Анализ содержания авторефератов диссертаций по психотерапии и психологической коррекции, направленных в диссертационные советы России в 2010–2021 гг.
- Авторы: Евдокимов В.И.1,2, Назыров Р.К.3, Алехин А.Н.4, Климшин Д.А.3, Плужник М.С.2
-
Учреждения:
- Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России
- Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова
- Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
- Выпуск: № 89 (2024)
- Страницы: 74-88
- Раздел: Психотерапия. Психиатрия и наркология. Медицинская психология
- URL: https://journal-vniispk.ru/0132-182X/article/view/267949
- DOI: https://doi.org/10.25016/2782-652X-2024-0-89-74-88
- ID: 267949
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. В отличие от зарубежных, диссертационные исследования в России проходят многоуровневую научную экспертизу, и даже намного бóльшую, чем статьи в рецензируемых журналах или монографии, в связи с чем для информационной поддержки новых исследований необходимо подробно изучить содержание предшествующих авторефератов диссертаций.
Цель – провести содержательный анализ авторефератов диссертаций по психотерапии и психологической коррекции, представленных в диссертационные советы России в 2010– 2021 гг.
Методология. Изучили полные тексты 227 авторефератов диссертаций, которые были оцифрованы в Российской государственной библиотеке [https://www.rsl.ru/]. Использовали также электронный ресурс раздела «Объявления о защитах» сайта ВАК Минобрнауки России [https://vak.minobrnauki.gov.ru/] и сайт «Медицинские диссертации» [https://medical-diss. com/]. Для унификации сведения заносили в таблицу, в которой, помимо библиографических сведений, отражали направление, метод, форму, модель психотерапии, вид психотерапевтической помощи, техники воздействия, статистические методики доказательной медицины (психологии). Нозологии пациентов согласовали с Международной классификацией заболеваний и расстройств поведения (МКБ-10). В связи с непараметрическим распределением указаны медианы c верхними и нижними квартилями (Me [Q1; Q3]). Развитие данных изучили при помощи анализа динамических рядов и полиномиального тренда второго порядка. Результаты и их анализ. В 2010–2021 гг. в диссертационные советы России представлялось в среднем по 16 [9; 27] диссертаций. Отмечается явное уменьшение числа диссертаций: если в 2010 г. их было 41, то в 2021 г. – только 8 (уменьшение в 5,1 раза). В изученном общем массиве докторских диссертаций оказалось 11,9 %, исследований по медицинским наукам было 46,3 %, психологическим – 45,8 %, педагогическим – 4 %, по остальным – 3,9 %. По специальностям «Психиатрия» и «Медицинская психология» рассматривалось 44,1 % работ, по остальным научным специальностям – 55,9 % – в диссертационных советах при отсутствии ведущих специалистов по психотерапии и психологической коррекции, что снижало адекватность дискуссии и объективность принятия решений. Теоретико- методологические основы психологического воздействия изучались в 7,3 % диссертаций; формы и методы психологического воздействия с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик – в 49,8 %; психологическая помощь в экстремальных и кризисных ситуациях – в 2,9 %; психологическая характеристика участников психологического вмешательства – в 22,8 %; семейные и детско-родительские отношения – в 4,7 %; личность психотерапевта и консультанта – в 0,5 %; психотерапевтические тактики и взаимодействие в процессе психологической помощи – в 3,9 %; проблемы оценки эффективности – в 8,1 %. Динамическое направление психотерапии было представлено в 8,3 % всех диссертаций, когнитивно-поведенческое – в 49 %, экзистенциально-гуманистическое – в 34,7 %, лингвистическое – в 8 %. Индивидуальная форма психотерапевтического воздействия была в 56,5 % работ, групповая – в 29,8 %, семейная – в 10,5 %, социальная среда – в 2 %, аффективная интервенция – в 1,2 %. Клиническая модель использовалась в 53,2 % диссертаций, неклиническая – в 46,7 %. Из видов психотерапевтической помощи лечение оказывалось в 20,9 % исследований, коррекция – в 38,3 %, реабилитация – в 20,9 %, профилактика и гигиена – 19,9 %. При изучении пациентов (клиентов) нейропсихологические методики использовались в 6,1 % работ, психологические – в 17,7 %, социально-психологические – в 30,1 %, социальные – в 9,4 %. Методы доказательности использовались в 88,1 % диссертаций, в том числе одномерные методы – в 87,1 %, многомерные – в 24,7 %. Изучена структура перечисленных аспектов психотерапии по направлениям научного исследования. В 153 диссертациях (67,4 %) исследовались результаты лечения болезней, из них пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения (F00–F99 по МКБ-10) – в 88 (38,8 %), с болезнями системы кровообращения (I00–I99) – в 25 (11 %), с другими нозологиями – в 40 (17,6 %) работах. В 69 диссертациях (30,4 %) обращение за психологической помощью было обусловлено не болезнью, а социально-экономическими, психосоциальными или иными обстоятельствами (Z40–Z99 по МКБ-10).
Заключение. Полученные результаты расширяют информационные возможности ученых и позволяют им наметить направления собственных исследований.
Полный текст
Введение
Диссертация (лат. dissertatio – рассуждение, исследование) – вид индивидуального исследовательского труда, который представляется для публичной защиты в диссертационном (ученом) совете с целью получения ученой степени. Например, в России авторам диссертаций могут присуждаться ученые степени доктора наук и кандидата наук.
Диссертация на соискание ученой степени доктора наук – научно-квалификационная работа, в которой автором разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально- экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны [п. 9, Положение о присуждении ученых степеней: утверждено постановлением Правительства России от 24 сентября 2013 г. № 842].
Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук – научно-квалификационная работа, в которой содержится решение научной задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны [там же].
Содержание диссертационной работы должно соотноситься с утвержденной номенклатурой научной специальности и ее паспортом. Статистические показатели диссертаций, представленных в советы России, содержатся в публикации [2] и на сайте «Кадры высшей научной квалификации» [URL: http://science-expert.ru/stats].
Защита зарубежных диссертаций, как правило, проводится кулуарно, что закономерно соотносит эти работы с невысоким уровнем доказательности. В отличие от зарубежных диссертационных работ, диссертационные исследования в России проходят многоуровневую научную экспертизу, намного бóльшую, чем статьи в рецензируемых журналах или монографии [3]. Решение некоторых редакторов научных журналов, а подчас и науковедов воздерживаться от цитирования отечественных авторефератов диссертаций является необоснованным.
Психотерапия – система лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного. Будучи формирующейся областью медицины, психотерапия традиционно входит в компетенцию медицинской отрасли знания и практики [9]. Исторический анализ и перспективы научных исследований в психотерапии содержатся в публикациях Р.К. Назырова [8] и Т.А. Караваевой [7].
В предыдущих публикациях рассматривались структура диссертационных исследований по медицинской психологии с 1980 по 2012 гг. [4], обобщенные показатели диссертаций по психотерапии и психологической коррекции в 1995–2009 гг. [5] и в 2010–2011 гг. [3], по психотерапии пограничных и психических расстройств в 2000–2011 гг. с указанием библиографического списка 155 авторефератов диссертаций [6]. Публикации, в том числе авторефераты диссертаций по телесно-ориентированной психотерапии при лечении психосоматических расстройств, рассмотрены в публикации А.В. Антонова [1], по арт-терапии в России – в статье И.В. Сусаниной и А.В. Пруцкова [10].
Подробное рассмотрение содержания отечественных авторефератов диссертаций по психотерапии и психологической коррекции в последние годы не проводилось.
Цель – провести содержательный анализ авторефератов диссертаций по психотерапии и психологической коррекции, представленных в диссертационные советы России в 2010–2021 гг.
Материал и методы
Объект исследования составили авторефераты диссертаций по психотерапии и психологической коррекции, размещенные на сайте Российской государственной библиотеки [https://www.rsl.ru/]. В электронном каталоге библиотеки в 2010–2021 гг. найдены 237 авторефератов диссертаций.
Изучили полные тексты авторефератов диссертаций, которые были оцифрованы в Российской государственной библиотеке. Использовали также электронный ресурс раздела «Объявления о защитах» сайта ВАК Минобрнауки России [https://vak. minobrnauki.gov.ru/] и сайт «Медицинские диссертации» [https://medical-diss.com/]. Из созданного первоначального массива исключили 10 авторефератов, в которых, по сути, не исследовались проблемы психотерапии и психологической коррекции.
Для унификации сведения заносили в таблицу. Кроме библиографической записи и некоторых других данных, которые были индивидуальными, в некоторых графах полужирным шрифтом выделяли для подсчета уже представленные показатели. Например, в разделе о доказательной медицине (психологии) указывали использованные методы (приемы) одномерной или многомерной статистики и т.д.
Форма для изучения авторефератов диссертаций по психотерапии и психологической коррекции
Раздел | Заглавие, показатель | Направление исследований |
Библиографическая запись |
|
|
Организация |
| |
Место защиты |
| |
Нозология по МКБ-10 или психологические проблемы по Z |
| |
Объект | Количество (), пол (М ; Ж), возраст (), профессия | |
Методы изучения пациентов (п/ж) | Нейропсихологические, психофизиологические, личностные, социально-психологические, социальные | |
Доказательная медицина, психология (п/ж) | Одномерные методы (описательная статистика при параметрическом или непараметрическом распределении, сравнение групп, корреляции, прочие). Многомерные методы (регрессионный, дискриминантный, кластерный, факторный анализ, прочие) | |
Направление психотерапии (п/ж) | Динамическое, когнитивно-поведенческое, экзистенциально-гуманистическое, лингвистическое | |
Метод психотерапии |
| |
Форма психотерапии (п/ж) | Индивидуальная, групповая, семейная, социальная среда, аффективная интервенция | |
Модель психотерапии (п/ж) | Клиническая, неклиническая | |
Вид психотерапевтической помощи (п/ж) | Лечение, коррекция, реабилитация, психопрофилактика, гигиена | |
Техника воздействия |
|
Содержание авторефератов соотносили с направлениями научных исследований, которые в основном содержались в п. 6
«Психологическое вмешательство (психотерапия, психологическое консультирование и психокоррекция)» паспорта научной специальности 19.00.04 «Медицинская психология» [http://science-expert.ru/docs/specs/passport/19.00.04.pdf], утвержденного приказом Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. № 59:
1-е направление – теоретико-методологические основы психотерапии и психологического воздействия;
2-е – формы и методы психотерапевтического и психологического воздействия с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик;
3-е – психотерапевтическая и психологическая помощь в экстремальных и кризисных ситуациях;
4-е – психологическая характеристика участников (клиентов, пациентов) психотерапии и психологического воздействия; причины и мотивы обращения за психологической помощью; личность в ситуации психологической помощи;
5-е – семья как объект психотерапии и психокоррекции (супружеские коммуникации, семейное воспитание, детско- родительские отношения, семейные стереотипы, психологический климат семьи);
6-е – личность психотерапевта и консультанта; психотерапевтические тактики и взаимодействие в процессе психологической помощи;
7-е – психологические аспекты взаимодействия участников группового психотерапевтического процесса и его динамика;
8-е – проблемы оценки эффективности психотерапии и психологического воздействия.
С 2021 г. введена новая номенклатура научных специальностей. Специальность «Медицинская психология» теперь имеет шифр 5.3.6, паспорт специальности, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования России от 24 февраля 2021 г. № 118, с изменениями по приказу Минобрнауки России от 11 мая 2022 г. № 445, содержит практически аналогичные направления научных исследований, в том числе п. 6 «Психологическая помощь: психотерапия, психологическое консультирование, психокоррекция».
Уместно указать, что в 62,4 % диссертационных работ были представлены два или даже три–четыре направления исследований, использовались несколько методов изучения пациентов. Количество соотнесений с направлениями научных исследований или с другими характеристиками изучения психотерапии или психологического воздействия суммировали, и их сумма могла быть больше (меньше), чем общее число диссертаций. Эти суммарные показатели использовали для расчета структуры общего массива диссертаций.
Названия организаций в библиографической записи даны на период рассмотрения диссертационного исследования. Диагнозы соотнесли с таксонами болезней или расстройств поведения по Международной классификации болезней и расстройств поведения 10-го пересмотра (МКБ-10).
В тексте представлены абсолютные и относительные (%) данные. При округлении данных до десятых величин исследуемые показатели в структуре могут немного изменяться. В связи с непараметрическим распределением указаны медианы c верхними и нижними квартилями (Me [Q1; Q3]). Развитие показателей оценили при помощи анализа динамических рядов и подсчета коэффициента детерминации второго порядка (R2). Чем больше был коэффициент (максимальный – 1,0), тем объективнее оказывался построенный тренд [11].
Результаты и их анализ
Общие показатели. Динамика 227 изученных авторефератов диссертаций по психотерапии и психологической коррекции показана на рис. 1А, структура диссертаций по ученым степеням – на рис. 1Б, по научным специальностям (отраслям знаний) – рис. 1В.
Рис. 1. Динамика диссертаций (А), ученые степени (Б), научные специальности (В)
Полиномиальный тренд при очень высоком коэффициенте детерминации (R2 = 0,93) показывал уменьшение числа диссертационных исследований (см. рис. 1А): если в 2010 г. с психотерапией и психологической коррекцией соотносилась 41 отечественная диссертация, то в 2021 г. их было только 8 – уменьшение в 5,1 раза (!). В 2010–2021 гг. в среднем ежегодно представлялись в диссертационные советы 19 диссертаций, при медиане с верхним и нижним квартилем – 16 [9; 27] работ.
Диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук было 200 (88,1 %), доктора наук – 27 (11,9 %) (см. рис. 2Б), что в целом соответствовало структуре ученых степеней в общем массиве диссертаций в России.
Рис. 2. Динамика диссертаций 2-го и 4-го направлений научных исследований (А), 1-го и 8-го – (Б)
Диссертаций по медицинским наукам оказалось 105 (46,3 %), из них докторских – 15 (14,3 %), по психологическим – 104 (45,8 %), в том числе докторских – 10 (9,5 %). Кроме того, 9 диссертаций (4 %) были защищены ученых советах по педагогическим наукам, в том числе 1 диссертация на соискание ученой степени доктора наук, 4 (1,8 %) – по биологическим, 2 (0,9 %) – по филологическим, 1 (0,4 %) – по философским (докторская), 1 (0,4 %) – по физико-математическим и 1 (0,4 %) – по техническим наукам.
Оказалось также, что только 100 работ (44,1 %) рассматривались по специальностям «Психиатрия» и «Медицинская психология», остальные (127, или 55,9 %) – в диссертационных советах при отсутствии ведущих специалистов по психотерапии и психологической коррекции, что снижало адекватность дискуссии и объективность принятия решений.
Направление научных исследований. Развитие направлений научных исследований в авторефератах диссертаций наглядно показано на рис. 2, 3. Полиномиальные тренды при разных по значимости коэффициентах детерминации демонстрировали уменьшение данных по всем направлениям.
Рис. 3. Динамика диссертаций 5-го и 7-го направления научных исследований (А), 3-го и 6-го – (Б)
Структура и динамика структуры направлений научных исследований в массиве авторефератов диссертаций показана на рис. 4. В 49,8 % диссертационных работ изучались формы и методы психотерапии и психологического воздействия с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик (2-е направление), в 22,8 % – психологическая характеристика участников (клиентов, пациентов) психотерапии и психологического воздействия; причины и мотивы обращения за психологической помощью; личность в ситуации психотерапии и психологической помощи (4-е направление), в 8,1 % – проблемы оценки эффективности психотерапии и психологического воздействия (8-е направление), в 7,3 % – теоретико- методологические основы психотерапии и психологического воздействия (1-е направление). В сумме они составили 88 % от всех диссертационных исследований (см. рис. 4А). В динамике структуры отмечается уменьшение доли 1-го, 4-го, 5-го и 7-го направления исследований и увеличение доли 2-го, 3-го и 8-го направления (см. рис. 4Б).
Рис. 4. Структура (А) и динамика структуры (Б) направлений научных исследований
В диссертационных исследованиях по психотерапии и психологической коррекции изучили в общем массиве и соотнесли с направлениями научных исследований:
- направление психотерапии (динамическое, когнитивно–поведенческое, гуманистическое и лингвистическое);
- форму (индивидуальная, групповая, семейная, социальная среда и аффективная интервенция);
- модель (клиническая и неклиническая);
- вид оказанной помощи (лечение, коррекция, реабилитация, профилактика и гигиена);
- метод изучения пациентов (нейропсихологический, психофизиологический, личностный, социально–психологический и социальный);
- примененный метод доказательности (одномерный и многомерный).
Направление психотерапии. В общем массиве диссертаций динамическое направление психотерапии было представлено в 8,3 %, когнитивно-поведенческое – в 49 %, экзистенциально-гуманистическое – в 34,7 %, лингвистическое – в 8 % (рис. 5А).
Рис. 5. Структура направлений психотерапии в общем массиве диссертаций (А) и в направлениях научных исследований (Б)
Оказалось, что научные исследования обусловливались основными направлениями психотерапии: например, в работах с теоретико-методологическими основами психотерапии и психологического воздействия (1-е направление научных исследований) были представлены все основные направления психотерапии (динамическое, когнитивно-поведенческое, экзистенциально-гуманистическое и лингвистическое) в 17,1, 29,3, 34,1 и 19,5 % соответственно; в работах, в которых изучались формы и методы психологического воздействия с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик (2-е направление), в 57,5 % применяли когнитивно-поведенческие психотерапевтические методики; при изучении личности психотерапевта и консультанта, их взаимодействия в процессе психологической помощи (6-е направление) в 100 % случаев использовалась экзистенциально- гуманистическая психотерапия (см. рис. 5Б).
Форма психотерапии. В общем массиве авторефератов диссертаций индивидуальная форма психотерапевтического воздействия была изучена в 56,5 %, групповая – в 29,8 %, семейная – в 10,5 %, социальная среда – в 2 %, аффективная интервенция – в 1,2 % (рис. 6А). При изучении теоретико-методологических основ психотерапии и психологического воздействия (1-е направление) использовались все формы психотерапии, что вполне закономерно; в то же время при изучении личности психотерапевта или консультанта, их взаимодействий в процессе психологической помощи (6-е направление) индивидуальная форма психотерапии была ведущей и использовалась в 66,7 %, а групповая – в 33,3 %; при исследовании психологических аспектов взаимодействия участников группового психотерапевтического процесса (7-е направление) – наоборот, в 25 и 75 % соответственно (см. рис. 6Б).
Рис. 6. Структура форм проведения психотерапии в общем массиве диссертаций (А) и в направлениях научных исследований (Б)
Модель психотерапии. В общем массиве диссертационных работ модели психотерапии изучались практически в одинаковых количествах (рис. 7А). В то же время в диссертациях с изучением форм и методов психотерапии и психологического воздействия с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик (2-е направление) клиническая модель психотерапии была в 79,1 % работ; с оказанием психологической помощи в экстремальных и кризисных ситуациях (3-е направление) в 81,8 % использовали неклинические психотерапевтические подходы, а в диссертациях с изучением личности психотерапевта и консультанта, их взаимодействия в процессе психотерапии и психологической помощи (6-е направление) неклиническую модель психотерапии использовали в 100 % случаев (см. рис. 7Б).
Рис. 7. Структура моделей использованной психотерапии в общем массиве диссертаций (А) и в направлениях научных исследований (Б)
Вид психотерапевтической помощи. В анализируемых диссертационных исследованиях использовались следующие виды психотерапевтической помощи: коррекция психического состояния пациентов – в 38,3 % работ, лечение и реабилитаций расстройств здоровья – в равной степени по 20,9 %, психопрофилактические и гигиенические мероприятия – в 15 и 4,9 % соответственно (см. рис. 8А). Как и следовало ожидать, при исследовании общеметодологических вопросов психотерапии (1-е направление) использовались все виды психотерапевтической помощи. Акцентирование внимания на лечении пациентов отмечалось в диссертациях 2-го и 7-го направления, на реабилитации функционального состояния пострадавших – в 3-м направлении научных исследований (см. рис. 8Б).
Рис. 8. Структура видов психотерапевтической помощи в общем массиве диссертаций (А) и в направлениях научных исследований (Б)
Изучили использованные при коррекционном воздействии метод и узконаправленные известные и оригинальные авторские психотерапевтические техники. В изученных диссертациях применяли 87 методов психотерапии. Поведенческая психотерапия упоминается 62 раза, когнитивная психотерапия – 37 раз, арт-терапия – 22 раза, гипнотерапия – 17 раз, психодрамма – 14 раз. Среди 268 психотерапевтических техник тренинг поведенческих навыков использовался 51 раз, коррекция когнитивных схем – 42 раза, техники гипноза, аутотренинга и другой суггестии – 25 раз, коррекция детско- родительских и семейных отношений – 24 раза, релаксационные техники – 21 раз.
Пациентов, на которых было направлено психотерапевтическое воздействие, соотнесли с нозологиями и расстройствами поведения по таксонам МКБ-10. В 153 диссертациях (67,4 %) исследовались результаты лечения болезней, из них пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения (F00–F99) – в 88 (38,8 %), с болезнями системы кровообращения (I00– I99) – в 25 (11 %), с другими нозологиями – в 40 (17,6 %).
В 69 диссертациях (30,4 %) указано, что обращения за психологической помощью были обусловлены не болезнью, а социально- экономическими, психосоциальными или иными обстоятельствами (Z40–Z99), например: проблемами, связанными с обучением и грамотностью у детей (Z55), c воспитанием ребенка (Z62), с работой и безработицей (Z56), c воздействием производственных факторов риска (Z57), с адаптацией к изменению образа жизни (Z60) и др.
Методы изучения пациентов. В общем массиве при обследовании пациентов (клиентов) личностные методики использовались в 36,7 %, социально-психологические – в 30,1 %, социальные – в 9,4 %, нейропсихологические – в 6,1 % (рис. 9А). Как и следовало ожидать, структура использованных методик зависела от направления психотерапии и психологического воздействия: например, индивидуально-психологические характеристики пациентов содержались в названии 2-го направления, что обусловливало необходимость применения всех перечисленных методов; при оказании психологической помощи в экстремальных и кризисных ситуациях (3-е направление) акцент делался на использовании личностных и социально- психологических методик (см. рис. 9Б).
Рис. 9. Структура методов изучения пациентов в общем массиве диссертаций (А) и в направлениях научных исследований (Б)
Доказательная психотерапия и психология. Методы доказательности использовались в 88,1 % диссертаций, в том числе одномерные методы – в 87,1 %, многомерные – в 24,7 %. Среди одномерных методов при параметрическом распределении признаков описательная статистика применялась в 23,5 %, при непараметрическом – в 25,2 % работ. Сравнение групп было в 34,3 %, корреляционные зависимости использовались в 15,6 % исследований (см. рис. 10А). В структуре многомерных методов факторный анализ полученных результатов использовался в 40 % диссертаций, кластерный – в 17,6 %, регрессионный – в 14,1 %, дискриминантный – в 11,8 % (рис. 11А).
Рис. 10. Структура методов одномерной статистики в общем массиве диссертаций (А) и в направлениях научных исследований (Б)
Рис. 11. Структура методов многомерной статистики в общем массиве диссертаций (А) и в направлениях научных исследований (Б)
Структура примененных одномерных статистических методик для обоснования доказательности полученных данных практически не зависела от направления научного исследования (см. рис. 10Б). Выбор многомерных статистических приемов во многом определялся объектом (направлением) научных исследований: например, факторного анализа – необходимостью сужения использованных психо- социальных показателей, выявления гипотетически важных мишеней при психотерапии и психологической коррекции в экстремальных и кризисных ситуациях (3-е направление), при психологической характеристике участников психотерапии (4-е направление) и при семейно-родительских отношениях (5-е направление). При психотерапевтическом и психологическом воздействии с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик (2-е направление) регрессионный анализ позволял сформировать модель наиболее оптимальных психотерапевтических мишеней в 3-м направлении исследования (см. рис. 11Б).
Заключение
В 2010–2021 гг. в диссертационные советы ежегодно представлялось в среднем 19 диссертаций, при медиане с верхним и нижним квартилем – 16 [9; 27]. Отмечается явное уменьшение числа диссертаций: если в 2010 г. их было 41, то в 2021 – только 8 (уменьшение в 5,1 раза). В изученном общем массиве докторских диссертаций оказалось 11,9 %, работ по медицинским наукам было 46,3 %, психологическим – 45,8 %, педагогическим – 4 %, по другим – 3,9 %. По специальностям «Психиатрия» и «Медицинская психология» рассматривалось 44,1 % работ, по остальным научным специальностям – 55,9 % – в диссертационных советах при отсутствии ведущих специалистов по психотерапии и психологической коррекции, что снижало адекватность дискуссии и объективность принятия решений.
Теоретико-методологические основы психотерапии и психологического воздействия изучались в 7,3 % диссертаций; формы и методы психотерапии и психологического воздействия с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик – в 49,8 %; психотерапия и психологическая помощь в экстремальных и кризисных ситуациях – 2,9 %; психологическая характеристика участников психотерапевтического и психологического вмешательства – в 22,8 %; семейные и детско- родительские отношения – в 4,7 %; личность психотерапевта и консультанта – 0,5 %; психотерапевтические тактики и взаимодействие в процессе психологической помощи – 3,9 %; проблемы оценки эффективности психотерапии и психологического воздействия – в 8,1 %. В 153 диссертациях (67,4 %) исследовались результаты лечения болезней, из них пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения (F00–F99 по МКБ-10) – в 88 (38,8 %), с болезнями системы кровообращения (I00–I99) – в 25 (11 %), с другими нозологиями – в 40 (17,6 %). В 69 диссертациях (30,4 %) обращения за психотерапией и психологической помощью были обусловлены не болезнью, а социально- экономическими, психосоциальными или иными обстоятельствами (Z40–Z99 по МКБ-10).
В диссертационных исследованиях по психотерапии и психологической коррекции следует шире использовать методы доказательности количественных и качественных результатов: например, статистические методики были указаны в 88,1 % диссертаций, в том числе одномерные методы – в 87,7 %, многомерные – в 24,7 %.
Полученные результаты расширяют информационные возможности ученым и позволяют наметить направления собственных исследований.
Об авторах
Владимир Иванович Евдокимов
Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России; Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова
Автор, ответственный за переписку.
Email: 9334616@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0771-2102
д-р мед. наук проф., гл. науч. сотр., Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А.М. Никифорова МЧС России; преподаватель каф. психиатрии, Воен.-мед. акад. им. С.М. Кирова
Россия, Санкт-Петербург, ул. Акад. Лебедева, д. 4/2; Санкт-Петербург, ул. Акад. Лебедева, д. 6Равиль Каисович Назыров
Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского
Email: ravil.nazyrov@gmail.com
ORCID iD: 0009-0002-5073-2229
д-р мед. наук, директор
Россия, Санкт-Петербург, Басков пер, д. 32–34Анатолий Николаевич Алехин
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Email: termez59@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6487-0625
д-р мед. наук проф., зав. каф. клинич. психологии и психол. помощи
Россия, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48Дмитрий Анатольевич Климшин
Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского
Email: dklimshin@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-0579-9278
мед. психолог, преподаватель
Россия, Санкт-Петербург, Басков пер, д. 32–34Михаил Сергеевич Плужник
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова
Email: pluzhnikms@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-0535-533X
курсант V курса факультета подготовки воен. врачей для Воен.-мор. флота
Россия, Санкт-Петербург, ул. Акад. Лебедева, д. 6Список литературы
- Антонов А.В. Вклад телесно-ориентированной психотерапии в лечение психосоматических расстройств // Будущее клинической психологии – 2020: материалы XIV всерос. науч.-практ. конф. Пермь: Пермский гос. нац. исслед. ун-т, 2020. С. 9–17.
- Аттестация кадров высшей научной квалификации: по результатам деятельности сети диссертационных советов за период 2008–2013 годы / ред.: Н.И. Аристер, С.И. Пахомов, И.А. Шишканова, В.А. Гуртов. СПб.: СПбГЭУ, 2015. 1186 с.
- Евдокимов В.И. Обобщенные показатели авторефератов диссертаций по психотерапии и психологической коррекции, проиндексированных в Российской государственной библиотеке (2010–2021 гг.) // Вестн. психотерапии. 2022. № 83. С. 73–85. doi: 10.25016/2782-652X-2022-0-83-73-85
- Евдокимов В.И., Зотова А.В., Рыбников В.Ю. Медицинская психология: наукометрический анализ диссертационных исследований (1980–2012 гг.): монография / Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А.М. Никифорова МЧС России ; Сев.-Зап. гос. мед. ун-т им. И.И. Мечникова. СПб.: Политехника-сервис, 2013. 76 с.
- Евдокимов В.И., Тонкошкурова Л.А. Обобщенные показатели диссертаций, рассмотренных в диссертационных советах России по психотерапии и психологической коррекции в 1995–2009 гг. // Вестн. психотерапии. 2010. № 35 (40). С. 123–136.
- Евдокимов В.И., Чехлатый Е.И. Анализ диссертаций по специальности 14.01.06 – «Психиатрия» (2000– 2011 гг.). Психотерапия пограничных и психических расстройств // Вестн. психотерапии. 2012. № 42 (47). С. 110–142.
- Караваева Т.А. Исторический анализ и перспективы научных исследований в психотерапии // XVI Съезд психиатров России. Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы: всерос. науч-практ. конф. с международным участием [Электронный ресурс] / ред. Н.Г. Незнанов. СПб.: Альта Астра, 2015. С. 699. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Назыров Р.К. Научный анализ состояния психотерапии в России и теоретико-методологическое обоснование ее дальнейшего развития : автореф. дис. д-ра мед. наук. СПб., 2012. 48 с.
- Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. 3-е изд. СПб. [и др.] : Питер, 2006. 943 с.
- Сусанина И.В., Пруцков А.В. Тренды арт-терапии в России (библиометрический анализ 1997–2021 гг.) // Психич. здоровье. 2023. Т. 18, № 10. С. 53–63. doi: 10.25557/2074-014X.2023.10.53-63
- Холматова К.К., Гржибовский А.М. Панельные исследования и исследования тренда в медицине и общественном здравоохранении // Экология человека. 2016. № 10. С. 57–63. doi: 10.33396/1728-0869-2016-9-57-64.
Дополнительные файлы
