Открытый доступ Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ предоставлен  Доступ закрыт Только для подписчиков

Том 35, № 2 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Философия человека

Проблема моральной идентичности

Артемьева О.В.

Аннотация

Понятие идентичности личности сегодня оказывается в фокусе самых разных исследований. В современной философии к анализу идентичности личности обращаются при рассмотрении вопросов философии сознания, а также онтологических, гносеологических, эстетических, этических и прочих проблем. В применении к этике понятие идентичности личности, как правило, исследуют в связи с анализом моральной ответственности, а также биоэтических проблем. При этом современные подходы к понятию идентичности в сфере морали отличаются тем, что ограничиваются перенесением на представления о морали (интуитивные и не концептуализированные) понятий идентичности, выработанных в рамках различных «метафизических» концепций. Сложности такого метода, некоторыми авторами осознаваемые как неудачи, обусловлены отсутствием этической контекстуализированности понятия идентичности личности. Для того чтобы понять, как идентичность личности связана с теми или иными моральными заботами и проблемами, необходимо вписать Я (как и все эти заботы и проблемы) в концепцию морали и обсуждать не различные понятия идентичности личности, выработанные во внеэтическом контексте, в их отношении к этике, а само понятие моральной идентичности как понятие, заданное этикой. Анализ этико-философских подходов к осмыслению проблематики, связанной с моральной идентичностью, показал, что эта проблематика должна рассматриваться на основе моральной философии, на языке моральной философии и с учетом реального разнообразного морального опыта.

Человек. 2024;35(2):7-26
pages 7-26 views

Научные исследования

Феномен человеческого доверия: междисциплинарный обзор

Ростовцева В.В.

Аннотация

В статье представлен междисциплинарный обзор исследований, посвященных феномену человеческого доверия к окружающим. Доверие является одним из самых многогранных проявлений психологии и поведения человека, понимание которого сложно вместить в какую-либо единую научную парадигму. В работе освещаются различные аспекты проявления доверия человека, а также разные подходы к исследованию этого феномена. Автор рассматривает социокультурные, психологические, этологические и биологические факторы, оказывающие влияние на формирование предрасположенности доверять окружающим. Особое место в работе уделено доверию к незнакомцам и механизмам, отвечающим за его реализацию. Феномен доверия представлен в эволюционном ракурсе, в качестве одной из основополагающих составляющих кооперативного поведения человека.

Человек. 2024;35(2):27-43
pages 27-43 views

Анализ феномена скулшутинга и его медиатизации с позиции цифровой гуманитаристики

Баева Л.В.

Аннотация

Острота проблемы скулшутинга (массовых нападений в учебных заведениях с использованием оружия) обусловлена его вирусным продвижением по странам мира и трагичностью вызываемых последствий. Изучение этого феномена находится на фронтире социальных, психологических, информационных, философских, правовых исследований. Это обусловило междисциплинарный подход к его изучению, сочетающий возможности case-study и цифровой гуманитаристики с применением data-анализа, которые применяются в данной работе. Целью исследования является выявление факторов продвижения скулшутинга в медиасреде и осмысление комплекса запускающих его внешних и внутренних причин. Объектом исследования стали эпизоды скулшутинга, совершенные в 2023 году, включая нападения в США, России и Чехии. Раскрывается специфика и сходные черты совершенных нападений в учебных заведениях, проведен анализ их освещения в медиасреде и реакций на совершенные преступления аудитории. Впервые представлен компаративный анализ кейсов скулшутинга как экзистенциального преступления-манифестации личности и вызываемого им медиа-эффекта, способного вызвать «вирусное» подражание и распространение. Результаты исследования могут быть применимы не только в теоретическом аспекте в философско-антропологических, социальных и медиа-исследованиях, но и в практической сфере для педагогов, психологов, специалистов по работе с молодежью.

Человек. 2024;35(2):44-68
pages 44-68 views

Социальные практики

Возможности межкультурного диалога в современности: поиски решений

Шевелева Д.А.

Аннотация

В статье представлены возможные основания для межкультурного диалога. В связи с поляризацией международных отношений и политической напряженностью рассматривается вопрос о принципиальной возможности оснований для межкультурного диалога в современности. Понятие межкультурного диалога осмысляется как интегративный процесс, основанный на принятии культурных различий. Автор утверждает, что использование современных социологических подходов не всегда применимо в качестве основы для построения диалогических отношений, поскольку такие подходы не отражают культурные особенности отдельных сообществ. Зачастую социологические исследования политизированы, и применяемые в них методы классификаций разных культурных сообществ нуждаются в переосмыслении. Также социологические подходы к взаимодействию разных культурных общностей ориентированы на долгосрочную идеологическую работу, но существующие проблемы показывают, что необходимы быстрые и конструктивные решения. По мнению автора, требуются другие основания для взаимодействия культур и сообществ, более общие и применимые на нынешнем этапе в глобальном транснациональном масштабе. Автор выделяет две основные отправные точки для межкультурного диалога: научно-экологическая кооперация и экономическое сотрудничество. Каждый из этих путей имеет широкие возможности в современном мире для реализации в сфере глобальной экономики или в сфере научной кооперации и защиты окружающей среды. На базе транснационального экономического сотрудничества возможно нахождение экономического консенсуса между государствами, зачастую представляющими различные культурные системы. Международные научно-экологические разработки также служат основой для конструктивного взаимодействия перед лицом общих экологических проблем или качественно новых научных разработок. Представленные два пути являются точками для формального взаимодействия, которое в дальнейшем может служить интегративному культурному диалогу.

Человек. 2024;35(2):69-86
pages 69-86 views

Сознание и иллюзия: угрожает ли человеку иллюзионизм

Горбачев М.Д.

Аннотация

Иллюзионизм — сравнительно недавно появившаяся теория сознания, вобравшая и последовательно развившая физикалистские интуиции относительно сознания. Такой подход дает достаточные основания считать его противоречащим основным идеям реалистов в отношении феноменального сознания, ведь согласно иллюзионизму феноменального сознания нет, это просто иллюзия. Автор считает, что то, насколько опасен этот тезис для реалистов и тех, кто считает себя обладающими феноменальным сознанием, зависит от того, какого понятия иллюзии придерживаться. После краткого обзора иллюзионистского подхода в статье приводятся два возможных содержания понятия иллюзии феноменальности. Затем автор рассматривает, действительно ли реалисты не могут согласиться ни с одним из них. Одно из возможных пониманий: иллюзии — концептуальное искажение данных опыта или интроспекции в ходе их интерпретации. Такой взгляд хотя и не является базовым для иллюзионистов, но имплицитно, а иногда явно, содержится в их примерах и аргументах. В этом случае реалисты, не только не ослабив свою позицию, но и подчеркнув особый статус феноменальности, которая позволяет человеку расширять реальность, сталкиваясь с тем, чего в мире нет, могут согласиться, что феноменальное сознание — иллюзия. При понимании иллюзии как искажения самой интроспекцией, до каких-либо концептуальных реакций на ее данные, позиция иллюзионистов оказывается гораздо более опасной для феноменального сознания. Однако и в этом случае реалисты могут привести ряд контраргументов, на которые у иллюзионизма пока нет приемлемых для обеих сторон ответов. Хотя эта дискуссия и осложнена неясностями в соотношении определений ключевых терминов представителей этих двух подходов, что затрудняет ее анализ, автор приходит к выводу, что у реалистов есть высокие шансы, если не адаптировать иллюзию, то продемонстрировать проблемы и пробелы иллюзионистской позиции в связи с этим понятием. Однако это не значит, что иллюзионисты не могут решить их.

Человек. 2024;35(2):87-102
pages 87-102 views

Об антропологии удачи: объекты моральной ответственности и нравственность случая

Эмеретли Х.С.

Аннотация

В статье исследуется одно из понятий последовательной теории морали — моральная удача. Она имеет место в тех случаях, когда моральное положение человека определяется факторами, которые он не контролирует, другими словами, удачей. Однако все действия и их результаты в той или иной степени обусловлены такими факторами. В этом аспекте моральная удача противостоит моральной ответственности и нарушает естественную практику взаимоотношений между людьми. Возникает проблема: как можно хвалить или винить человека за определенные действия или их последствия, если они частично или полностью не зависят от его индивидуального выбора. Рассмотрению данной проблемы посвящена статья. С одной стороны, в ней приводятся аргументы против результирующей моральной удачи — того ее вида, который связан с результатами действий. Для этого анализируются «принцип контроля» и природа человеческого действия. С другой стороны, отстаиваются доводы в пользу значительной важности учета фактора моральной удачи для актуализации нравственного поведения людей.

Человек. 2024;35(2):103-120
pages 103-120 views

Символы. Ценности. Идеалы

От левой меланхолии к реальной утопии: современные левые о будущем

Андиев С.В.

Аннотация

Провал проекта социализма в ХХ веке привел к тому, что можно обозначить как потерю горизонта ожиданий. Люди все более ориентированы на настоящее, а будущее, если и рассматривается, то скорее как источник страхов и неуверенности, а не как возможность реализации человеческих устремлений и проектов. Разного рода методы «приватизации» своего жизненного пространства ведут к эскапизму от более глобальных социальных проектов. Даже сама идея утопии становится приватизированной в рамках текущего положения дел. Таким образом, наблюдается кризис представлений о будущем, который ставит под вопрос то, как человечество будет развиваться в дальнейшем. В этой ситуации дискурс о будущем среди современных левых приобретает важное значение для возможных социальных изменений, которые могут быть доступны обществу. Помимо этого, важную роль играет и то, как эти концепты влияют на представления о человеке и его месте в социально-политической системе. В данной статье предпринимается попытка реконструировать современное состояние утопии в левом социально-философском дискурсе. Для этого производится анализ таких социально-политических концептов как «левая меланхолия», «утопия как воспитание желания» и «реальная утопия». Делается вывод о разной степени актуальности и важности данных концептов для общества в целом и человека в частности.

Человек. 2024;35(2):121-135
pages 121-135 views

Социальность и субъектность в советском проекте человека

Тульчинский Г.Л.

Аннотация

Предпринята попытка обобщения опыта осмыслений советского проекта нового человека, осуществленных в XXI столетии. Провозглашенное создание коммунистического общества предполагало не только ликвидацию частной собственности, развитие соответствующих социальных отношений. Эти радикальные преобразования одновременно формировали новое сознание у участников этого процесса и нуждались в активных его акторах. Такой радикальный антропологический эксперимент был весьма противоречив как по ходу его реализации, так и по результатам. С одной стороны, пропаганда и система образования формировали и транслировали запрос на личность, способную к самостоятельным творческим действиям, взятию на себя ответственной инициативы, с другой — реальные практики социальной жизни регламентировались жестким контролем, пресекавшим любую самостоятельную инициативу. В результате первоначальный энтузиазм преобразований, а также потенциал первого собственного советского поколения были исчерпаны массовыми репрессиями. В конечном счете практики контроля и соответствующего социального отбора породили парадоксально сочетающиеся инфантильную безответственность и нетерпимость. Недоговороспособность, неумение и нежелание выстраивать горизонтальные отношения закрепили опыт решения всех вопросов исключительно через властную вертикаль посредством просьб, жалоб и доносов. Социум расслоился на два взаимодополняющих друг друга типа людей: тех, кто имеет чрезвычайно мало возможностей самостоятельного обустройства своей жизни, и тех, кто безответственно распоряжается этим человеческим материалом. В анализе используются материалы масштабного социально-философского исследования, реализованного С.А. Никольским, ряд социально-этических идей А.А. Зиновьева, а также прагмасемантический подход, позволяющий рассматривать смыслообразование как результат взаимодействия контекстов, задаваемых социально-культурными практиками. В результате проведенного рассмотрения советский опыт предстает убедительным уроком-предупреждением о следствиях формализации социальных отношений. Это особенно актуально применительно к условиям современной ситуации, когда социально-культурные практики в цифровом формате сводят смыслообразование к нормативным алгоритмам, «укрощая» субъектность — основной источник динамики смыслообразования.

Человек. 2024;35(2):136-152
pages 136-152 views

Времена. Нравы. Характеры

Человек и социальные медиа: новая ценность или обесценивание личности?

Кажберова В.В.

Аннотация

Современная реальность такова, что социальные медиа — сайты с возможностью комментирования, социальные сети, сайты знакомств и отзывов, тематические форумы, википедии – неотъемлемая часть жизни каждого человека. Число пользователей таких медиа непрерывно увеличивается, особенно «взрывной» рост наблюдается в последние два года. Действительно, онлайн-общение многопланово, гибко, динамично и удовлетворяет многие потребности человека. Но в то же время многократно увеличивается риск обесценивания личности, что становится одной из ключевых проблем современного общества, его этики и морали. В итоге на фоне глобальных медиапроцессов (медиатизации, цифровизации, информатизации) происходит десакрализация ряда профессий, а на индивидуальном уровне — девальвация личности. Эти тенденции противоречат представлениям о современной медиасреде как о развитом гуманитарном пространстве. В статье намечены возможные пути решения обозначенных проблем: среди них наращивание медиакомпетенций, создание «экологичных» медиапродуктов, совершенствование технологий, специализаций, норм и рекомендаций.

Человек. 2024;35(2):153-173
pages 153-173 views

Знахарство и колдовство в пензенской области: современное состояние магической традиции

Матвеева И.А.

Аннотация

Исследуется магическая традиция, актуально присутствующая в селах Пензенской области. Представленные современные экспедиционные материалы раскрывают прежде неизвестные грани в традиции сельских лечебных и колдовских практик. На основе мифологических рассказов, быличек носителей традиции и репортажей с ними выделены устойчивые характеристики знахарей и колдунов Пензенской области. Один из таких элементов — «дар» — рассматривается как избыточная жизненная сила, позволяющая колдуну вредить людям, а знахарю исцелять различные болезни. Впервые раскрывается система последовательного усиления жизненной силы знахаря и колдуна. Запреты и ограничения, постоянная ритуальная практика, сновидение и оборотничество выступают частями системы, в результате функционирования которой усиливаются магические способности. Особое внимание уделяется мифологическим рассказам о превращениях колдунов и знахарей в «огненного змея» — светящийся шар. В частности, обнаружены его новые образы и функции. Так, установлено, что светящийся шар — это промежуточная форма в череде магических превращений. Конечный образ связан с человеком, который вступает в контакт с колдуном или знахарем. Варьируется и функция «змея» — из вредоносного существа он трансформируется в нейтрального и даже положительного персонажа. Последовательная реализация всех элементов магической системы приводит к созданию «сверхчеловека», одновременно существующего в пространстве двух «миров» — реальном и мифологическом.

Человек. 2024;35(2):174-191
pages 174-191 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».