Расчетно-экспериментальные исследования виброзащитных свойств пневматического колеса трактора МТЗ-82«БЕЛАРУС» с наружной пружинно-гидравлической миниподвеской

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В настоящее время применяемые в различных отраслях народного хозяйства многочисленные колесные бесподвесочные машины на пневматических шинах имеют низкий уровень виброзащиты остова и ограниченную опорную проходимость. Поэтому разработка и исследование характеристик конструкции пневматического колеса с повышенными упругодемпфирующими свойствами и опорной проходимостью является актуальной технической задачей.

Цель работы — разработка конструкции и исследование виброзащитных свойств пневматического колеса с наружной пружинно-гидравлической миниподвеской для повышения плавности хода и опорной проходимости крупногабаритных бесподвесочных машин.

Материалы и методы. Представлено описание конструкции колеса с миниподвеской и опорным роликом. Моделирование колеса выполнено в программе PascalABC, учитывающей нелинейность суммарной силы пневматической шины и пружинно-гидравлической миниподвески, которая установлена параллельно шине под углом к вертикальной оси колеса. Методика испытаний заключалась в проведении сравнительных свободных и вынужденных колебаний заднего пневматического колеса от трактора МТЗ-82 «Беларус» с шиной 400-965/15.5-38, которая работала без и с миниподвеской при вертикальной нагрузке 0,6 т и разных избыточных давлениях в шине.

Результаты. Из результатов расчетно-экспериментальных исследований следует, что при радиальном сжатии шины на 75 мм избыточное давление внутри пневматического колеса почти не меняется, а при снижении давления в шине с 1,6 до 0,4 бар резонансная частота колебаний оси штатного колеса снижается на 25%, при этом коэффициент динамичности остается неприемлемо высоким (более 5), приводящим к отрывам шины от опорной поверхности. Установка параллельно колесу миниподвески в виде пружинно-гидравлической амортизационной стойки приводит к повышению резонансной частоты на 1 Гц. Однако, резонансные пики снижаются почти в 3 раза до коэффициента динамичности 2,5…2, что способствует существенному повышению плавности хода бесподвесочных машин и уменьшению вероятности отрыва колеса от опорной поверхности.

Заключение. Проведенными исследованиями установлено, что предложенное колесо с миниподвеской в виде пружинно-гидравлической стойки и опорным катком имеет относительно простую конструкцию, обеспечивает высокие виброзащитные свойства при небольших амплитудах кинематического возмущения и может быть использовано для повышения плавности хода и опорной проходимости колесных бесподвесочных машин.

Об авторах

Вячеслав Владимирович Новиков

Волгоградский государственный технический университет

Email: nvv_60@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0917-781X
SPIN-код: 5698-1330

профессор, д-р техн. наук, профессор кафедры «Автоматические установки»

Россия, 400005, Волгоград, пр-т им. Ленина, д. 28

Алексей Владимирович Поздеев

Волгоградский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: pozdeev.vstu@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3144-3619
SPIN-код: 5559-5294

канд. техн. наук, доцент кафедры «Автоматические установки»

Россия, 400005, Волгоград, пр-т им. Ленина, д. 28

Дмитрий Андреевич Чумаков

Волгоградский государственный технический университет

Email: chda1991@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3958-128X
SPIN-код: 4856-4448

канд. техн. наук, инженер кафедры «Автоматические установки»

Россия, 400005, Волгоград, пр-т им. Ленина, д. 28

Николай Михайлович Колесов

Волгоградский государственный технический университет

Email: kolesov.nikolay2017@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0006-2377-5863
SPIN-код: 3653-6177

аспирант кафедры «Автоматические установки»

Россия, Волгоград

Николай Валерьевич Тимошин

Волгоградский государственный технический университет

Email: titan_34rus@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-6890-2854
SPIN-код: 2327-9267

аспирант кафедры «Автоматические установки»

Россия, 400005, Волгоград, пр-т им. Ленина, д. 28

Тимофей Александрович Кагочкин

Волгоградский государственный технический университет

Email: tkagochkin@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-8944-1175
SPIN-код: 2758-8598

студент кафедры «Автоматические установки»

Россия, 400005, Волгоград, пр-т им. Ленина, д. 28

Валерия Егоровна Скрибунова

Волгоградский государственный технический университет

Email: sswwaattxx@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0001-2338-6941
SPIN-код: 8056-3510

студентка кафедры «Автоматические установки»

Россия, 400005, Волгоград, пр-т им. Ленина, д. 28

Список литературы

  1. Патент РФ № 2108240 / 10.04.1998. Рябов И.М. Колесо транспортного средства. EDN: UUZFGT
  2. Патент РФ № 2133675 / 27.07.99, Бюл. № 21. Енаев А.А., Мазур В.В., Яценко Н.Н. Колесо с внутренним подрессориванием. EDN: XTYFJB
  3. Патент РФ № 2144862 / 27.01.2000, Бюл. № 3. Рябов И.М. Колесо транспортного средства. EDN: XPSKUO
  4. Патент РФ № 2178742 / 27.01.2002, Бюл. № 3. Рябов И.М. Колесо транспортного средства. EDN: EEKHYT
  5. Гавриков А.Н. Разработка и обоснование параметров «гибких колес», используемых на сельскохозяйственной технике: дисс. ... канд. техн. наук. М., 2004. EDN: NMPLXF
  6. Мазур В.В. Повышение плавности хода автотранспортных средств внутренним подрессориванием колёс : дис. ... канд. техн. наук. Братск, 2004. EDN: JSVYZZ
  7. Батманов В.Н. Повышение эффективности работы тракторов класса 1,4 при использовании неполнокруглых движителей : дисс. ... канд. техн. наук. Чебоксары, 2005. EDN: NNUIHD
  8. Кузнецов Н.Г., Жутов А.Г., Карева Н.В. Горизонтальная жесткость ведущих колес трактора и его тяговые показатели // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2005. № 11. С. 15–16.
  9. Рябов И.М., Чернышов К. В., Соколов А. Ю. Математическая модель колеса с пневматической демпфирующей системой для бесподвесочных машин // Изв. ВолгГТУ. Серия «Наземные транспортные системы»: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. Волгоград, 2007. Вып. 2, № 8. С. 51–53.
  10. Злобин В.И. Повышение эффективности использования колесного трактора класса 1,4 за счет постановки сдвоенных колес в сельскохозяйственном производстве Амурской области : дисс. ... канд. техн. наук. М., 2006. EDN: NOLQMD
  11. Патент РФ № 2279354 / 10.07.2006, Бюл. № 19. Поливаев О.И., Панков А.В., Золотых Е.Д., Кузнецов А.Н. Колесо транспортного средства. EDN: DAXXEL
  12. Шило И.Н., Чигарев Ю.В., Романюк Н.Н., Вольский А.Л. Снижение уплотнения почвы управлением демпфирующими свойствами пневмоколесных движителей // Вестник Белорусско-Российского университета. 2008. № 1(18). C. 57–62.
  13. Грушников В.А., Калинковский В.С. Безопасные шины // Автомобильная промышленность. 2010. № 3. С. 18–21.
  14. Яровой В.Г., Шарапов А.П. Шина как упругодемпфирующее звено сельскохозяйственного трактора // Вестник аграрной науки Дона. 2010. № 3. С. 25–30.
  15. Рыков С.П., Сницарев А.В., Тетерин С.Н. Конструкция, расчет и результаты испытаний колесного движителя для тихоходного транспорта // Системы. Методы. Технологии. 2013. № 3(19). С. 84–89.
  16. Патент РФ № 2657815 / 15.06.2018, Бюл. № 17. Манфановский С.Б., Енаев А.А. Колесо с внутренним подрессориванием и демпфирующими элементами. EDN: LGXATM
  17. Aldhufairi H., Essa K., Olatunbosun O. Multi-chamber tire concept for low rolling-resistance // SAE International Journal of Passenger Cars - Mechanical Systems. 2019. Vol. 12, N. 2. Р. 111–126. doi: 10.4271/06-12-02-0009
  18. Aldhufairi H., Olatunbosun O., Essa K. Multi-chamber tyre designing for fuel economy // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers Part D Journal of Automobile Engineering. 2019. doi: 10.1177/0954407019857026
  19. Новиков В.В., Поздеев А.В., Чернышов К.В., и др. Основные направления развития конструкций колес с пневматическими шинами // Энерго- и ресурсосбережение: промышленность и транспорт. 2021. № 4 (37). С. 38–44.
  20. Патент РФ № 2711771 / 22.01.2020, Бюл. № 3. Новиков В.В., Поздеев А.В., Ждамирова Е.В. Колесо транспортного средства. EDN: YCYHBR
  21. Патент РФ № 2770032 / 14.04.2022, Бюл. № 11. Новиков В.В., Кагочкин Т.А., Скрибунова В.Е., Чернышов К.В., Поздеев А.В. Колесо транспортного средства. EDN: TANFWR
  22. Патент РФ № 2768422 / 24.03.2022, Бюл. № 9. Новиков В.В., Кагочкин Т.А., Скрибунова В.Е., Чернышов К.В., Поздеев А.В. Колесо транспортного средства. EDN: MVXPKF
  23. Поздеев А.В. Устройство и принцип работы одноопорного гидропульсаторного вибростенда. Волгоград: ВолгГТУ, 2020.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Пневматическое колесо с наружной пружинно-гидравлической миниподвеской и одним опорным роликом по патенту РФ № 2770032: 1 — ступица; 2 — обод; 3 — пневматическая шина; 4 — балка; 5 и 6 — проушины; 7 — ось подпружиненного рычага; 8 — подпружиненный направляющий рычаг; 9 — опорный каток; 10 — гидравлический амортизатор; 11 — пружина; 12 — ось гидроамортизатора; 13 — буфер; 14 — лента; 15 — боковой бурт; 16 и 17 — внутренние кольцевые буртики; 18 — резиновые ремни.

Скачать (256KB)
3. Рис. 2. Расчетная схема наклонной пружинно-гидравлической миниподвески: x — деформация шины; y — деформация пружины; c и e — постоянные величины; l и d — текущие значения координат точки N; α — угол наклона оси пружины к горизонту; Рпр — сила пружины по оси y; P(x) — сила пружины, приведенная к вертикальной оси x.

Скачать (60KB)
4. Рис. 3. Упругие характеристики пневматического колеса с пружинно-гидравлической миниподвеской при угле наклона α = 55°: 1 — сила упругости шины предлагаемого колеса; 2 — вертикальная сила миниподвески на подпружиненном опорном катке; 3 — суммарная сила упругости предлагаемого колеса; 4 — сила упругости пневматической шины обычного колеса; Рст и hст — сила и деформация шины колеса под статической нагрузкой; Рст.пш и Рст.мп — сила упругости шины предлагаемого колеса и вертикальная сила миниподвески на подпружиненном опорном катке под статической нагрузкой.

Скачать (144KB)
5. Рис. 4. Расчётная схема пневматического колеса с миниподвеской: М — подрессоренная масса (масса колеса и части остова трактора); G — нагрузка на ось колеса; P и R — сила пружины и сила сопротивления амортизатора, приведенные к вертикальной оси; Pш — сила упругости шины; Rш — сила неупругого сопротивления шины; спр и r — жесткость пружины и коэффициент сопротивление амортизатора, приведенные к вертикальной оси; сш — жесткость шины; rш — коэффициент сопротивления шины; q — профиль неровностей дороги; z — вертикальное перемещение оси колеса.

Скачать (79KB)
6. Рис. 5. Расчётные упругие характеристики пневматического колеса с пружинно-гидравлической миниподвеской при угле наклона α = 55° и статической нагрузке 6 кН: 1 — шина; 2 — миниподвеска; 3 — результирующая упругая характеристика колеса в целом; Pст — статическая нагрузка на колесо; hст — статический прогиб шины.

Скачать (60KB)
7. Рис. 6. Расчётные АЧХ вертикальных колебаний оси обычного пневматического колеса при нагрузке на шину 0,6 т: 1 — перемещений; 2 — скоростей; 3 — ускорений; a0 — амплитуда ускорений.

Скачать (89KB)
8. Рис. 7. Расчётные АЧХ вертикальных колебаний оси пневматического колеса с пружинно-гидравлической миниподвеской при нагрузке на шину 0,6 т: 1 — перемещений; 2 — скоростей; 3 — ускорений; a0 — амплитуда ускорений.

Скачать (68KB)
9. Рис. 8. Установка пневматического колеса с пружинно-гидравлической миниподвеской на динамическом гидропульсаторном стенде: 1 — пневматическое колесо от задней оси трактора МТЗ-82; 2 — пружинно-гидравлическая миниподвеска с опорным роликом; 3 — подвижная плита с грузами.

Скачать (203KB)
10. Рис. 9. Упругие характеристики и изменение давления в шине пневматического колеса в зависимости от деформации шины δ при статической нагрузке 6 кН при разных избыточных давлениях р: 1…4 — упругие характеристики; 1’…4’ — зависимости избыточного давления в шине от её деформации; 1, 1’ — p = 0,4 бар; 2, 2’ — p = 0,8 бар; 3, 3’ — p = 1,2 бар; 4, 4’ — p = 1,6 бар.

Скачать (121KB)
11. Рис. 10. Зависимости прогиба шины 400–965/15.5-38 от избыточного давления: 1 — без миниподвески; 2 — с миниподвеской.

Скачать (58KB)
12. Рис. 11. Экспериментальные осциллограммы свободно-затухающих колебаний обычного пневматического колеса задней оси трактора МТЗ-82 при толчке вниз на 50 мм: 1 — р = 0,4 бар; 2 — р = 0,8 бар; 3 — р = 1,2 бар; 4 — р = 1,6 бар.

Скачать (84KB)
13. Рис. 12. Экспериментальные осциллограммы свободно-затухающих колебаний колеса задней оси трактора МТЗ-82 с пружинно-гидравлической миниподвеской после толчка вверх на 100 мм: 1 — p = 0,4 бар; 2 —p = 0,8 бар; 3 — p = 1,2 бар; 4 — p = 1,6 бар.

Скачать (70KB)
14. Рис. 13. Экспериментальные АЧХ размахов вертикальных колебаний оси обычного пневматического колеса от задней оси трактора МТЗ-82 при вертикальной нагрузке 6 кН и разных избыточных давлениях в шине 400-965/15.5-38: 1 — p = 0,4 бар; 2 — p = 0,8 бар; 3 — p = 1,6 бар.

Скачать (74KB)
15. Рис. 14. Экспериментальные АЧХ размахов вертикальных колебаний оси пневматического колеса от задней оси трактора МТЗ-82 с пружинно-гидравлической миниподвеской при вертикальной нагрузке 6 кН и разных избыточных давлениях в шине 400-965/15.5-38: 1 — p = 0,4 бар; 2 — p = 0,8 бар; 3 — p = 1,6 бар.

Скачать (71KB)

© Эко-Вектор, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».