Прогнозирование циклической долговечности и анализ рисков несоответствий несущих конструкций мобильных машин
- Авторы: Панов А.Н.1
-
Учреждения:
- ЮРС-РУСЬ
- Выпуск: Том 88, № 6 (2021)
- Страницы: 45-53
- Раздел: Теория, конструирование, испытания
- URL: https://journal-vniispk.ru/0321-4443/article/view/95720
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-2021-6-45-53
- ID: 95720
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Надежность и безопасность мобильных машин определяется их несущей системой. Достижение малой вероятности отказа конструкций и сокращение затрат на технику возможно при изменении традиционных методов прогнозирования надежности и применения анализа рисков, а также использования риск-ориентированного проектирования. Целью работы является разработка методик прогнозирования циклической долговечности элементов, крепежа сборных несущих конструкций и анализа для достижения приемлемых рисков мобильных машин на этапах риск-ориентированного проектирования. Для методического обеспечения риск-ориентированного проектирования разработаны соответствующие методики и стандарты, позволяющие применять новые методы конструирования и расчета создателям тракторной и сельскохозяйственной техники. Предложено ввести в существующую систему обозначений конструкторско-технологической документации идентификаторы для параметров – показатели приоритета – и достигать при проектировании вероятности появления каждой потенциальной причины отказа до заданного уровня риска с учетом приоритета. Инструментом достижения малых вероятностей отказа является построение диаграмм причинно-следственных связей отказов – «источник причины и последствия» – на основе метода дедукции и индукции. Разработана расчетно-экспериментальная методика прогнозирования надежности (ресурс) по критерию циклической долговечности несущих конструкций и крепежа. Методика основывается на локальном моделировании зон зарождения повреждений с учетом влияния конструкторско-технологических факторов производства, имитации нагрузочного режима мобильной машины, ее зон повреждений. Для расчета используются: метод конечных элементов, экспериментальная оценка нагруженности, характеристики сопротивления усталости несущих элементов, заклепок и болтов, гипотезы накопления повреждений. Анализ рисков проводится с использованием методики FMEA.
В результате анализа рисков в вероятностной постановке делается вывод о возможном ущербе для поставщика – количестве мобильных машин, которые не обеспечат выполнение заявленных требований по заданному ресурсу и гарантийному пробегу. Таким образом, появляются данные для оценивания рисков и принятия решения о целесообразности перепроектирования техники. Созданное методическое обеспечение прогнозирования циклической долговечности и анализа рисков для реализации риск-ориентированного проектирования позволяет: устранять неконкурентоспособный уровень качества продукции и качества производства, а также низкую эффективность и производительности труда; применять новые технологии проектирования, методики конструирования и подготовки производства, сокращающие сроки разработки. Разработанные методы и средства риск-ориентированного подхода широко апробированы и применяются в практике автотракторосельхозмашиностроения.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Александр Николаевич Панов
ЮРС-РУСЬ
Автор, ответственный за переписку.
Email: a.panov@tut.by
к.т.н.
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Ксеневич И.П., Гуськов В.В., Бочаров Н.Ф. и др. Тракторы. Проектирование, конструирование и расчет: учебник для студентов машиностроительных специальностей вузов / под общ. ред. И.П. Ксеневича. М.: Машиностроение. 1991. 544 с.
- Афанасьев Б.А., Белоусов Б.Н., Гладов Г.И. и др. Проектирование полноприводных колесных машин: учебник для вузов. В 3 т. Т. 1 / под ред. А.А. Полунгяна. М.: Изд-во ИГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. 496 с.
- Белоусов Б.Н., Попов С.Д. Колесные транспортные средства особо большой грузоподъемности. Конструкция. Теория. Расчет / под об. ред. Б.Н. Белоусова. М.: Изд-во МГТУ и. Н.Э. Баумана, 2006. 728 с.
- Горбацевич М.И., Панов А.Н., Минюкович С.М. Проектирование транспортных средств: нагруженность, повреждение, ресурс: монография / под общей ред. А.Н. Панова. Минск: Технопринт, 2005. 264 с.
- Панов А.Н., Осмола И.И., Шкадрецов И.В., Ловкис В.Б., Маринич Л.А. Научно-методические основы проектирования: системное обеспечение приемлемых рисков в автотракторосельхозмашиностроении: монография / под общей ред. А.Н. Панова. Минск: БГАТУ, 2009. 486 с.
- Махутов Н.А., Панов А.Н., Юдина О.Н. Анализ и нормирование безопасности мобильных машин на основе обеспечения приемлемых рисков // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2014. № 2. С. 76−89.
- Махутов Н.А., Панов А.Н., Юдина О.Н. Методы и средства экспериментальной оценки нагруженности и моделирования механизмов повреждения опасных зон несущих конструкций мобильных машин // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2014, № 5. С. 51−56.
- Панов А.Н. Приемлемые риски функционирования сложных социотехнических систем // Стандарты и качество. 2014. № 8. С. 98−99.
- Panov A.N., Reznirov D.O., Yudina O.N. Development of models for risk analysis and optimization of risk reduction costs. Published under licence by IOP Publishing Ltd. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Volume 1023, V International Scientific Conference «Survivability and Structural Material Science» (SSMS 2020) 27–29th October 2020, Moscow Russia Citation A.N. Panov et al 2021 IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. 1023 012019.
- Makhutov N.A., Panov A.N., Yudina O.N. The development of models of risk assessment complex transport systems. Published under licence by IOP Publishing Ltd. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Volume 1023, V International Scientific Conference «Survivability and Structural Material Science» (SSMS 2020) 27–29th October 2020, Moscow Russia Citation N.A. Makhutov et al 2021 IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. 1023 012017.
- Махутов Н.А., Панов А.Н. Совершенствование научной базы и нормативного обоснования безопасности колесных мобильных машин // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2021. № 1. С. 34−43.
- Панов А.Н. Качество, надежность и безопасность техники // Стандарты и качество. 2021. № 6. С. 104−105.
- Панов А.Н. Риск-ориентированное проектирование в машиностроении // Стандарты и качество. 2021. № 8. С. 106−108.
- Панов А.Н. Надежность и машиностроении. Нормирование рисков // Стандарты и качество. 2021. № 10. С. 108−109.
- СТБ 15052015. Системы менеджмента. Менеджмент процессов. Методы статистического управления процессами (Панов А.Н. и др.). Введ. 01.06.2016. Минск: Госстандарт, 2016. 179 с.
- СТБ 15062015. Системы менеджмента. Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий потенциальных отказов (Панов А.Н. и др.). Введ. 01.04.2016. Минск: Госстандарт, 2016. 109 с.
- СТБ 24502016. Системы менеджмента. Менеджмент измерений. Анализ измерительных систем (Панов А.Н. и др.). Введ. 01.03.2017. Минск: Госстандарт, 2017. 250 с.
- СТБ 2484-2016. Системы менеджмента. Менеджмент верификации и валидации в цепи поставок (Панов А.Н. и др.). Введ. 01.09.2017. Минск: Госстандарт, 2017. 137 с.
- СТБ 16949-2018. Системы менеджмента качества. Особые требования по применению СТБ ISO 9001-2015 для организаций, участвующих в цепях поставок автотракторного, сельскохозяйственного, погрузочно-транспортного, карьерного и специального машиностроения (Панов А.Н. и др.). Введ. 01.01.2019. Минск: Госстандарт, 2018. – 93 с.
- СТБ В 15.004-2009. Система разработки и постановки на производство оборонной продукции. Военная техника. Системы менеджмента качества. Требования (Панов А.Н. и др.). Введ. 01.01.2011. Минск: Госстандарт, 2009. 52 с.
- СТБ 2582-2020. «Системы менеджмента. Менеджмент проекта. Риск-ориентированное планирование качества продукции, услуг и процессов» (Панов А.Н. и др.). Введ. 01.12.2020. Минск: Госстандарт, 2020.
Дополнительные файлы
