Взаимосвязь психического выгорания и социально-психологических свойств личности специалистов социономических профессий
- Авторы: Вильдан П.К.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: № 90 (2024)
- Страницы: 49-56
- Раздел: Медицинская психология
- URL: https://journal-vniispk.ru/0132-182X/article/view/261481
- DOI: https://doi.org/10.25016/2782-652X-2024-0-90-49-56
- ID: 261481
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Существует множество источников, посвященных исследованию выгорания, однако в современной психологической науке еще нет единого представления о механизмах его происхождения.
Цель нашего исследования: анализ взаимосвязей между «ингибиторами», «катализаторами» и показателями психического выгорания специалистов социономических профессий. В исследовании приняло участие 229 человек: социальные работники (89 человек) и учителя (140 человек), женщины, в возрасте от 22 лет до 71 года.
Материалы и методы. В работе был использован метод тестирования (опросник «Профессиональное выгорание», опросник волевого самоконтроля и т.д.) с последующей аналитико-синтетической обработкой полученных данных методом корреляционного анализа.
Результаты. Полученные данные о взаимосвязи выгорания с личностными особенностями работников социономических профессий дают основания предположить, что есть определенные точки приложения для воздействия на них в процессе психотерапии.
Заключение. Проведенное исследование может сыграть важную роль в управлении рабочим стрессом и минимизации рисков синдрома выгорания, помочь разработать психотерапевтическую стратегию по совладанию с выгоранием у специалистов социономических профессий.
Полный текст
Введение
Согласно концепции В.Е. Орла, все личностные характеристики делятся на две группы: «катализаторы», провоцирующие развитие выгорания, и «ингибиторы», тормозящие его [7]. Важным вопросом для объяснения феномена выгорания (Z73.0 по МКБ-10 [6]) и его профилактики является анализ взаимосвязей между «ингибиторами», «катализаторами» и феноменом психического выгорания специалистов социономических профессий. Это необходимо для дальнейшего управления рабочим стрессом и минимизацией рисков синдрома выгорания. Выводы, полученные в результате исследований по проблеме синдрома выгорания, обосновывают необходимость дальнейших исследований, связанных с управлением рабочим стрессом и повышением устойчивости к профессиональному выгоранию.
Цель настоящего исследования: анализ взаимосвязей между «ингибиторами», «катализаторами» и показателями психического выгорания специалистов социономических профессий для нахождения возможностей минимизации рисков профессионального выгорания у работников социономических профессий.
Методы и организация исследования
В исследовании приняло участие 229 человек – социальные работники (89 человек) и учителя (140 человек), женщины, в возрасте от 22 лет до 71 года.
61 % респонденток замужем, 19 % – разведены, 14 % – не замужем, 6 % – вдовы (рис. 1). У 77 % респонденток есть дети, у 23 % – детей нет (рис. 2).
Для диагностики профессионального выгорания был использован опросник «Профессиональное выгорание» (Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.) [1] и измерялись:
- эмоциональное истощение;
- деперсонализация;
- редукция личных достижений;
- индекс выгорания.
Данная методика основана на трехфакторной модели, разработанной К. Маслач и С. Джексоном в 1986 году. В опроснике представлены 22 утверждения, касающиеся эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений, связанных с профессиональной деятельностью. Следует отметить, что показатель «Редукция личных достижений» использует обратную шкалу.
Для определения уровня развития волевой саморегуляции использовался опросник волевого самоконтроля (А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман) [4] и шкалы:
- общая шкала волевого самоконтроля (ВСК);
- субшкала «Настойчивость»;
- субшкала «Самообладание».
Волевая саморегуляция подразумевает умение контролировать свое поведение в различных обстоятельствах, управлять своими действиями, состояниями и мотивами. Опросник для измерения волевой саморегуляции состоит из 30 вопросов, из которых 24 основных и 6 маскировочных. Изначально этот опросник был создан в одномерном варианте, однако в ходе исследования его «факторной структуры» было выявлено две надежные субшкалы:
- субшкала «Настойчивость» характеризует силу намерений человека;
- субшкала «Самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний.
Рис. 1. Семейное положение респонденток
Рис. 2. Наличие/отсутствие детей у респонденток
Также была добавлена шкала общего волевого самоконтроля, которая получается в результате суммирования баллов за ответы в субшкалах «Настойчивость» и «Самообладание».
Для определения переживания одиночества и социальной изоляции человека применялась методика «Шкала субъективного переживания одиночества (СПО)» С.В. Духновского [3]. Шкала субъективного переживания одиночества (СПО) предназначена для измерения степени переживания одиночества, которое служит индикатором сбалансированности/дисбаланса межличностных взаимоотношений, а также отражает близость/ удаленность между субъектами отношений. Для выведения интегральной оценки по шкале СПО производилось суммирование числа ответов испытуемых в пунктах измерения. В СПО в каждом пункте используется шкала с большим числом градаций – 7. Показателем переживания одиночества является сумма баллов по пунктам, входящим в шкалу, которая потом переводится в шкальные оценки (шкала стенов) по нормативной таблице.
Для диагностики индивидуальных различий в оптимизме был использован тест диспозиционного оптимизма ТДО-П в адаптации Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина (2021) [2]. ТДО-П – это русскоязычный аналог теста LOT-R М. Шейера, Ч. Карвера и М. Бриджеса, пересмотренной версии методики LOT. Согласно ему, оптимизм может быть определен как предвкушение того, что в будущем предстоит больше положительных, чем отрицательных событий.
Для измерения степени развития рефлексивности применялась методика диагностики уровня развития рефлексивности (Карпов А.В.) [5]. Опросник состоит из 27 пунктов, ответы на которые оцениваются по 7-балльной шкале Ликерта. По опроснику формируется одно значение, характеризующее общую степень развития рефлексивности личности.
Для диагностики личности использовался краткий пятифакторный опросник личности (TIPI-RU), разработанный С. Гослингом, П. Рентфру и В. Свонном (адаптация и валидизация Сергеевой А.С., Кириллова Б.А., Джумагуловой А.Ф., 2016) [8]. Опросник состоит из 10 пунктов, ответы на которые формируются по 7-балльной шкале Ликерта: 1 – один балл, 7 – семь баллов, кроме перевернутых.
Рассматривались следующие шкалы:
- экстраверсия;
- дружелюбие;
- добросовестность;
- эмоциональная стабильность;
- открытость опыту.
После обработки данных, полученных из указанных выше методик, был произведен анализ взаимосвязи между возрастом, семейным положением, а также показателями личностных характеристик респондентов и психическим выгоранием. Использовался метод корреляционного анализа.
Анализ взаимосвязи возраста, семейного положения и показателей психического выгорания
В данной части исследования были проанализированы корреляционные связи между эмоциональным истощением (в МКБ-10 определяется как переутомление – Z73.1), деперсонализацией (F48.1 по МКБ-10), индексом выгорания, настойчивостью, общей шкалой диспозиционного оптимизма и общей шкалой рефлексивности и данными о семейном положении / наличии детей.
Результаты показывают значимые корреляции показателя «Возраст» с показателями «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация» и «Индекс выгорания» (р ≤ 0,01), (р ≤ 0,05). Это говорит о том, что специалисты старшего возраста менее подвержены психическому выгоранию, т.е. социальные работники с возрастом становятся более адаптированными и психологически устойчивыми к катализаторам выгорания.
Показатель «Кол-во детей» положительно коррелирует с показателями «Кол-во проживающих совместно» и «Настойчивость» (р ≤ 0,01, р ≤ 0,05). Это может говорить о том, что воспитание детей развивает настойчивость.
«Кол-во проживающих совместно» отрицательно коррелирует с показателем «Общая шкала рефлексивности» (р ≤ 0,05) и положительно – с показателями «Кол-во детей» и «Общая шкала диспозиционного оптимизма» (р ≤ 0,01, р ≤ 0,05). Это означает, что количество проживающих, т.е. семья и дети, живущие под одной крышей, снижают способность к рефлексии. Но также большое количество людей в доме способствует проявлению позитивного мышления.
Анализ взаимосвязи личностных особенностей и показателей психического выгорания
Результаты корреляций представлены в таблице 1.
Показатель «Эмоциональное истощение» положительно коррелирует с показателем «Общая шкала одиночества» (р ≤ 0,01) и отрицательно – со всеми остальными показателями («Общий индекс волевого самоконтроля», «Настойчивость», «Самообладание», «Общая шкала диспозиционного оптимизма», «Экстраверсия», «Дружелюбие», «Эмоциональная стабильность») (р ≤ 0,01). Следовательно, снижение эмоционального тонуса и повышение психической истощаемости усиливает чувство переживания одиночества и ведет к снижению уверенности в своих профессиональных достижениях и качествах, ослаблению волевого самоконтроля, утрате оптимистичного мышления и дружелюбия к другим, обращенность внимания вовне и эмоциональная стабильность снижают риск развития выгорания.
Таблица 1
Значимые корреляционные связи показателей выгорания и личностных особенностей
| Общий индекс самоконтроля (ВСК) |
Настойчивость |
Самообладание | Общая шкала одиночества | Общая шкала диспозиционного оптимизма |
Экстраверсия |
Дружелюбие | Эмоциональная стабильность |
Эмоциональное истощение | –,410** | –,366** | –,400** | ,485** | –,425** | –,317** | –,296** | –,360** |
Деперсонализация | –,469** | –,469** | –,439** | ,517** | –,324** | –,222* | –,328** | –,181 |
Редукция личных достижений | ,522** | ,492** | ,404** | –,542** | ,472** | ,492** | ,336** | ,489** |
Индекс выгорания | –,546** | –,516** | –,490** | ,606** | –,479** | –,395** | –,376** | –,398** |
Примечание: ** корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя), * корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Показатель «Деперсонализация» положительно коррелирует с показателем «Общая шкала одиночества» (р ≤ 0,01) и отрицательно коррелирует с такими показателями, как «Общий индекс волевого самоконтроля», «Настойчивость», «Самообладание», «Общая шкала диспозиционного оптимизма», «Дружелюбие» (р ≤ 0,01) и «Экстраверсия» (р ≤ 0,05). Это значит, что обострение чувства негативизма и желания дистанцироваться от коллег и клиентов провоцируют у специалистов переживание одиночества и ведут к снижению уверенности в себе и своей компетентности, снижению способности к контролю собственных эмоций и поведения, утрате оптимистичного мышления и дружелюбия к другим.
Показатель «Редукция личных достижений» положительно коррелирует с показателями «Общий индекс волевого самоконтроля», «Настойчивость», «Самообладание», «Общая шкала диспозиционного оптимизма», «Экстраверсия», «Дружелюбие» и «Эмоциональная стабильность» (р ≤ 0,01). Следовательно, чем больше уверенность исследуемых в собственных профессиональных качествах и выполняемой работе, тем больше они способны к волевой саморегуляции, более оптимистично смотрят на жизнь, более открыты общению, дружелюбны и эмоционально стабильны.
Тот же показатель отрицательно коррелирует с показателем «Общая шкала одиночества» (р ≤ 0,01). Следовательно, снижение ощущения уверенности в своих профессиональных компетенциях у специалистов приводит к усилению переживания одиночества, т. к. проявляется обесценивание собственных достижений и гипертрофированное возвышение успехов коллег, что усиливает тревожность и влечет за собой социальную изоляцию.
Выявленные корреляции говорят о том, что волевой самоконтроль, диспозиционный оптимизм и личностные качества (экстраверсия, дружелюбие и эмоциональная стабильность) являются ингибиторами выгорания, а одиночество – катализатором психического выгорания.
Анализ взаимосвязи между особенностями волевого самоконтроля, личностными особенностями и показателями психического выгорания
Результаты корреляции свидетельствуют о том, что показатели «Общий индекс волевого самоконтроля», «Настойчивость» и «Самообладание» отрицательно коррелируют с такими показателями, как «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Индекс выгорания», «Общая шкала одиночества» (р ≤ 0,01). Это значит, что способность контролировать свои эмоции и поведение и проявлять настойчивость способствуют высокой самооценке и ощущению силы своего «Я», что повышает адаптационные возможности психики и выступает «ингибитором» выгорания. С остальными показателями «Общий индекс волевого самоконтроля», «Настойчивость» и «Самообладание» (р ≤ 0,05), (р ≤ 0,01) находятся в положительной связи. Следовательно, высокий уровень волевого самоконтроля стимулирует проявление уверенности в себе и своих силах, усиливает эмоционально-нравственные характеристики (дружелюбие, доброжелательность и пр.), формирует адекватное отношение к успехам и неудачам и позитивное отношение к миру и т.д. Это также значит, что волевой самоконтроль выступает «ингибитором» выгорания.
Анализ взаимосвязи между переживанием одиночества, личностными особенностями и показателями психического выгорания
Результаты корреляций между показателями выгорания и переживанием одиночества представлены в таблице 2.
Результаты корреляционного анализа показали, что «Общая шкала одиночества» положительно коррелирует с показателями «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Индекс выгорания» (р ≤ 0,01) и имеет отрицательные корреляции со всеми остальными (р ≤ 0,01). Это значит, что переживание одиночества ведет к уменьшению уверенности в своих профессиональных достижениях, снижению волевого контроля над своими реакциями и поведением, понимания своих эмоций, оптимистического мышления и взгляда на жизнь, дружелюбия к другим, а также к ухудшению психического и физического состояния, утрате эмоциональных связей, базового доверия к миру, ощущения безопасности, что в свою очередь провоцирует и увеличивает риск развития выгорания. Показатели волевого самоконтроля, диспозиционный оптимизм и личностные качества – ингибиторы выгорания, переживание одиночества выступает катализатором.
Таблица 2
Значимые корреляционные связи между переживанием одиночества, личностными особенностями и показателями психического выгорания
| Эмоциональное истощение | Деперсонализация | Редукция личных | Индекс выгорания | Общий индекс волевого самоконтроля (ВСК) | Настойчивость | Самообладание | Общая шкала диспозиционного птимизма | Экстраверсия | Дружелюбие | Эмоциональная стабильность |
Общая шкала одиночества | ,485** | ,517** | –,542** | ,606** | –,434** | –,408** | –,526** | –,636** | –,457** | –,391** | –,449** |
Примечание: ** корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Анализ взаимосвязи между оптимизмом, личностными особенностями и показателями психического выгорания
Результаты корреляций представлены в таблице 3.
Показатель «Общая шкала диспозиционного оптимизма» отрицательно коррелирует с показателями выгорания («Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Индекс выгорания» (р ≤ 0,01)) и «Общей шкалой одиночества» (р ≤ 0,01). Способность смотреть на мир позитивно и воспринимать неудачи рационально способствует сохранению стабильности психики и социальных связей, выступая ингибитором выгорания и противодействуя возникновению чувства переживания одиночества.
С другой стороны, показатель «Общая шкала диспозиционного оптимизма» положительно коррелирует с остальными показателями («Настойчивость», «Самообладание», «Экстраверсия», «Дружелюбие», «Доброжелательность», «Эмоциональная стабильность») (р ≤ 0,01, р ≤ 0,05). Оптимистичность мышления стимулирует уверенность в себе и своей компетенции, повышает контроль над собственными эмоциями и поведением, позволяет дружелюбнее относиться к окружающим и позитивно смотреть на мир.
Анализ взаимосвязи между рефлексивностью, личностными особенностями и показателями психического выгорания
Корреляционный анализ показал, что «Общая шкала рефлексивности» отрицательно коррелирует с «Эмоциональной стабильностью» (р ≤ 0,01). Это означает, что чрезмерная рефлексивность в сочетании с другими ситуационными стресс-факторами снижает стабильность психики, что ведет к притуплению эмоциональных переживаний, провоцируя формирование синдрома психического выгорания.
Этот же показатель положительно коррелирует с «Добросовестностью» (р ≤ 0,01). Следовательно, анализ своих чувств и поведения в прошлом и планирование своих действий в будущем помогает специалистам развивать такое личностное качество, как добросовестность, что, в свою очередь, способствует совершенствованию профессиональных компетенций социальных работников.
Выводы
Полученные данные о взаимосвязи выгорания с личностными особенностями у работников социономических профессий дают основания предположить, что есть определенные точки приложения для воздействия на них в процессе психотерапии. При совладании с выгоранием этими точками будут: повышение эмоционального тонуса, снижение чувства переживания одиночества, увеличение эмоциональной стабильности, тренировка волевой саморегуляции, способность проявлять настойчивость, развитие оптимистичности мышления, снижение рефлексивности.
Таблица 3
Значимые корреляционные связи между оптимизмом, личностными особенностями и показателями психического выгорания
| Эмоциональное истощение | Деперсонализация | Редукция личных достижений | Индекс выгорания | Общий индекс волевого самоконтроля (ВСК) | Настойчивость | Самообладание | Общая шкала одиночества | Экстраверсия | Дружелюбие | Доброжелательность |
Общая шкала диспозиционного оптимизма | –,425** | –,324** | ,472** | –,479** | ,425** | ,397** | ,476** | –,636** | ,470** | ,336** | ,220* |
Примечание: ** корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя), * корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Для противодействия выгоранию психологическая помощь должна быть ориентирована на развитие и укрепление «ингибиторов» выгорания и минимизации влияния «катализаторов» в структуре личности. Полученные результаты целесообразно использовать в программах психокоррекции психического выгорания в различных учреждениях (школах, центрах социальной помощи населению, центрах психологических консультаций и т.д.) для профилактики психического здоровья специалистов социальной сферы.
Таким образом, проведенное исследование и его результаты могут сыграть важную роль в управлении рабочим стрессом и минимизации рисков синдрома выгорания, позволят разработать психотерапевтическую стратегию совладания с выгоранием у специалистов социономических профессий.
Об авторах
Полина Константиновна Вильдан
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vildanpolina@gmail.com
аспирантка
Россия, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 6Список литературы
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2024. 299 с.
- Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Диагностика диспозиционного оптимизма, валидность и надежность опросника ТДО-П // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 1. С. 34–55.
- Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. СПб.: Речь, 2009. 141 с.
- Зверков А.Г., Эйдман Е.В. Диагностика волевого самоконтроля: опросник ВСК // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / под ред. С.Р. Пантилеева. М.: МГУ, 1990. С. 116–126.
- Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методики ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45–57.
- Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств: МКБ-10 / под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. СПб.: Оверлайд, 1994. 303 с.
- Орел В.Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. Харьков: Гуманитарный центр, 2014. 296 с.
- Сергеева А.С., Кириллов Б.А., Джумагулова А.Ф. Перевод и адаптация краткого пятифакторного опросника личности (TIPI-RU) // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9, № 3. С. 138–154.
