Проблемы, связанные с повышением надежности и долговечности двигателей внутреннего сгорания в значительной степени зависят от качества используемых топливо-смазочных материалов. Одним из показателей качества работающего моторного масла является краевой угол смачивания. Он позволяет оценить загрязненность масла нерастворимыми продуктами и способность масел их диспергировать. Метод заключается в определении диспергирующе-стабилизирующих свойств работающего моторного масла, степени загрязнения масла по краевому углу смачивания масла на поверхности субстрата. Моторное масло является коллоидной жидкостью, которая делится на слои. В верхней части капли находится присадка, которая коагулирует твердые загрязнители, в нижней части - базовое масло с жидким загрязнителем. Такой способ обеспечивает однозначную оценку диспергирующих и стабилизирующих свойств работающих масел, поскольку учитывается угол смачивания в разных слоях капли моторного масла. Загрязненности моторного масла механическими примесями, характеризующие диспергирующие свойства работающего моторного масла, определяеются углом в верхнем слое моторного масла. Оценка краевого угла смачивания заключается в определении границ растекания моторного масла по поверхности субстрата. Экспериментальные исследования показали, что: угол смачивания работоспособного моторного масла на поверхностях изменяется в пределах: на стальном субстрате - от 5,36 до 20,62°; на медном субстрате - от 7,45° до 20,39°; на субстрате подшипника скольжения - от 6,62° до 11,73°. Однако по результатам исследования было выявлено, что субстрат, изготовленный из подшипника скольжения, смачивается при любом содержании загрязнителей. Из этого следует, что за критерий краевого угла смачивания необходимо принимать субстраты на основе стали (чугуна) и меди, поскольку они в большей мере отражают диагностический признак.