Образ врача и доверие к себе и другим у студентов в период пандемии COVID-19

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Проблематика образа врача стала особенно актуальной в последние 3 года в связи с затянувшейся эпидемией новой коронавирусной инфекции. Исследования зарубежных и отечественных авторов свидетельствуют о том, что образ врача и доверие к нему определяют характер ожиданий пациента в отношении медицинской помощи и готовность к комплаенсу, а в случае самого врача или студента медицинского вуза служат одним из ориентиров их профессионального становления. Цель – изучить, как воспринимается образ врача в период пандемии и каким образом содержательные характеристики этого образа соотносятся с уровнем доверия к себе и другим у разных групп населения. Методология. Проведено сравнительное эмпирическое исследование, в котором приняли участие 206 студентов московских и нижегородских вузов. Группу будущих врачей составили 104 студента медицинских факультетов, группу потенциальных пациентов – 102 студента социально-гуманитарных факультетов. Возраст респондентов – от 17 до 23 лет (M = 19,3, SD = 1,3) года, из них женщин – 79,6 %. Для изучения образа врача применялся метод семантического дифференциала, уровень доверия к другим изучался с помощью методики «Вера в людей» М. Розенберга, посредством рефлексивного опросника Т.П. Скрипкиной замерялся уровень доверия к себе в разных сферах. Результаты и их анализ. Установлено, что образ врача у учащейся молодежи в период пандемии носит выраженный позитивный характер. Определены значимые различия в образе врача у студентов разных факультетов. Установлено, что студенты медицинских вузов имеют более позитивно окрашенный образ врача. Различия в уровне доверия к другим и себе у студентов – будущих медицинских работников и студентов-гуманитариев не обнаружены. Установлены специфические взаимосвязи между образом врача и доверием к другим и себе: прямые корреляции у студентов медицинских и обратные у студентов социально-гуманитарных факультетов. В целом, именно у студентов – будущих медицинских работников с повышением уровня доверия как к окружающим, так и к самим себе возрастает и выраженность положительных оценок, приписываемых врачу. Заключение. Полученные результаты могут быть использованы при разработке модели позитивного имиджа современного медицинского работника и программы психолого-педагогического сопровождения процесса развития профессионального самосознания студентов медицинских факультетов.

Об авторах

М. Е. Сачкова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: msachkova@mail.ru
119571, Москва, пр. Вернадского, д. 82

Л. Э. Семенова

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Email: msachkova@mail.ru
603022, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23

Список литературы

  1. Авдонина Н.С. К проблеме определения компонентов структуры профессиональной идентичности // Вестн. Омского гос. пед. ун-та. Гуманит. исслед. 2017. № 3 (16). С. 127–131.
  2. Алборова З.О. Профессионально важные качества (ПВК) в структуре субъектных свойств врача // Современ. исслед. соц. пробл. (электрон. науч. журн.). 2012. № 7 (15). С. 19. URL: https://findpatent.ru/magazine/079/795648.html
  3. Дуброва В.П., Елкина И.В. Образец идеального врача в представлениях студентов высшей медицинской школы // Психол. наука и образование. 2000. № 4. С. 50–59.
  4. Камалиева И.Р., Невелева В.С. Доверие как основание отношения «врач – пациент» в современной медицине: философско-антропологическая интерпретация // Вестн. Пермского ун-та. Философия. Психология. Социология. 2019. № 4. С. 504–514. doi: 10.17072/2078–7898/2019–4–504–514.
  5. Камынина Н.Н., Короткова К.О., Скулкина Ю.Н. Обзор исследований доверия к системе здравоохранения // Здоровье мегаполиса. 2020. Т. 1, № 1. С. 87–95. doi: 10.47619/2713–2617.zm.2020.v1i1;87–95.
  6. Караваева Л.П., Тарасова Л.В. Доверие к себе как основа позитивного функционирования личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 7 (75). С. 83–87. doi: 10.24158/spp.2020.7.13.
  7. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. 576 с.
  8. Курылева Н.В. Представления врачей о качествах, обеспечивающих эффективное взаимодействие с пациентом // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Сер. Психол. науки. Акмеология образования. 2011. Т. 17, № 1. С. 97–101.
  9. Марков Б.В., Хубулава Г.Г. Трансформация образов врача и больного в истории культуры // Медицинская антропология и биоэтика. 2012. № 2 (4). С. 2. URL: http://www.medanthro.ru/?page_id=1107.
  10. Нор-Аревян О.А. Институциональные условия поддержки медицинских династий в современном российском обществе // Власть. 2020. № 4. С. 123–130. doi: 10.31171/vlast.v28i4.7446.
  11. Осипова Н.Г., Семина Т.В. Личность врача в современном социуме: идеальный тип и профессиональные деформации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2017. № 3. С. 4–29.
  12. Руслякова Е.Е. Исследование представлений здоровых детей о врачах // Социосфера. 2013. № 3. С. 103–109.
  13. Селедцов А.М., Акименко Г.В., Кирина Ю.Ю. Важные аспекты психологии неопределенности в условиях COVID-19 // International journal of Professional Science. 2020. № 8. С. 12–19.
  14. Семенова Л.Э. Образ врача в представлениях студентов медицинского вуза (на примере ПИМУ) // Ментальное здоровье – интеграция подходов: материалы всерос. науч.-практ. конф.. Н. Новгород: Изд-во Приволжского исслед. мед. ун-та, 2021. С. 194–200.
  15. Семина Т.В. Социальные изменения личности врача в эпоху глобализации, интеграции и унификации // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 10. С. 52–55. doi: 10.24158/spp.2017.10.9.
  16. Сиваченко О.Ю. Субеева Ю.А. Представления о роли врача у студентов медицинского университета // Медицина и образование в Cибири. 2015. № 4. С. 19–28.
  17. Скрипкина Т.П. Психология доверия: учеб. пособие. М.: Академия, 2000. 264 с.
  18. Скрипкина Т.П. Антиномия доверия к миру и доверия к себе в человеческом бытии // Развитие личности. 2011. № 3. С. 111–131.
  19. Фитьмова А.А. Исследование мотивационной структуры личности будущих врачей // Изв. Волгоградского гос. технич. ун-та: межвуз. сб. науч. ст. 2010. Т. 9, Вып. 69. С. 62–67.
  20. Холмогорова А.Б., Рахманина А.А., Суроегина А.Ю. [и др.]. Психическое здоровье и профессиональное выгорание врачей-ординаторов во время пандемии COVID-19: ситуационные и психологические факторы // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т. 29, № 2. С. 9–47. doi: 10.17759/cpp.2021290202.
  21. Чижкова М.Б. Мотивы выбора профессии врача и их взаимосвязь с профессионально-значимыми качествами медицинского работника у студентов-первокурсников медицинского вуза // Современ. пробл. науки и образования. 2015. № 2 (1). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21057.
  22. Chandra S., Mohammadnezhad M., Ward P. Trust and communication in a doctor-patient relationship: a literature review // J. of Health Care Communications. 2018. Vol. 3, N 3. P. 36. doi: 10.4172/2472–1654.100146.
  23. Coulter A. Patients’ views of the good doctor // BMJ. 2002. N 325. P. 668–669. doi: 10.1136/bmj.325.7366.668.
  24. Mechanic D., Meyer S. Concepts of trust among patients with serious illness // Soc. Sci. Med. 2000. Vol. 51, N 5. Р. 657–668. doi: 10.1016/s0277–9536(00)00014–9.
  25. Rutberg P.C., King B., Gaufberg E. [et al.]. Medical students’ narrative representations of “the good doctor” change over time? Comparing humanism essays from a national contest in 1999 and 2013 // Academic Medicine. 2017. Vol. 92, N 4. Р. 537–543. doi: 10.1097/ACM.0000000000001531.
  26. Wei D., Xu A., Wu X. The mediating effect of trust on the relationship between doctor–patient communication and patients’ risk perception during treatment // PsyCh Journal. 2020. Vol. 9, N 3. Р. 383–391. doi: 10.1002/pchj.327.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».