Закон оптимального управления подводимой мощностью к движителю колёсной машины при криволинейном движении
- Авторы: Котиев Г.О.1, Горелов В.А.2, Косицын Б.Б.2, Газизуллин Р.Л.2, Бяков К.Е.2
-
Учреждения:
- Казанский федеральный университет
- Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
- Выпуск: Том 91, № 6 (2024)
- Страницы: 723-739
- Раздел: Теория, конструирование, испытания
- URL: https://journal-vniispk.ru/0321-4443/article/view/283047
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-631801
- ID: 283047
Цитировать
Аннотация
Введение. Высокоподвижные колёсные машины предназначены для движения по дорогам и местности в различных дорожно-грунтовых условиях, что сопровождается частым и значительным по величине изменением тяговых сил и сил сопротивлений качению. В этой связи, для сохранения показателей подвижности машины и обеспечения низких затрат энергии при выполнении транспортных задач необходимо непрерывно в процессе движения изменять режим работы от полностью блокированного до дифференциального в случае механической трансмиссии. При этом выбираемый водителем режим работы трансмиссии не всегда является рациональным. Таким образом, разработка закона управления подводимой мощностью к движителю, обеспечивающего минимальные потери энергии при сохранении подвижности машины в широко изменяющихся дорожных условиях является актуальной задачей.
Цель работы — повышение энергоэффективности высокоподвижных колёсных машин путём применения адаптивного к условиям движения закона управления подводимой мощностью к движителю.
Методология и методы. Повышение энергоэффективности движения может быть достигнуто за счёт снижения потерь на буксование колёс путём управления подводимой мощностью к движителю. Закон управления целесообразно получить в результате решения задачи оптимизации, где в качестве целевой функции выбрана мощность потерь, а в качестве варьируемых величин — силы тяги, развиваемые на каждом из колёс. При этом для сохранения возможности движения машины необходимо учесть, что суммарная тяговая сила на всех колёсах должна определяться внешними условиями и обеспечиваться силовой установкой. Для решения задачи оптимизации применён метод множителей Лагранжа.
Результаты и научная новизна. Проведённые исследования позволили в аналитическом виде получить единый закон адаптивного управления подводимой мощностью к движителям, применимый в широком диапазоне дорожных условий, как при прямолинейном, так и при криволинейном движении, обеспечивающий близкое к оптимальному распределение моментов по ведущим колёсам машины.
Практическая значимость. Применение разработанного закона управления подводимой мощностью к движителям, основанного на использовании в процессе движения информации о продольной и вертикальной силах на осях колёс, их частотах вращения и углах поворота, а также оценке коэффициента сцепления с опорной поверхностью, позволит повысить эффективность выполнения транспортных задач при движении машины в непрерывно изменяющихся дорожных условиях. Это достигается за счёт снижения нагрузки на водителя в части управления блокировками дифференциалов в сравнении с механической трансмиссией, как при прямолинейном, так и при криволинейном движении.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Георгий Олегович Котиев
Казанский федеральный университет
Email: kotievgo@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7884-157X
SPIN-код: 8963-6431
д-р техн. наук, профессор, директор Набережночелнинского института КФУ
Россия, КазаньВасилий Александрович Горелов
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Email: gorelov_va@bmstu.ru
ORCID iD: 0000-0002-2171-6302
SPIN-код: 1455-9984
д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой «Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы»
Россия, МоскваБорис Борисович Косицын
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Email: kositsyn_b@bmstu.ru
ORCID iD: 0000-0002-2131-2738
SPIN-код: 2005-7528
д-р техн. наук, доцент, профессор кафедры «Колёсные машины»
Россия, МоскваРуслан Ленарович Газизуллин
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Автор, ответственный за переписку.
Email: rlgazizullin@bmstu.ru
ORCID iD: 0000-0002-4022-9286
SPIN-код: 3145-4190
канд. техн. наук, старший преподаватель кафедры «Колёсные машины»
Россия, МоскваКонстантин Евгеньевич Бяков
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Email: byakov@bmstu.ru
ORCID iD: 0000-0002-9922-5810
SPIN-код: 7678-7778
канд. техн. наук, доцент кафедры «Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы»
Россия, МоскваСписок литературы
- Petrushov VA, Moskovkin VA, Shuklin SA. Rolling resistance of cars and road trains. Mechanical engineering, 1975. (In Russ.)
- Kotiev GO, Gumerov IF, Stadukhin AA, et al. Deceleration selection for high-mobility wheeled vehicles with auxiliary brake systems. Transactions of NNSTU n.a. R.E. Alekseev. 2019;4(127):146–157. (In Russ.). doi: 10.46960/1816-210X_2019_4_146
- Shukhman SB, Solo‘ev VI, Prochko EI. The theory of the power drive of the wheels of high-terrain vehicles. Agribusiness Center, 2007. (In Russ.) ISBN 978-5-902792-15-4.
- Kozachenko VF, Ostirov VN, Lashkevich MM. Electric transmission based on a valve-inductor motor with independent excitation. Electrical Engineering. 2014;(2):54–60.
- Gruzovik Press “Platforma-O”. Accessed: 05.03.2024. Available from: https://www.gruzovikpress.ru.article/12471-opytniy-obrazets-transportno-ustanovochnogo-agregata-15t528-na-4-osnom-shassi-semeystva-kamaz-7850h-platforma-o-sluhi-i-fakty. (In Russ.)
- Andreev AF, Kabanau VI, Vantsevich VV. Driveline systems of ground vehicles. Theory and design. CRS Press. 2010.
- Vantsevich VV, Vysotskii MS, Doubovik DA. Power control in the engine as a means of controlling the dynamics of wheeled vehicles. Automotive industry. 2004:13–16. (In Russ.)
- Vantsevich VV, Vysotskii MS, Doubivik DA. Control of the Wheel Driving Forces as the Basis of Controlling Off-Road Vehicle Dynamics. SAE Technical Paper. 2002. doi: 10.4271/2002-01-1472
- Mostafa AS, Vladimir VV, Thimas RW, et al. UGV with a distributed electric driveline: Controlling for maximum slip energy efficiency on stohastic terrain. Journal of Terramechanics. 2018;79:41–57. doi: 10.1016/j.jterra.2018.06.001
- Keller AV. Methodological principles of optimizing power distribution between the propellers of wheeled vehicles. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo Gosudarstvennogo Universiteta. 2006;11:96–101. (In Russ.)
- Pliev IA, Saikin AM, Arkhipov AV, et al. A unified algorithm for controlling the torques applied to the wheels of four-wheel drive vehicles. Izvestiya MGTU “MAMI”. 2012;1(2):297–303. (In Russ.) EDN: PUWQIX
- Kotiev GO, Kositsyn BB, Evseev KB, et al. Law of optimal control of power supplied to wheeled vehicle running gear when moving linearly. Trudy NAMI. 2022;(4):43–57. (In Russ.) doi: 10.51187/0135-3152-2022-4-43-57
- Kositsyn BB. Scientific methods of increasing the mobility of wheeled combat vehicles by improving braking properties [dissertation]. Moscow. 2021. (In Russ.)
- Kotiev GO, Gorelov VA, Miroshnichenko AV. Development of the law of control of the individual drive of the movers of a multi-axle wheeled vehicle. News of higher educational institutions. Mechanical engineering. 2012;1:45–59. (In Russ.)
- Stadukhin AA. Scientific methods for determining the rational parameters of electromechanical transmissions of highly mobile tracked vehicles [dissertation]. 05.05.03, Stadukhin Anton Alekseevich. Moscow, 2021. p 314. (In Russ.)
- Gill PE, Muray W, Wright МH. Practical optimization. Moscow: Mir; 1985. (In Russ.)
- Bunday BD. Basic Linear Programming. School of Mathematical Sciences. Bradford: University of Bradford. 1989.
- Platonov VF, Leiashvili GR. Tracked and wheeled transport and traction vehicles. Mechanical engineering. 1986. (In Russ.)
- Larin V.V. Theory of motion of four-wheel drive wheeled vehicles. Moscow: MGTU im NE Baumana. 2010. (In Russ.)
Дополнительные файлы
