Расчетно-экспериментальные исследования виброзащитных свойств пневматического колеса трактора МТЗ-82«БЕЛАРУС» с наружной пружинно-гидравлической миниподвеской
- Авторы: Новиков В.В.1, Поздеев А.В.1, Чумаков Д.А.1, Колесов Н.М.1, Тимошин Н.В.1, Кагочкин Т.А.1, Скрибунова В.Е.1
-
Учреждения:
- Волгоградский государственный технический университет
- Выпуск: Том 91, № 4 (2024)
- Страницы: 430-441
- Раздел: Теория, конструирование, испытания
- URL: https://journal-vniispk.ru/0321-4443/article/view/269911
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-625949
- ID: 269911
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В настоящее время применяемые в различных отраслях народного хозяйства многочисленные колесные бесподвесочные машины на пневматических шинах имеют низкий уровень виброзащиты остова и ограниченную опорную проходимость. Поэтому разработка и исследование характеристик конструкции пневматического колеса с повышенными упругодемпфирующими свойствами и опорной проходимостью является актуальной технической задачей.
Цель работы — разработка конструкции и исследование виброзащитных свойств пневматического колеса с наружной пружинно-гидравлической миниподвеской для повышения плавности хода и опорной проходимости крупногабаритных бесподвесочных машин.
Материалы и методы. Представлено описание конструкции колеса с миниподвеской и опорным роликом. Моделирование колеса выполнено в программе PascalABC, учитывающей нелинейность суммарной силы пневматической шины и пружинно-гидравлической миниподвески, которая установлена параллельно шине под углом к вертикальной оси колеса. Методика испытаний заключалась в проведении сравнительных свободных и вынужденных колебаний заднего пневматического колеса от трактора МТЗ-82 «Беларус» с шиной 400-965/15.5-38, которая работала без и с миниподвеской при вертикальной нагрузке 0,6 т и разных избыточных давлениях в шине.
Результаты. Из результатов расчетно-экспериментальных исследований следует, что при радиальном сжатии шины на 75 мм избыточное давление внутри пневматического колеса почти не меняется, а при снижении давления в шине с 1,6 до 0,4 бар резонансная частота колебаний оси штатного колеса снижается на 25%, при этом коэффициент динамичности остается неприемлемо высоким (более 5), приводящим к отрывам шины от опорной поверхности. Установка параллельно колесу миниподвески в виде пружинно-гидравлической амортизационной стойки приводит к повышению резонансной частоты на 1 Гц. Однако, резонансные пики снижаются почти в 3 раза до коэффициента динамичности 2,5…2, что способствует существенному повышению плавности хода бесподвесочных машин и уменьшению вероятности отрыва колеса от опорной поверхности.
Заключение. Проведенными исследованиями установлено, что предложенное колесо с миниподвеской в виде пружинно-гидравлической стойки и опорным катком имеет относительно простую конструкцию, обеспечивает высокие виброзащитные свойства при небольших амплитудах кинематического возмущения и может быть использовано для повышения плавности хода и опорной проходимости колесных бесподвесочных машин.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Вячеслав Владимирович Новиков
Волгоградский государственный технический университет
Email: nvv_60@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0917-781X
SPIN-код: 5698-1330
профессор, д-р техн. наук, профессор кафедры «Автоматические установки»
Россия, 400005, Волгоград, пр-т им. Ленина, д. 28Алексей Владимирович Поздеев
Волгоградский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: pozdeev.vstu@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3144-3619
SPIN-код: 5559-5294
канд. техн. наук, доцент кафедры «Автоматические установки»
Россия, 400005, Волгоград, пр-т им. Ленина, д. 28Дмитрий Андреевич Чумаков
Волгоградский государственный технический университет
Email: chda1991@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3958-128X
SPIN-код: 4856-4448
канд. техн. наук, инженер кафедры «Автоматические установки»
Россия, 400005, Волгоград, пр-т им. Ленина, д. 28Николай Михайлович Колесов
Волгоградский государственный технический университет
Email: kolesov.nikolay2017@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0006-2377-5863
SPIN-код: 3653-6177
аспирант кафедры «Автоматические установки»
Россия, ВолгоградНиколай Валерьевич Тимошин
Волгоградский государственный технический университет
Email: titan_34rus@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-6890-2854
SPIN-код: 2327-9267
аспирант кафедры «Автоматические установки»
Россия, 400005, Волгоград, пр-т им. Ленина, д. 28Тимофей Александрович Кагочкин
Волгоградский государственный технический университет
Email: tkagochkin@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-8944-1175
SPIN-код: 2758-8598
студент кафедры «Автоматические установки»
Россия, 400005, Волгоград, пр-т им. Ленина, д. 28Валерия Егоровна Скрибунова
Волгоградский государственный технический университет
Email: sswwaattxx@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0001-2338-6941
SPIN-код: 8056-3510
студентка кафедры «Автоматические установки»
Россия, 400005, Волгоград, пр-т им. Ленина, д. 28Список литературы
- Патент РФ № 2108240 / 10.04.1998. Рябов И.М. Колесо транспортного средства. EDN: UUZFGT
- Патент РФ № 2133675 / 27.07.99, Бюл. № 21. Енаев А.А., Мазур В.В., Яценко Н.Н. Колесо с внутренним подрессориванием. EDN: XTYFJB
- Патент РФ № 2144862 / 27.01.2000, Бюл. № 3. Рябов И.М. Колесо транспортного средства. EDN: XPSKUO
- Патент РФ № 2178742 / 27.01.2002, Бюл. № 3. Рябов И.М. Колесо транспортного средства. EDN: EEKHYT
- Гавриков А.Н. Разработка и обоснование параметров «гибких колес», используемых на сельскохозяйственной технике: дисс. ... канд. техн. наук. М., 2004. EDN: NMPLXF
- Мазур В.В. Повышение плавности хода автотранспортных средств внутренним подрессориванием колёс : дис. ... канд. техн. наук. Братск, 2004. EDN: JSVYZZ
- Батманов В.Н. Повышение эффективности работы тракторов класса 1,4 при использовании неполнокруглых движителей : дисс. ... канд. техн. наук. Чебоксары, 2005. EDN: NNUIHD
- Кузнецов Н.Г., Жутов А.Г., Карева Н.В. Горизонтальная жесткость ведущих колес трактора и его тяговые показатели // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2005. № 11. С. 15–16.
- Рябов И.М., Чернышов К. В., Соколов А. Ю. Математическая модель колеса с пневматической демпфирующей системой для бесподвесочных машин // Изв. ВолгГТУ. Серия «Наземные транспортные системы»: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. Волгоград, 2007. Вып. 2, № 8. С. 51–53.
- Злобин В.И. Повышение эффективности использования колесного трактора класса 1,4 за счет постановки сдвоенных колес в сельскохозяйственном производстве Амурской области : дисс. ... канд. техн. наук. М., 2006. EDN: NOLQMD
- Патент РФ № 2279354 / 10.07.2006, Бюл. № 19. Поливаев О.И., Панков А.В., Золотых Е.Д., Кузнецов А.Н. Колесо транспортного средства. EDN: DAXXEL
- Шило И.Н., Чигарев Ю.В., Романюк Н.Н., Вольский А.Л. Снижение уплотнения почвы управлением демпфирующими свойствами пневмоколесных движителей // Вестник Белорусско-Российского университета. 2008. № 1(18). C. 57–62.
- Грушников В.А., Калинковский В.С. Безопасные шины // Автомобильная промышленность. 2010. № 3. С. 18–21.
- Яровой В.Г., Шарапов А.П. Шина как упругодемпфирующее звено сельскохозяйственного трактора // Вестник аграрной науки Дона. 2010. № 3. С. 25–30.
- Рыков С.П., Сницарев А.В., Тетерин С.Н. Конструкция, расчет и результаты испытаний колесного движителя для тихоходного транспорта // Системы. Методы. Технологии. 2013. № 3(19). С. 84–89.
- Патент РФ № 2657815 / 15.06.2018, Бюл. № 17. Манфановский С.Б., Енаев А.А. Колесо с внутренним подрессориванием и демпфирующими элементами. EDN: LGXATM
- Aldhufairi H., Essa K., Olatunbosun O. Multi-chamber tire concept for low rolling-resistance // SAE International Journal of Passenger Cars - Mechanical Systems. 2019. Vol. 12, N. 2. Р. 111–126. doi: 10.4271/06-12-02-0009
- Aldhufairi H., Olatunbosun O., Essa K. Multi-chamber tyre designing for fuel economy // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers Part D Journal of Automobile Engineering. 2019. doi: 10.1177/0954407019857026
- Новиков В.В., Поздеев А.В., Чернышов К.В., и др. Основные направления развития конструкций колес с пневматическими шинами // Энерго- и ресурсосбережение: промышленность и транспорт. 2021. № 4 (37). С. 38–44.
- Патент РФ № 2711771 / 22.01.2020, Бюл. № 3. Новиков В.В., Поздеев А.В., Ждамирова Е.В. Колесо транспортного средства. EDN: YCYHBR
- Патент РФ № 2770032 / 14.04.2022, Бюл. № 11. Новиков В.В., Кагочкин Т.А., Скрибунова В.Е., Чернышов К.В., Поздеев А.В. Колесо транспортного средства. EDN: TANFWR
- Патент РФ № 2768422 / 24.03.2022, Бюл. № 9. Новиков В.В., Кагочкин Т.А., Скрибунова В.Е., Чернышов К.В., Поздеев А.В. Колесо транспортного средства. EDN: MVXPKF
- Поздеев А.В. Устройство и принцип работы одноопорного гидропульсаторного вибростенда. Волгоград: ВолгГТУ, 2020.
Дополнительные файлы
