Экопсихологическая концептуализация психологических ресурсов в системе «человек — среда (внутренняя, внешняя)»
- Авторы: Панов В.И.1
-
Учреждения:
- Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
- Выпуск: Том 35, № 5 (2024)
- Страницы: 13-28
- Раздел: Научные исследования
- URL: https://journal-vniispk.ru/0236-2007/article/view/270797
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0236200724050012
- ID: 270797
Полный текст
Аннотация
Представление о психологическом ресурсе используется главным образом применительно к поведению индивида в трудных или проблемных для него ситуациях, когда не хватает актуальных способностей и субъектных средств для совладающего поведения (копинг-стратегии) или решения возникающих при этом проблем. Из разнообразия определений психологических ресурсов следует, что по-прежнему актуальной остается проблема концептуализации психологических ресурсов на основе единых методологических предпосылок, инвариантных к разным видам трудных, критических ситуаций. В качестве таковых для концептуализации психологических ресурсов во взаимодействиях индивида с внутренней и внешней средой использованы представления о системе «индивид — среда (внешняя, внутренняя)» и об экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий, разработанные в рамках экопсихологического подхода к развитию психики. Это позволило концептуализировать представления о психологических ресурсах человека в системе конструктов, расположенных, условно говоря: а) по вертикали «возможность (личностный потенциал) — действительность (актуальные субъектные качества)», и б) по горизонтали: «внутренняя среда (совокупность внутренних, интра-субъектных возможностей) — внешняя среда (совокупность внешних, внесубъектных условий)». В результате такой концептуализации психологические ресурсы человека предстают перед нами в виде экопсихологического ресурса самой системы «человек — среда», который состоит из внутреннего (внутриличностного) ресурса, внешнего (внешне средового) ресурса и коммуникативного ресурса в виде субъект-средовых взаимодействий. Реализация экопсихологического ресурса происходит как трансформация (проявление и развитие) субъектных качеств индивида и его субъектности в системе «индивид — среда (внутренняя, внешняя)». В зависимости от вида трудной ситуации (рабочей, проблемной, потенциально проблемной) реализация экопсихологического ресурса может происходить в репродуктивной, развивающейся и превентивной форме.
Полный текст
Исторически представление о психологическом ресурсе (psychological capital) связано с позитивной психологией [Seligman et al., 2000; Luthans et al., 2017] и первоначально имело явно выраженный оптимистический оттенок (positive psychological capital). Затем представление о психологических ресурсах человека стало применяться в других психологических дисциплинах. Например, в организационной психологии, в рамках которой внимание исследователей акцентировалось на таких базовых чертах психологических ресурсов, как надежда, устойчивость, самоэффективность и оптимизм [Cavus et al., 2014].
В российской психологии представление о психологическом ресурсе используется в более разнообразных аспектах [Иваницкий, 2015; Ларионова, 2017; Леонтьев, 2016; Старченкова, 2009 и др.], чаще всего в таких видах психической активности, как:
1) самореализация личностных возможностей в достижении успехов в профессиональных, спортивных и иных видах деятельности [Водопьянова, 2015; Орел, 2011; Толочек В.А., Журавлева, 2015; Уляева, 2019; Culbertson et al., 2010 и др.];
2) реализация способности к самодетерминации и саморегуляции [Моросанова, 2021; Сергиенко, 2009 и др.].
3) актуализация личностного потенциала для преодоления трудных жизненных ситуаций, причем, с одной стороны, для обеспечения психологического благополучия [Иванова, 2016; Datu et al., 2018 и др.], а, с другой стороны — для преодоления стрессовых ситуаций, требующих совладающего поведения (копинг-стратегий) и жизнестойкости [Водопьянова, 2015; Иванова с соавт, 2018; Леонтьев, 2016; Maddi et al., 1994 и др.].
Как это часто бывает в психологии, исследования, посвященные ресурсному подходу, пестрят разными терминами: «психологический капитал» [Иванова с соавт., 2018], «личностный ресурс» [Иванова, 2016], «ресурсы личности» [Василенко, Исмаилова, 2020], «внутренний потенциал» [Дементий, Маленов, 2021], «ментальный ресурс» [Ментальные ресурсы личности, 2016] и т.п. Подобное терминологическое разнообразие обусловлено также тем, что ресурсный подход применяется при изучении разных видов психической активности (когнитивной, мотивационной, поведенческой, коммуникативной и др.) и в разных видах деятельности [Водопьянова, 2015; Ментальные ресурсы личности, 2016; Орел, 2011; Уляева, 2019 и др.].
Между тем многие исследователи обращают внимание на то, что реализация психологического потенциала характеризуется динамичностью [Толочек, Журавлева, 2015; Cavus et al., 2014; Luthans et al., 2017 и др.] и зависит как от личностных особенностей индивида, так и от внешних условий [Муздаев, 1998; Толочек, 2015 и др.]. Н.Е. Водопьянова подчеркивает, что: «Развитие ресурсов имеет сложную детерминацию: оно зависит от внешних (внесубъектных) и внутренних (интра- и интерсубъектных) факторов; психологические ресурсы динамичны (имеются периоды их развития, стагнации, инволюции, сложные закономерности потерь и приобретений)» [Водопьянова, 2015: 50]. Л.И. Дементий, А.А. Маленов рассматривают психологический ресурс в виде внутреннего потенциала, который благодаря субъектным усилиям индивида и взаимодействиям с окружающей средой переходит из потенциального состояния (состояния «возможности») в состояние реально развитых способностей (состояние «реальной действительности»). Самореализация личности, по мнению этих авторов «… требует актуализации соответствующих ресурсов как внешних, так и внутренних, их перехода от потенциальных к реальным» [Дементий, Маленов, 2021: 138]. В.А. Толочек, анализируя проблему социальной и профессиональной успешности, показывает, что под ресурсами следует понимать «избирательно актуализируемые условия внутренней и внешней среды субъекта» [Толочек, 2015: 120]. В другой работе этот автор выделяет четыре вида ресурсов: «1) индивидуальные ресурсы человека; 2) ресурсы физической среды; 3) ресурсы социальной среды; 4) ресурсы взаимодействия людей» [Толочек, Журавлева, 2015: 92]. Разрабатывая темпоральный аспект проактивного совладающего поведения, Е.С. Старченкова показывает, что реализация психологических ресурсов в копинг-стратегиях может происходить в реактивной, активной и проактивной формах поведения [Старченкова, 2009].
Исходя из вышеизложенного разнообразия определений психологических ресурсов следует, что по-прежнему актуальной остается проблема концептуализации психологических ресурсов на основе единых методологических предпосылок, инвариантных к разным видам трудных, критических ситуаций. С этой целью нами были использованы следующие позиции экопсихологического подхода к развитию психики [Панов, 2014; Панов, 2022]:
- представление о творческой природе психики как форме бытия, обретающей актуальное существование в виде психических новообразований во взаимодействиях индивида (человека или другого живого существа) с окружающей средой;
- системное отношение «индивид/группа/общность (как потенциальный или реальный субъект психической активности) — среда (как совокупность внешне-средовых и внутриличностных условий, способствующих или препятствующих порождению психических новообразований)», далее в сокращенном виде будем говорить: отношение «индивид — среда (внутренняя1, внешняя»);
- экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий, которая включает шесть основных типов взаимодействий в системе «индивид — среда (внешняя, внутренняя)»: объект-объектный, субъект-объектный, объект-субъектный, субъект-обособленный, субъект-порождающий и субъект-совместный. При этом «индивид» и «среда» могут выступать друг для друга в роли активно воздействующего агента (субъекта или квазисубъекта) или же в роли объекта, принимающего такое воздействие и подчиняющегося ему.
Рассмотрим некоторые варианты реализации психологического ресурса, используя данную типологию в качестве теоретического конструкта.
Согласно вышеприведенным данным, преодоление трудных жизненных ситуаций и самореализация личности происходят как переход потенциально существующих личностных и средовых ресурсов в актуальные, реальные. Такой переход «потенциального» в «реальное» осуществляется в диалоговых (коммуникативных) взаимодействиях человека со своей внутренней средой, то есть с самим собой, и с внешней средой, когда внутренние и/или внешние средовые условия преобразуются человеком в субъективные средства (субъектные качества), недостающие ему для успешного преодоления данной трудной ситуации.
Представление о психологических ресурсах непосредственно связано с представлением о трудных жизненных ситуациях. С экопсихологической точки зрения любая ситуация представляет собой частный случай отношения «человек — среда», содержание которого определяется содержанием его компонентов в данный промежуток времени. Поэтому в контексте отношения «человек — среда» трудные ситуации предстают в трех видах:
- как актуальное взаимодействие человека с трудной ситуацией, когда человеку достаточно имеющихся у него субъектных возможностей (личностного потенциала) для выработки приемлемой для него стратегии поведения; будем называть такую ситуацию рабочей;
- как развивающееся соотношение между «человеком» и «средой», когда человеку не хватает имеющихся у него субъектных возможностей (личностного потенциала) для выработки приемлемой для него стратегии поведения, вследствие чего такая ситуация приобретает для него проблемный характер; будем называть такую ситуацию проблемной;
- как потенциально возможное соотношение между «человеком» и «средой», которое состоится в будущем и возможно потребует от человека актуализации имеющихся у него субъектных возможностей и развития новых, недостающих ему способностей; будем называть такую ситуацию потенциально проблемной. Нетрудно заметить, что каждая из этих ситуаций требует соответствующего способа поведения. Если обратиться к терминологии Е.С. Старченковой, это реактивный, активный или проактивный способы совладающего поведения [Старченкова, 2009].
Теперь перейдем к анализу психологических ресурсов человека в указанных видах трудных ситуаций, используя в качестве теоретического конструкта экопсихологическую типологию субъект-средовых взаимодействий.
Рабочая ситуация — это ситуация, с которой человек может справляться самостоятельно, так как у него/нее уже имеются необходимые способности и субъектные средства, сложившиеся в прошлом опыте. Реализация психологического ресурса происходит в форме актуализации уже имеющегося личного опыта. Вследствие чего человеку не нужно обращаться ни к внутриличностным (внутренним), ни средовым (внешним) условиям, чтобы изыскать необходимые способы поведения. В этом смысле субъектность человека проявляется в форме репродуктивной активности и при оценке трудности данной ситуации, и при оценке своих возможностей (внутреннего ресурса). Такая репродуктивная активность, в отличие от продуктивной, оценивается нами с экопсихологической точки зрения как объектная позиция во взаимодействиях с данной ситуацией/средой. Но и сама ситуация в этом случае выступает по отношению к человеку как известная ему совокупность средовых условий, которая знакома и потому не является агентом воздействия, провоцирующим его на продуктивное, субъектное отношение к ней. Соответственно, взаимодействия между компонентами отношения «человек — внешняя среда» будут иметь объект-объектный тип. Примером такого типа взаимодействий служат репродуктивные методы обучения, когда технология обучения имеет формальный характер, ориентированная на актуальный уровень развития способностей учащихся и не требующая от них субъектного отношения. В бытовом лексиконе такая ситуация характеризуется выражениями типа: «домашняя заготовка», «рояль в кустах», «а у нас с собой было…» и т.п.
Вместе с тем актуализация психологического ресурса в репродуктивной форме предполагает, что человек «обращается» к своей внутренней среде как объекту анализа и оценки. Поэтому реализация психологического ресурса, кроме объект-объектного взаимодействия в системе «человек – среда внешняя», предполагает «субъект-объектное взаимодействие в системе «человек — среда внутренняя».
Проблемная ситуация. Более сложными являются взаимодействия в системе «человек — среда (внутренняя, внешняя)», когда трудная ситуация имеет проблемный характер. В этом случае человек не знает, как себя вести, так как не имеет личного опыта поведения в подобных ситуациях. Вследствие чего он вынужден обратиться к поиску приемлемых для него способов поведения. Этот процесс может происходить самостоятельно или же при помощи/подсказке извне. Попадая в такую, стрессогенную ситуацию и пытаясь найти психологические ресурсы для ее преодоления, человек должен проявить психическую активность для определения и реализации стратегии своего поведения. Для этого он/она должны подчинить свою психическую активность средовым воздействиям, занимая, тем самым, объектную позицию по отношению к «внешней среде». Соответственно, «внешняя среда» в этих случаях выполняет роль агента (псевдосубъекта, актора) воздействия на «человека», оказывая на него влияние физически, психологически или квазипсихологически. Заметим, что в данном случае субъектность или квазисубъектность «среды» в системе отношений «человек — среда» понимается нами как ее способность выполнять субъектные или, используя англоязычный термин, агентные функции по отношению к «человеку». В частности, для современной социальной среды характерно все более активное использование искусственного интеллекта, что в информационном плане позволяет выступать ей в качестве псевдосубъекта, агента, актора коммуникативных взаимодействий в системе «человек — социальная среда» [Панов, Патраков, 2020]. С этой точки зрения реализация психологического ресурса характеризуется объект-субъектным типом взаимодействий в системе «человек — среда внешняя». Причем средовые взаимодействия могут иметь как негативный (стрессогенный) характер, так и позитивный (салютогенный) [Нартова-Бочавер, 2019; Павлова, 2022]. Примером может служить релаксационное (квазисубъектное) воздействие природного ландшафта, которое используется в качестве психологического ресурса для позитивного эмоционального состояния человека.
Но со стрессогенным влиянием проблемной ситуации человек может справиться, обратившись за помощью к другому человеку, выступающему в роли помогающего (подсказывающего) субъекта, или к интернет-ресурсам (в том числе, ботам, GPT-чатам и т.п.), выполняющим роль помогающего квазисубъекта. Для этого человек должен занять активную, субъектную позицию по отношению к внешним средовым условиям, чтобы найти в них такого помощника, и проявить готовность с его помощью овладеть новыми субъектными качествами, т.е. изменить свои субъектные качества и субъектность в целом. Такое обращение человека к внешней среде (средовому ресурсу) предполагает продуктивную, субъектную позицию «человека» по отношению к ней. Соответственно, «среда», подчиняясь указанным воздействиям, занимает в этих случаях объектную позицию. Поэтому взаимодействия в системе «человек — внешняя среда» в этих случаях имеют субъект-объектный характер.
Если во взаимодействие с проблемной ситуацией включается помогающий субъект/квазисубъект, то реализация психологического ресурса происходит подобно актуализации зоны ближайшего развития «по Выготскому». При этом происходит трансформация и самой системы «человек — среда», так как средовым воздействиям будет противостоять не «человек» как таковой, а групповой субъект «человек — помогающий субъект/квазисубъект». Необходимым условием для этого выступает субъект-порождающий тип коммуникативных взаимодействий между ними, в результате которого человек приобретет новые, необходимые субъектные качества, что позволит ему относится к данной проблемной ситуации как рабочей.
Следует заметить, что поведение в проблемной ситуации может иметь и неконструктивный характер, когда субъектная позиция «человека» и субъектная, либо квазисубъектная позиция «среды (или ее субъектов)» находятся в бескомпромиссном противоречии друг с другом, что выражается в конфликтных взаимоотношениях, вплоть до скандального выяснения отношений и даже борьбы друг с другом. Такое взаимодействие в системе «человек — среда» характеризуется субъект-обособленным типом. В экологическом плане примером может служить глобальный экологический кризис, когда техногенные ресурсы человечества вошли в противоречие с природными ресурсами планеты, как среды его обитания. В социальном плане примером субъект-обособленных взаимодействий служат военные конфликты, когда ресурсы каждой из конфликтующих сторон направлены на подчинение другой стороны как объекта своих действий. В межличностном плане примером этого типа взаимодействий выступает, в частности, бытовой скандал, или спортивное соперничество.
В отличие от рабочей и проблемной трудных ситуаций, потенциально проблемная ситуация характеризуется тем, что речь здесь идет о ситуации в будущем, которая, возможно, будет иметь проблемный характер для данного человека. Поэтому реализация психологического ресурса, согласно терминологии Е.С. Старченковой, носит предварительный, превентивный характер в виде проактивного поведения, когда человек заранее оценивает проблемность ожидаемой проблемной ситуации и готовится к ней [Старченкова, 2009]. Субъектная позиция человека в подобных ситуациях проявляется в максимальной мере, так как он должен оценить возможные стрессогенные воздействия со стороны «среды» и свои личностные ресурсы для выбора соответствующей стратегии поведения. Прогнозируемые человеком взаимодействия предполагаемых субъектных/квазисубъектных условий в системе «человек — среда» в этом случае будут иметь субъектный и в то же время порождающий характер, потому что в результате этих взаимодействий человек подготавливает (порождает) необходимый психологический ресурс. Поэтому в контексте экопсихологических субъект-средовых взаимодействий речь идет о том, что, во-первых, тип взаимодействия в системе «человек — среда» должен быть субъект-порождающим, и, во-вторых, что сама эта система становится онтологическим метасубъектом порождения будущего психологического ресурса.
В качестве примера субъект-порождающих взаимодействий между компонентами системы «человек — среда» можно привести конструктивный диалог или динамику взаимодействий между участниками группового психотренинга. В ситуации психотренинга, как известно, каждый участник группы приобретает (порождает) новые субъектные качества. Вследствие чего происходит трансформация (порождение) субъектности как членов группы, так и самой группы, которая выступает и социальной средой, и групповым субъектом этих трансформаций. В общем плане в контексте системы «человек — среда» это означает, что меняется субъектность не только «человека» и «среды», но и самой системы «человек — среда» как онтологического субъекта. В экологическом плане таким примером может служить разработка и принятие большинством стран мира «Повестки дня на XXI век», известной как Концепция (или Стратегия) устойчивого развития человечества и природной среды (sustainable development) и принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года).
Другим примером может служить поиск и реализация копинг-стратегий, когда актуализируемый или создаваемый человеком психологический ресурс позволяет ему снять стрессогенность трудной жизненной ситуации (средовых условий) и тем самым преодолеть ее. В педагогической психологии, а также в психотерапии, примером такого типа взаимодействий могут служить групповые и диалогические формы и методы работы.
Субъект-совместный тип характеризует такие взаимодействия, когда благодаря субъектной активности «человека» и субъектной/квазисубъектной активности «среды» система «человек — среда» обретает способность выполнять функции группового субъекта онтологического порождения психических новообразований. В экологическом плане такой тип взаимодействий в системе «человечество — планета» характерен для коэволюционного пути совместного развития «человечества» и «планеты» как онтологических со-субъектов совместной эволюции. В социально-психологическом плане это то, что называется «работа команды».
В итоге представленная выше экопсихологическая концептуализация преставлений о психологических ресурсах человека, в онтологическом плане позволяет ввести представление об экопсихологическом ресурсе самой системы «человек — среда» — как развивающейся системы условий, необходимых для порождения и для реализации психологических ресурсов в разных ситуациях взаимодействий человека с разными видами среды (природной, социальной, информационной и т.п.).
В целом экопсихологический ресурс включает в себя три взаимно связанных вида ресурсов:
личностный ресурс, который актуализируется во взаимодействиях с внутренней, внутри-личностной средой человека;
средовой ресурс, который актуализируется из внешней среды (социальной, природной, информационной и т.д.);
коммуникативный ресурс, который актуализируется в виде разных типов коммуникативных (субъект-средовых) взаимодействий с внутренней средой (то есть с самим собой) и/или с внешней средой, либо c ее субъектами.
В ситуативном плане реализация экопсихологического ресурса зависит от вида трудных ситуаций, которые в контексте отношений «человек — среда» и «возможное — актуальное» предстают в трех вариантах:
1) как рабочие, не требующие дополнительного развитии субъектных качеств человека; 2) как проблемные ситуации, когда человеку дополнительно требуются новые субъектные качества, которые он может сформировать самостоятельно или же с помощью внешнего помогающего субъекта/квазисубъекта; 3) потенциально проблемная ситуация, т.е. ситуация, которая предстоит в будущем, и которая потому заставляет готовить необходимые психологические ресурсы заранее.
Реализация экопсихологического ресурса осуществляется как превращение трудной ситуации в рабочую и происходит в трех формах:
- актуализация субъектных качеств, которые уже имеются во внутренней среде человека в потенциальной форме существования и которые при необходимости актуализируются человеком в виде субъектных качеств и средств, обеспечивающих его поведение в данной ситуации. Такая актуализация имеет репродуктивный характер и происходит посредством субъект-объектных взаимодействий в системе «человек — среда внутренняя» и объект-объектных взаимодействий в системе «человек — среда внешняя».
- порождение или формирование новых субъектных качеств и средств, дополнительных к имеющимся у человека, самостоятельно или с помощью извне (помогающего субъекта/квазисубъекта). В этом случае реализация психологических ресурсов имеет продуктивный характер и происходит посредством субъект-порождающих и субъект-совместных взаимодействий в системе «человек — помогающий субъект/квазисубъект»;
- прогнозирование возможных субъект-средовых взаимодействий в системе «человек — среда», которые потенциально могут привести к проблемной ситуации. В свою очередь, это приводит к необходимости субъект-порождающих взаимодействий в системе «человек — среда (внутренняя, внешняя)» с целью превентивного (предупреждающего) преобразования внутренних и внешних средовых условий в новые, дополнительные субъектные качества и средства.
* * *
Использование в качестве теоретических предпосылок таких экопсихологических конструктов, как система «человек — среда (внутренняя, внешняя)» и экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий, позволило концептуализировать представления о реализации психологического ресурса человека, условно говоря:
по «вертикали»: «возможность (личностный потенциал) — действительность (актуальные субъектные качества)»;
по «горизонтали»: «внутренняя среда (совокупность внутренних, интра-субъектных возможностей) — внешняя среда (совокупность внешних, внесубъектных условий)».
При таком подходе психологические ресурсы человека выступают как экопсихологический ресурс системы «человек — среда». В структурном плане он включает в себя внутренний (внутриличностный) ресурс, внешний (внешне средовой) ресурс и коммуникативный ресурс в виде субъект-средовых взаимодействий человека с внутренними и внешними средовыми условиями. Соответственно, реализация экопсихологического ресурса происходит в виде трансформации (проявления и развития) субъектных качеств человека и его субъектности в системе «человек — среда (внутренняя, внешняя)». В зависимости от вида трудной ситуации (рабочей, проблемной, потенциально проблемной) эта реализация может происходить в репродуктивной, развивающейся и превентивной (порождаемой) формах.
В заключение следует заметить, что представленная экопсихологическая концептуализация психологических ресурсов человека имеет инвариантный характер, так как может быть применена к анализу разных видов трудных ситуаций, возникающих во взаимодействиях человека с разными видами природной и социальной среды.
1В представлении о внутренней среде человека мы исходим из определения, которое принадлежит еще Г.И. Челпанову: «Душа нами мыслится как какое-то единство, в котором представления находятся, которое содержит в себе представления, которое комбинирует и связывает. Оно мыслится нами как среда, в которой находятся душевные явления» [Челпанов, 2012: 33].
Об авторах
Виктор Иванович Панов
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Автор, ответственный за переписку.
Email: ecovip@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3189-5455
доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики
Россия, 117208 Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4Список литературы
- Василенко И.В., Исмаилова Т.С. Ресурсы личности как основа здоровьесберегательного поведения современного российского городского населения // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 3 (93). Ч. 2. C. 68–73. Vasilenko I.V., Ismailova T.S. Resursy lichnosti kak osnova zdorov’esberegatel’nogo povedeniya sovremennogo rossijskogo gorodskogo naseleniya [Personal resources as the basis for health-saving behavior of the modern Russian urban population]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2020. N 3 (93). Iss. 2, P. 68–73.
- Водопьянова Н.Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2015. №1. С. 45–54. Vodop’yanova N.E. Sovremennye koncepcii resursov sub”ekta professional’noj deyatel’nosti [Modern concepts of resources of the subject of professional activity]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psihologiya. 2015. N 1. P. 45–54.
- Дементий Л. И., Маленов А. А. Ресурсы, этапы и пространство самореализации личности // Южно-Российский журнал социальных наук. 2021. Т. 22, № 1. С. 137–152. Dementij L. I., Malenov A. A. Resursy, etapy i prostranstvo samorealizacii lichnosti [Resources, stages and space for personal self-realization]. YUzhno-rossijskij zhurnal social'nyh nauk. 2021.Vol. 22, N 1. P. 137–152.
- Иваницкий А.В. Психологический ресурс как интегральная характеристика личности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2–3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23894 (дата обращения: 17.09.2020). Ivanickij A.V. Psihologicheskij resurs kak integral’naya harakteristika lichnosti [Psychological resource as an integral characteristic of personality]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. N 2–3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23894 (date of access: 17.09.2020).
- Иванова Т.Ю. Функциональная роль личностных ресурсов в обеспечении психологического благополучия: дисс. ... канд. психол. наук. Мoscow, 2016. Ivanova T.YU. Funkcional’naya rol’ lichnostnyh resursov v obespechenii psihologicheskogo blagopoluchiya: dis. ... kand. psihol. nauk [The functional role of personal resources in ensuring psychological well-being: Dis. ... PhD. Psychology]. Moscow, 2016.
- Иванова Т.Ю., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Кошелева Н.В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. Т. 8, № 1. С. 85–121. Ivanova T.YU., Leont’ev D.A., Osin E.N., Rasskazova E.I., Kosheleva N.V. Sovremennye problemy izucheniya lichnostnyh resursov v professional’noj deyatel’nosti [Modern problems of studying personal resources in professional activities]. Organizacionnaya psihologiya, 2018. Vol. 8, N 1. P. 85–121.
- Ларионова Л.И. Проблема ресурсного подхода в психолого-педагогической литературе // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6, № 6А. С. 50–58. Larionova L.I. Problema resursnogo podhoda v psihologo-pedagogicheskoj literature [The problem of the resource approach in psychological and pedagogical literature]. Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya. 2017. Vol. 6, N 6A. P. 50–58.
- Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18–37. Leont’ev D.A. Samoregulyaciya, resursy i lichnostnyj potencial [Self-regulation, resources and personal potential]. Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2016. N 62. P. 18–37.
- Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования / Отв. ред. М.А. Холодная, Г.В. Ожиганова. М.: Институт психологии РАН, 2016. Mental’nye resursy lichnosti: teoreticheskie i prikladnye issledovaniya [Mental resources of the individual: theoretical and applied research], ed. M.A. Holodnaya, G.V. Ozhiganova. Moscow: Institut psihologii RAN Publ., 2016.
- Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2021. № 1. С. 4–37. Morosanova V.I. Osoznannaya samoregulyaciya kak metaresurs dostizheniya celej i razresheniya problem zhiznedeyatel'nosti [Osoznannaya samoregulyaciya kak metaresurs dostizheniya celej i razresheniya problem zhiznedeyatel'nosti]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 14. Psihologiya. 2021. N 1. P. 4–37.
- Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 2. С. 102–112. Muzdybaev K. Strategiya sovladaniya s zhiznennymi trudnostyami. Teoreticheskij analiz [Strategy for coping with life’s difficulties. Theoretical analysis]. Zhurnal sociologii i social'noj antropologii. 1998. N 2. P. 102–112.
- Нартова-Бочавер С.К. Жизненная среда как источник стресса и ресурс его преодоления: возвращаясь к психологии повседневности // Психологический журнал, 2019. № 40(5). С. 15–26. Nartova-Bochaver S.K. Zhiznennaya sreda kak istochnik stressa i resurs ego preodoleniya: vozvrashchayas’ k psihologii povsednevnosti [Human Environments as a Source of Stress and a Resource to Overcome It: Returning to the Psychology of Everyday Life]. Psihologicheskij zhurnal. 2019. N 40(5). P. 15–26.
- Орел А.А. Психологические ресурсы самореализации личности в пространстве профессионального бытия: дисс. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2011. Orel A.A. Psihologicheskie resursy samorealizacii lichnosti v prostranstve professional’nogo bytiya: dis. ... kand. psihologicheskih nauk [Psychological resources for personal self-realization in the space of professional life: Dis. ... PhD. Psychology]. Krasnodar, 2011.
- Павлова М.В. Биофильный и салютогенный дизайн в создании «здорового» офиса // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2022. № 7(2). С. 97–124. URL: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/14631 (Дата обращения: 2.02.2024). Pavlova M.V. Biofil’nyj i salyutogennyj dizajn v sozdanii «zdorovogo» ofisa [Biophilic and salutogenic design in creating a “healthy” office]. Kommunikacii. Media. Dizajn. 2022. N 7(2). P. 97–124. URL: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/14631 (date of access: 2.02.2024).
- Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М.: Психологический институт РАО; СПб.: Нестор–История. 2014. Panov V.I. Ekopsihologiya: Paradigmal’nyj poisk [Ecopsychology: A paradigmatic search]. Moscow: Psychological Institute RAO Publ.; St. Petersburg: Nestor–History Publ. 2014.
- Панов В.И. Экопсихологический подход к развитию психики: этапы, предпосылки, конструкты // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3. С. 100–117. Panov V.I. Ekopsihologicheskij podhod k razvitiyu psihiki: etapy, predposylki, konstrukty [Ecopsychological approach to the development of the psyche: stages, prerequisites, constructs]. Teoreticheskaya i eksperimental’naya psihologiya. 2022. N 3. P. 100–117.
- Панов В.И., Патраков Э.В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия: монография. М.: Психологический институт РАО; Курск: Университетская книга, 2020. Panov V.I., Patrakov E.V. Cifrovizaciya informacionnoj sredy: riski, predstavleniya, vzaimodejstviya: monografiya [Digitalization of the information environment: risks, ideas, interactions: monograph]. Moscow: Psihologicheskij institut RAO Publ.; Kursk: Universitetskaya kniga Publ., 2020.
- Сергиенко Е. А. Контроль поведения: индивидуальные ресурсы субъектной регуляции // Психологические исследования: электронный научный журнал, 5(7). URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/962/496 (Дата обращения: 18.01.2024). Sergienko E.A. Kontrol’ povedeniya: individual’nye resursy sub”ektnoj regulyacii [Behavior control: individual resources of subjective regulation]. Psihologicheskie issledovaniya: elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2009. N 5(7). URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/962/496 (date of access: 18.01.2024).
- Старченкова Е.С. Концепция проактивного совладающего поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. № 2–1. 2009. С. 198–205. Starchenkova E.S. Koncepciya proaktivnogo sovladayushchego povedeniya [The concept of proactive coping behavior]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sociologiya. 2009. N 2–1. P. 198–205.
- Толочек В.А., Журавлева Н.И. Динамика актуализации психологических ресурсов субъектом на протяжении профессиональной карьеры // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 1. С. 91–107. EDN: TLUIBP Tolochek V.A., Zhuravleva N.I. Dinamika aktualizacii psihologicheskih resursov sub”ektom na protyazhenii professional’noj kar’ery [Dynamics of actualization of psychological resources by a subject throughout a professional career] Psihologicheskij zhurnal. 2015. Vol. 36, N 1. P. 91–107.
- Толочек В.А. Социальная успешность человека: внесубъектные и интерсубъектные ресурсы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, № 2. С. 115–123. Tolochek V.A. Social’naya uspeshnost’ cheloveka: vnesub”ektnye i intersub”ektnye resursy [Social success of a person: extra-subjective and intersubjective resources]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2015. Vol. 4, N 2. P. 115–123.
- Уляева Л.Г. Психологические ресурсы: понятие, виды, функции, роль в самореализации личности // Живая психология. 2019. Т. 6, № 4 (24). С. 255–265. Ulyaeva L.G. Psihologicheskie resursy: ponyatie, vidy, funkcii, rol’ v samorealizacii lichnosti [Psychological resources: concept, types, functions, role in personal self-realization]. Zhivaya psihologiya. 2019. Vol. 6, P. 4 (24). P. 255–265.
- Челпанов Г.И. Об отношении психологии к философии (вступительная лекция, читанная в Московском университете 19 сентября 1907 г.) // Век психологии: К 100-летию Психологического института Российской академии образования. 1912–2012: материалы конференции (Москва, 24 октября 2012 г.) / Под общ. ред. В.В. Рубцова. СПб.: Нестор-История, 2012. С. 29–38. Chelpanov G.I. Ob otnoshenii psihologii k filosofii (vstupitel'naya lekciya, chitannaya v Moskovskom universitete 19 sentyabrya 1907 g.) [On the relationship of psychology to philosophy (introductory lecture given at Moscow University on September 19, 1907)]. Vek psihologii: K 100-letiyu Psihologicheskogo instituta Rossijskoj akademii obrazovaniya. 1912–2012: materialy konferencii (Moskva, 24 oktyabrya 2012 g.), Under general ed. V.V. Rubcov. St. Petersburg: Nestor-Istoriya Publ. 2012. P. 29–38.
- Cavus M.F., Gokcen A. Psychological Capital: Definition, Components and Effects. Journal of Education, Society and Behavioural Science. 2014. Vol. 5, N 3. P. 244–255.
- Culbertson S.S., Fullagar C.J., Mills M.J. Feeling good and doing great: The relationship between psychological capital and well-being. Journal of occupational health psychology. 2010. Vol. 15, N 4. P. 421.
- Datu J.A.D., King R.B., Valdez J.P.M. Psychological capital bolsters motivation, engagement, and achievement: Cross-sectional and longitudinal studies. The Journal of Positive Psychology. 2018. Vol. 13, N 3. P. 260–270.
- Luthans F., Youssef-Morgan C.M. Psychological Capital: An evidence-based positive approach. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2017. N 4. P. 339–366.
- Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health. Journal of Personality Assessment. 1994. Vol. 63, N 2. P. 265–274.
- Seligman M., Csikszentmihalyi M. Positive psychology: An introduction. American Psychologist. 2000. Vol. 55, N 1. P. 5–14.


