Методика расчета долговечности поршней дизелей
- Авторы: Гоц А.Н.1, Абаляев А.Ю.1, Фомин В.М.2
-
Учреждения:
- Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н. Г. Столетовых
- Московский политехнический университет
- Выпуск: Том 89, № 4 (2022)
- Страницы: 299-306
- Раздел: Качество, надёжность
- URL: https://journal-vniispk.ru/0321-4443/article/view/125934
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-109951
- ID: 125934
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. При периодических длительных испытаниях тракторных дизелей Д-240 с камерой сгорания ЦНИДИ через 4000 м-час наблюдалось ухудшение показателей рабочего процесса. После разборки дизелей оказалось, что причиной этого является развитие трещин на кромке камеры сгорания (КС), причем ухудшение показателей выявляется, когда трещина достигнет определенной длины.
Цель работы – поиск методики прогнозирования долговечности поршня тракторного дизеля при наличии трещины на кромке КС и разработка метода расчета развития трещины до перехода в предельное состояние.
Материалы и методы. В процессе исследования использовались как экспериментальные, так и расчетные методы. Были изготовлены опытные поршни с некоторыми конструктивными изменениями, в частности, менялся радиус закругления кромки, что изменяло толщину боковой стенки КС.
Результаты. Моторные исследования дизелей показали, что при определенной конструкции поршня трещина или вообще не появляется, или появляется после большого числа циклов. Проведенные расчетные исследования показали, что развитие трещины зависит от коэффициента интенсивности напряжений в вершине трещины. Используя данные экспериментальных исследований разработан метод оценки критической длины трещины в кромке КС, при которой интенсивность напряжений в окрестности ее вершины превышает предельные, принимаемые для данного материала, из которого изготовлен поршень.
Заключение. Предложена методика расчета долговечности поршня при развитии трещины на кромке камеры сгорания. Проверка расчетных данных, полученных при численной реализации методики оценки долговечности поршней на примере поршня серийного дизеля Д-240Т, показала, что предельная длина трещин в кромках КС достигается принаработке 7000 испытательных циклов. При этом погрешность вычислений по сравнению с данными эксплуатационных испытаний не превышает 11%.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Александр Николаевич Гоц
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н. Г. Столетовых
Email: hotz@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5236-8304
SPIN-код: 9324-7215
профессор, д.т.н.
Россия, ВладимирАндрей Юрьевич Абаляев
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н. Г. Столетовых
Автор, ответственный за переписку.
Email: ice_aya@bk.ru
ORCID iD: 0000-0003-0590-321X
SPIN-код: 2180-2769
к.т.н., заведующий кафедрой
Россия, ВладимирВалерий Михайлович Фомин
Московский политехнический университет
Email: mixalichDM@mail.ru
SPIN-код: 7556-3336
профессор, д.т.н.
Россия, МоскваСписок литературы
- Рожанский В.А., Кухаренок Г.М. Влияние параметров камеры сгорания на показатели рабочего процесса дизеля Д-240 // Тракторы и сельхозмашины. 1974. № 9. С. 11–12.
- Воинов А.Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1977.
- Иванченко А.Б. Методика оценки термоусталостной прочности поршней форсированных дизелей: дис. … канд. техн. наук. Москва, 1995.
- Румб В.К., Медведев В.В. Прогнозирование долговечности деталей судовых дизелей // Двигателестроение. 2006. № 4. С. 29–34.
- Донченко А.С., Морганюк В.С., Аверченков Е.А., и др. Расчет напряженно-деформированного состояния поршня тракторного дизеля при циклическом нагружении // Проблемы прочности. 1983. № 3. C. 39–44.
- Гоц А.Н., Глинкин С.А. Условия нагружения поршней двигателей внутреннего сгорания и причины образования трещин на кромке камеры сгорания // Тракторы и сельхозмашины, 2016. № 10. С. 25–29.
- Шеховцов А.Ф., Абрамчук Ф.И., Пылев В.А. Ползучесть и релаксация при растяжении алюминиевого сплава АЛ25 // Двигателестроение. 1986. № 11. С. 45–47.
- Гоц А.Н., Глинкин С.А. Прогнозирование долговечности поршней двигателей внутреннего сгорания. Balti: Lambert Academic Publishing, 2017.
- Морозов Е.М., Никишков Г.П. Метод конечных элементов в механике разрушения. М.: Наука, 1980.
- Поспишил Б., Квитка А.Л., Третьяченко Г.Н. и др. Прочность и долговечность элементов энергетического оборудования. Киев: Наукова. думка, 1987.
- Биргер И.А. Детерминированные и статистические модели долговечности // Проблемы надежности летательных аппаратов. Под ред. И.Ф. Образцова, А.С. Вольмира. М.: Машиностроение, 1980.
Дополнительные файлы
