и спустя 1,0–1,5 мес. после ее завершения проводилась диагностика родителей по следующим методикам: методика диагностики отношения к болезни ребенка В.Е. Кагана и И.П. Журавлёвой; модифицированный опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина для семей, воспитывающих особого ребенка (И.Н. Галасюк, О.В. Митина); опросник совладающего поведения Р. Лазаруса (в адаптации Л.И. Вассермана и соавт.). Результаты и их анализ. Для родителей детей с РАС характерно гипонозогнозическое, в ряде случаев анозогнозическое отношение к болезни ребенка, недостаточная осведомленность о проблеме РАС, а также недостаточное знание и владение навыками взаимодействия с ребенком. После прохождения психологической образовательной программы родители в большей степени стали осознавать и принимать болезнь ребенка, уменьшилась тревога, снизилась интернальность, повысилась приверженность маршруту ведения ребенка, разработанному мультидисциплинарной командой специалистов. Родители стали больше осознавать роль разных факторов, способных как вызвать болезнь, так и обострить ее течение. У родителей полюс приписывания причин возникновения болезни сменяется с внутреннего на внешний, при этом повышается значимость собственной роли в лечебном-реабилитационном процессе, проводимом с ребенком. Заключение. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведения психологической образовательной работы с родителями детей с РАС, реализуемой в комплексном лечебно-реабилитационном процессе.

Об авторах

О. И. Богачева

Научный центр психического здоровья

Автор, ответственный за переписку.
Email: balakirevalena@yandex.ru
115522, Москва, Каширское ш., д. 34

М. В. Иванов

Научный центр психического здоровья

Email: balakirevalena@yandex.ru
115522, Москва, Каширское ш., д. 34

И. А. Марголина

Научный центр психического здоровья

Email: balakirevalena@yandex.ru
115522, Москва, Каширское ш., д.34

Н. В. Симашкова

Научный центр психического здоровья

Email: balakirevalena@yandex.ru

Е. Е. Балакирева

Научный центр психического здоровья

Email: balakirevalena@yandex.ru
115522, Москва, Каширское ш., д. 34

Список литературы

  1. Бебчук М.А. Командная работа с семьей — необходимое условие организации качественной помощи душевнобольному ребенку // Вестн. психотерапии. 2017. № 61 (66). С. 22–31.
  2. Богачева О.И., Иванов М.В., Симашкова Н.В. Психообразовательный подход: предпосылки, модели, работа с родителями детей // Психич. здоровье. 2021. № 11. С. 72–79. doi: 10.25557/2074-014X.2021.11.72-79.
  3. Богачева О.И., Иванов М.В., Симашкова Н.В. Осведомленность родителей о заболевании детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2019. № 4. С. 3–11. doi: 10.17759/autdd.2019170401.
  4. Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Исаева Е.Р. [и др.]. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: пособие для врачей и мед. психологов / под. ред. Л.И. Вассермана. СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2009. 38 с.
  5. Галасюк И.Н., Митина О.В. Модификация Опросника родительского отношения (А.Я. Варги, В.В. Столина) для семьи, воспитывающей особого ребенка [Электронный ресурс] // Клинич. и спец. психология. 2017. № 6 (2). С. 109–129. doi: 10.17759/cpse.2017060209.
  6. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация психически больных // Рос. психиатрич. журн. 2006. № 2. С. 61–64.
  7. Иванов М.В., Симашкова Н.В., Козловская Г.В., Тяпкова Н.А. Клинико-психологические подходы к профилактике психических расстройств раннего детского возраста // Психиатрия. 2015. № 3 (67). С. 22–27.
  8. Каган В.Е., Журавлева И.П. Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) // Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии: метод. пособие / под ред. Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана. СПб.: СПбГПМУ, 1991. С. 30–34.
  9. Корень Е.В., Куприянова Т.А. Концепция психического здоровья и психосоциальная реабилитация детей и подростков с психическими расстройствами // Рос. психиатрич. журн. 2012. № 3. С. 4–12.
  10. Макушкин Е.В., Демчева Н.К. Динамика и сравнительный анализ детской и подростковой заболеваемости психическими расстройствами в Российской Федерации в 2000–2018 годах // Рос. психиатрич. журн. 2019. № 4. С. 4–15. doi: 10.24411/1560-957X-2019-11930.
  11. Мукаетова-Ладинска Е.Б., Симашкова Н.В., Мукаетова М.С. [и др.]. Расстройства аутистического спектра у детей и взрослых: подходы к проблеме в разных странах // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018. Т. 118, № 12. С. 92–99. doi: 10.17116/jnevro201811812192.
  12. Разенкова Ю.А. Об идеологических противоречиях в отечественной практике ранней помощи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. № 4. С. 3–8.
  13. Свиридов И.Г. Проблема психообразования при оказании психиатрической помощи // Психич. здоровье. 2012. Т. 10, № 4 (71). С. 59–67.
  14. Симашкова Н.В. Атипичный аутизм в детском возрасте: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2006. 44 с.
  15. Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: Психология, 2006. 320 с.
  16. Хальфин Р.А., Сырцова Л.Е., Львова Д.П., Алленов А.М. Развитие форм взаимодействия медицинских специалистов с пациентами // Рос. психиатрич. журн. 2018. № 5. С. 10–18. doi: 10.24411/1560-957X-2018-1%25x.
  17. Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Практическое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии. М.: ГНЦ СиСП им. В.П. Сербского, 2010. 132 с.
  18. Catalano D., Holloway L., Mpofu E. Mental Health Interventions for Parent Carers of Children with Autistic Spectrum Disorder: Practice Guidelines from a Critical Interpretive Synthesis (CIS) Systematic Review // Int. J. Environ. Res. Public Health.2018. Vol. 15, N 2. P. 341. doi: 10.3390/ijerph15020341.
  19. Papadopoulos D. Mothers’ Experiences and Challenges Raising a Child with Autism Spectrum Disorder: A Qualitative Study // Brain Sciences. 2021. Vol. 11, N 3. P. 309. doi: 10.3390/brainsci11030309.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».