Направления, формы и оценка уровня развития межрегиональных хозяйственных взаимосвязей
- Авторы: Павлов К.В.1
-
Учреждения:
- Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой
- Выпуск: № 3 (2023)
- Страницы: 59-68
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/0207-3676/article/view/126523
- DOI: https://doi.org/10.31857/S020736760024668-3
- ID: 126523
Полный текст
Аннотация
В работе рассматриваются разнообразные проблемы социально-экономического и экологического развития межрегионального взаимодействия и взаимовлияния как важного и перспективного направления регионалистики. Особенно это актуально для оценки хозяйственного взаимодействия, существующего между приграничными регионами разных стран. Экономика приграничных регионов в настоящее время является одним из наименее изученных аспектов теории региональной экономики. Развитие приграничной экономики и приграничной экологии особенно актуально для крупных стран – например, таких, как Россия, Китай, Казахстан, имеющих к тому же весьма протяженную границу. Как известно, Россия граничит с большим числом стран, как дружественных в настоящее время (Беларусь, Китай и проч.), так и с государствами, у которых с Россией сейчас имеются серьезные проблемы и разногласия как политического, так и экономического характера (Украина, прибалтийские государства).
Полный текст
В настоящее время межрегиональное (особенно приграничное) сотрудничество стало важной составляющей международных связей российских и белорусских регионов. Действительно, на границе Российской Федерации и Республики Беларусь (то есть, в приграничных районах) пересекается значительное количество жизненно важных проблем: внешнеполитических, экономических, научных, образовательных, культурных и др. Целесообразно отметить важность таких исторически сложившихся взаимодействий и в дальнейшем укреплять и расширять уже сложившиеся контакты, используя современные механизмы и принципы взаимодействия.
В Европейском союзе развитие межрегионального и приграничного сотрудничества помогает достижению гармоничного территориального развития, которое оказывает влияние также на различные темпы экономического развития стран и территорий, различия в доходах и демографические особенности [1]. Изучение процесса управления социально-экономическими проектами и программами межрегионального сотрудничества в условиях приграничного региона затруднено специфическими ситуациями, которые нередко носят комплексный характер и поэтому требуют разработки специальных методик изучения [7].
При анализе приграничных связей важным вопросом является разработка методики оценки состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития. Здесь, в первую очередь, речь идет об оценке эффективности социально-экономических проектов и программ межрегионального сотрудничества. Это крайне важно для эффективного развития многих регионов России – таких, как Мурманская область, Республика Карелия, Приморский край; Курская, Белгородская, Смоленская области и др.; в Беларуси – Витебская, Гродненская, Гомельская и Брестская области.
Ш. Радвилавичюс и Н. Межевич отмечают, что при оценке приграничного сотрудничества важно помнить, что могут учитываться различные направления сотрудничества: общая оценка влияния приграничного сотрудничества на социально-экономическое развитие приграничной территории; оценка программ двустороннего сотрудничества (например, программ ЕИСП); оценка конкретных проектов [3].
Стоит отметить, что в данном случае оценка – это систематизированное исследование реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества или их результатов. Существует несколько видов оценки: базовая оценка, оценка процесса и оценка влияния. На наш взгляд, государственная система оценки должна включать все упомянутые виды. Все это крайне важно в настоящее время, в условиях цифровизации, понимаемой в широком смысле как всеобъемлющая тенденция развития общества и экономики и охватывающая все основные элементы системы общественного воспроизводства (а не просто перевод информации в цифровую форму, как это имеет место в случае узкого понимания данного термина) [9]. Важно добавить также, что в последние годы, а также в обозримой перспективе, в России разрабатывается довольно много разнообразных программ развития Арктических регионов страны, значение которых будет неуклонно возрастать [6]. Обобщение и систематизация взглядов на требования к построению эффективной методики оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества должны учитывать следующие принципы.
Принцип научной обоснованности. Этот принцип предусматривает разработку и совершенствование системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества с учетом достижений современной теории, апробации новых инструментов оценки полученных данных, использования возможностей современных информационных технологий.
Принцип объективности. Его суть заключается в необходимости отражения в формируемой информационной базе государственной системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества реальных условий функционирования хозяйственной системы региона и факторов, определяющих ее состояние и перспективы развития.
Принцип реалистичности. Он требует, чтобы система показателей, используемых для оценки состояния, динамики и результатов функционирования социально-экономической системы приграничных регионов, основывалась на достоверной информации.
Принцип репрезентативности и адекватности информационного обеспечения. Следование этому принципу призвано обеспечить «настройку» системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества на сбор статистически значимых данных, позволяющих адекватно оценить изучаемые условия реализации программ, анализируемые процессы и результаты.
Принцип целенаправленности. Предусматривает ориентацию системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества на развитие информационно-аналитической поддержки процесса принятия управленческих решений, связанных с улучшением условий и развитием социально-экономической системы межрегионального приграничного сотрудничества.
Принцип синергичности. Предусматривает отлаженность взаимодействия элементов внутри методики оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества с внешней средой.
Принцип развития. Его суть – в необходимости совершенствования системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества (используемого методического инструментария, технического оснащения, состава индикаторов с целью обеспечения синхронизации с переменами в объекте исследования и условиях его функционирования и др.). Важно отметить, что изменения не должны усложнять систему оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества и ключевые показатели, а результаты и направления должны быть доступны и понятны пользователям на различных уровнях. Важна инновационная составляющая этого принципа, проявляющаяся в обеспечении систематического поиска альтернативных информационных источников, организационных схем движения информации и др.
Совокупность указанных принципов образует сложную систему логически связанных и взаимодополняющих элементов, в которых представлены различные аспекты разработки методики оценки состояния проектов межрегионального приграничного сотрудничества, чем в определенной мере объясняется весьма большое количество рассмотренных принципов. Применительно к хозяйственным системам приграничных регионов методика оценки реализации межрегиональных программ и проектов социально-экономического сотрудничества имеет активный характер, поскольку ориентирована на создание информационной основы управления их развитием.
Активная роль разрабатываемой методики оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества связана с тем, что на каждом этапе развития разных систем (экологических, социальных, экономических) существуют не только положительные, но и отрицательные тенденции, факторы внешнего воздействия, которые, как правило, бывает недостаточно только выявить и классифицировать. В процессе оценки появляется возможность на основе обобщения информации выработать адекватное представление о состоянии, векторах и динамике развития объекта, его детерминантах и уже на этой основе разработать управленческие решения, реализация которых позволит ограничить или полностью предотвратить отрицательное воздействие, а также помогут усилить действие благоприятных факторов и условий.
Методику оценки реализации межрегиональных программ и проектов социально-экономического сотрудничества необходимо рассматривать как систему, функционирование которой включает ряд этапов. К ним следует отнести: процесс непрерывного наблюдения, исследование явлений и событий, формирование информационной базы управления, контроль за ходом и характером изменений объекта, оценку отклонений на основе системы критериев (эталонов).
Естественно, оценка состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития в условиях приграничного региона будет обусловлена дифференциацией социально-экономического состояния приграничных регионов, что предполагает введение как относительных, так и абсолютных показателей. Таким образом, вводимая методика оценки состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития в условиях приграничья должна учитывать следующие условия:
– доступность получения необходимой статистической информации;
– простоту расчетов;
– возможность построения рейтинга;
– возможность сравнительных оценок.
Одним из сравнительно новых аспектов изучения территориальной тематики является проблематика, связанная с исследованием социально-экономических и экологических проблем взаимодействия приграничных регионов, принадлежащих разным государствам. Анализу многочисленных вопросов развития и управления воспроизводственной системой приграничных регионов на постсоветском пространстве посвятили свои исследования следующие специалисты и ученые: А.А. Епифанов [2], В.М. Московкин [4], П.А. Черномаз [10] и ряд других. Автор этих строк также занимался изучением данной проблематики [5].
Однако, разновидностью приграничного социально-экономического взаимодействия является связь и зависимость приграничных водных регионов, граница между которыми имеет океанический, морской, озерный, речной характер. Особенности взаимодействия приграничных водных и прибрежных районов мало представлены в исследованиях экономистов, в связи с чем целью данного исследования является решение актуальной проблемы – определение факторов и особенностей функционирования воспроизводственной системы приграничных водных и прибрежных районов на основе использования методов системного анализа, экономико-статистических методов, методов выбора приоритетов и иных передовых методов научного исследования.
Развитие вопросов социально-экономического приграничного взаимодействия и сотрудничества осуществляется в разных государствах не только с учетом специфики воспроизводственных условий, но и с учетом политических особенностей и факторов, влияющих на функционирование этих стран в данный текущий момент. Так, очевидно, что в России в последние годы все более популярны и актуальны вопросы развития арктической части страны в связи с открытием крупных месторождений полезных ископаемых, в том числе углеводородов (например, известное Штокмановское месторождение природного газа и газоконденсата в Баренцевом море), поэтому для Российской Федерации и ее союзников очень важно развитие прибрежных районов Арктики. По мнению многих специалистов [8], данное утверждение будет особенно справедливо в обозримой перспективе, по мере того, как все отчетливей будет проявляться ограниченность мировых природных ресурсов. Данное утверждение справедливо также и потому, что на богатства Арктики кроме Российской Федерации претендуют такие государства, как США, Канада, Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция, Исландия.
Более того, в последнее время к Мировой Арктике все больший интерес проявляют такие удаленные в географическом плане страны, как Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Сингапур, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Испания, Швейцария и Польша. Очевидно, что в этих условиях острота экономических взаимоотношений приграничных арктических регионов России с аналогичными арктическими территориями других государств, в основном недружественных по отношению к Российской Федерации, будет только возрастать.
Таким образом, для России востребованность исследования вопросов хозяйственного функционирования приграничных регионов, в том числе расположенных в крайне важной и перспективной арктической зоне, будет только расти, хотя, учитывая размеры РФ как самой большой страны мира и значительную протяженность ее границ, эта тема и прежде была весьма актуальна.
Сказанное справедливо и для других крупных стран – таких, как Китай, США, Канада и др. Однако, и для сравнительно небольших государств исследование системы воспроизводства в приграничных регионах может иметь существенное значение. Нередки случаи, когда определенная часть страны граничит сразу с несколькими регионами другого государства (к примеру, Белгородская область России граничила до проведения специальной военной операции сразу с тремя областями Украины). В связи с этим, среди наименее исследованных вопросов теории региональной, в т.ч. межрегиональной экономики как в теоретическом, так и в практическом аспекте, являются проблемы анализа социально-экономических и экологических взаимосвязей между приграничными районами разных стран. Учитывая актуальность создания предпосылок и условий для эффективного взаимодействия между приграничными территориальными структурами различных государств, нами в данной работе анализируются разнообразные аспекты функционирования приграничной экономики и эффективного развития приграничных территорий в условиях формирования развитых рыночных отношений.
В связи с этим весьма актуально рассмотрение проблемы о системе показателей, характеризующих различные направления и формы межтерриториальных приграничных хозяйственных взаимосвязей.
В начальном разделе системы показателей, отражающих современное состояние и динамику системы приграничного экономического сотрудничества соседних государств, необходимо указывать общее число приграничных регионов в данной стране, определить их удельный вес в общем числе регионов в стране, указать общее число соседних, граничащих со страной государств, количество регионов, являющихся приграничными по отношению к каждой из соседних стран, а также среднее число приграничных регионов на одно соседнее государство и в среднем на 1000 км границы анализируемой страны. Важно также определить количество внешних приграничных регионов окружающих стран.
Кроме этого, следует отметить общую площадь, занимаемую приграничными регионами в целом, а также ее удельный вес в общей площади, занимаемой рассматриваемым государством. Важно также оценить суммарный ВРП приграничных регионов и его долю в ВВП страны, удельный вес этой группы регионов в экспорте и импорте страны. Следует учесть также эмиграцию и иммиграцию населения (в том числе, трудоспособного возраста) из приграничных регионов и их долю в общем числе эмигрантов и иммигрантов. По аналогии, на наш взгляд, следует отслеживать экспорт и импорт капитала из приграничных регионов исследуемого государства, а также определить их долю в общем экспорте и импорте капитала этого государства.
В этой системе в особую группу следует выделить показатели, характеризующие межрегиональную торговлю между приграничными территориями. Целесообразно использовать показатели экспорта и импорта, измеряемые как в стоимостной, так и в натуральной форме между приграничными территориями двух сопредельных государств, а также показатели удельного веса, долей объемов их экспорта и импорта из одного приграничного региона в другой в общем суммарном объеме экспорта и импорта каждого из анализируемых приграничных регионов.
Поскольку в этой связи может возникнуть путаница из-за того, что многие регионы, особенно относящиеся к пограничным, непосредственно торгуют с другими государствами, то в этих случаях более правильным было бы, если под региональным импортом и экспортом понимать соответственно ввоз в регион и вывоз товаров и услуг из данного региона за границу, а для обозначения результатов собственно межрегиональной торговли использовать показатели межрегионального ввоза и межрегионального вывоза. Такое разграничение понятий позволило бы осуществлять более точный учет торговых отношений определенного региона как с иными регионами страны, так и с другими государствами. Если же мы хотим получить общее представление о торговых отношениях определенного региона (т.е. вне зависимости от того, с каким субъектом хозяйствования осуществляются торговые операции – со страной или с другим регионом), то целесообразно, на наш взгляд, использовать показатели совокупного ввоза в данный регион и совокупного вывоза из региона.
Предложенный подход позволяет учитывать в статистике особенности торговых отношений региона в зависимости от специфики его торгового партнера (т.е. иного региона той же самой страны или другого государства). Таким образом, в соответствии с нашим подходом применительно к конкретному региону, под региональным экспортом понимаются товары или услуги, произведенные в данном регионе и проданные покупателям в других странах. Под региональным импортом понимаются приобретенные в других государствах и ввезенные в данный регион товары и услуги. Под межрегиональным вывозом понимаются товары и услуги, произведенные в данном регионе и проданные покупателям в других регионах того же самого государства. Под межрегиональным ввозом понимаются приобретенные в других регионах страны и ввезенные в данный регион товары и услуги. Под совокупным вывозом из региона понимаются товары и услуги, произведенные в данном регионе и проданные покупателям как в других странах, так и в других регионах того же самого государства. Поэтому совокупный вывоз из региона равен сумме регионального экспорта и межрегионального вывоза. Под совокупным ввозом в регион понимаются приобретенные как в других регионах страны, так и в других государствах и ввезенные в данный регион товары и услуги. Поэтому совокупный ввоз в регион равен сумме регионального импорта и межрегионального ввоза. В связи с необходимостью учета экологической составляющей в каждом из этих показателей следует выделить ту часть, которая приходится на экологически чистую продукцию (т.е. в статистическом учете следует использовать и такие показатели, как региональный экспорт и импорт экологически чистой продукции, межрегиональный ввоз и вывоз экологически чистой продукции, показатели объемов экологически грязных ингредиентов, движущихся из одного региона в другой, в том числе и объемы выбросов веществ, загрязняющих окружающую среду и т.д. – этими вопросами должна заниматься межрегиональная экология, в том числе приграничная экология).
Учитывая все вышесказанное, для каждого приграничного региона обоих соседних государств важно также определить удельный вес (в процентах) объемов его экспорта и импорта в приграничный регион другой страны в общих показателях не только его суммарного регионального экспорта и импорта соответственно, но и удельный вес, долю в объемах его межрегионального вывоза и межрегионального ввоза, а также долю в его совокупном вывозе и в совокупном ввозе соответственно. Это расширение используемых показателей позволит получить более полную и точную картину хозяйственных взаимодействий между двумя приграничными регионами различных государств.
В том случае, если какой-то приграничный регион одной страны граничит сразу с несколькими регионами другого государства, целесообразно использовать, кроме всей вышеперечисленной группы показателей, еще и суммарный показатель экспорта и импорта из приграничного региона во все территории соседней страны, с которыми он граничит.
Целесообразно также, на наш взгляд, определить удельный вес суммарных показателей объемов экспорта и импорта из приграничного региона одной страны в несколько приграничных регионов соседнего государства в общих объемах не только его суммарного регионального экспорта и импорта соответственно, но и в объемах его межрегионального вывоза и межрегионального ввоза, а также долю в его совокупном вывозе и совокупном ввозе соответственно.
Таким образом, система показателей, характеризующих межрегиональные социально-экономические и экологические отношения и хозяйственные связи между приграничными территориями должна включать различные блоки и группы показателей: показатели межрегиональной торговли, миграции населения, межтерриториального перемещения капиталов и инвестиций, финансово-кредитных средств, информации. В особую группу следует выделить сводные показатели, дающие комплексную оценку динамики межрегиональных экономических отношений – сюда следует отнести показатели платежного баланса приграничных регионов, торгового баланса и пр. В каждой из этих групп показателей следует выделить те показатели, которые характеризуют природоохранную деятельность.
Проблема разработки системы показателей, характеризующих межтерриториальные социально-экономические и экологические отношения между приграничными регионами соседних государств, по существу, нами лишь поставлена. Только дальнейшие исследования позволят создать комплексную систему показателей, характеризующих все многообразие форм и направлений межтерриториальных хозяйственных связей. Тем не менее, уже сейчас ясно, что разработка такого рода системы показателей является одной из актуальных задач экономической и экологической статистики.
Об авторах
Константин Викторович Павлов
Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой
Автор, ответственный за переписку.
Email: socpol@mail.ru
Белоруссия, Новополоцк
Список литературы
- European Neighbourhood & Partnership Instrument URL: http://ec.europa.eu/world/enp/pdf/country/enpi_cross-border_cooperation_strategy_paper_en.pdf (дата обращения: 07.11.2020).
- Епифанов А.А. О проблемах приграничного экономического сотрудничества северо-восточных областей Украины // Экономическая теория и методология управления. 2004. №2 (11). С. 21-27.
- Межевич Н.М. Роль приграничного сотрудничества между Европейским Союзом и Российской Федерацией в двусторонних и региональных программах экономического развития / Н.М. Межевич, Ш. Радвилавичюс // URL: http://www.norden.org (дата обращения: 05.09.2019).
- Московкин В.М. Сравнительный анализ экономической динамики Харьковской и Белгородской областей / В.М. Московкин, И.И. Савченко // Бизнес Информ. 2009. № 1. С. 11-17.
- Павлов К.В. Приграничная экономика: теория и практика: монография // Ижевск: Изд-во «Шелест». 2017. – 162 с.
- Российская и Мировая Арктика: население, экономика, расселение / Отв. ред. профессор В.В. Фаузер. Коллективная монография // М.: Политическая энциклопедия. 2022. – 215с.
- Сапрыка В.А. Принципы методики изучения управления социально-экономическими проектами и программами межрегионального сотрудничества в условиях приграничного региона / Материалы международной конференции «Украина в системе мировых экономических процессов» // Харьков: МСУ. 2009. С. 160-162.
- Северный экономический район: Проблемы, тенденции, перспективы развития / под ред. Г.П. Лузина. // СПб: Наука. 1992. – 256 с.
- Сологубова Г.С. Составляющее цифровой трансформации: монография // М.: Из-во «Юрайт». 2019. – 147с.
- Черномаз П.А. Еврорегион «Слобожанщина»: этапы формирования и перспективы развития / Международное сотрудничество приграничных регионов: история, экономика, политика, культура. Материалы международной научно-практической конференции. Курск, 19-20 сентября 2011г. // Курск: Изд-во VIP, 2011. С. 160-165.
