Снижение токсичности выхлопных газов автомобиля за счет рекуперации энергии торможения
- Авторы: Поливаев О.И.1, Ларионов А.Н.1, Болотов Д.Б.1
-
Учреждения:
- Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I
- Выпуск: Том 89, № 1 (2022)
- Страницы: 15-21
- Раздел: Экологически чистые технологии и оборудование
- URL: https://journal-vniispk.ru/0321-4443/article/view/100839
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-100839
- ID: 100839
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. В последние годы в Российской Федерации наблюдается значительный прирост автомобильного транспорта, что приводит к существенному увеличению выбросов токсичных газов в атмосферу. Доля выбросов токсичных газов автотранспорта колеблется от 65 до 70%. Для снижения выбросов токсичных газов в атмосферу внедряются электромобили, однако они имеют целый ряд недостатков: ограниченный пробег до подзарядки аккумулятора и дорогостоящие аккумуляторы. Также ускоренно ведутся работы по использованию водорода в качестве топлива для автомобилей. Однако вопросы хранения водородного топлива пока еще не проработаны. При этом существующий парк автомобилей продолжает отравлять атмосферу.
Цель – исследование рекуператора энергии торможения для снижения оксида углерода СО в отработавших газах автомобиля УАЗ.
Материал и методы. Разработана конструкция комбинированной установки с газогидравлическим рекуператором торможения, которая использована на автомобиле УАЗ (пат. РФ № 2193977). Сравнительные исследования проведены согласно ГОСТ 33670-2015 и ГОСТ 52033-2003.
Результаты и обсуждение. Результаты сравнительных исследований автомобиля показали, что на повышенной передаче при скорости движения 18–25 м/с – минимум выбросов СО, а на низших передачах он значительно возрастает. Рекуператор этот недостаток устраняет за счет дополнительной передачи мощности на ведущие колеса.
Заключение. При разгоне автомобиля в городском цикле с рекуператором наблюдается минимум выбросов СО, при этом возрастает ускорение автомобиля, что уменьшает время разгона и путь на 30–35%. Автомобиль с рекуператором в среднем расходовал бензина до 15 л/100 км, а в серийном исполнении этот показатель составлял до 17,5 л/100 км пути. За счет рекуператора выбросы СО снижаются на 16%.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Олег Иванович Поливаев
Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I
Email: Polivaevoi@icloud.com
ORCID iD: 0000-0002-3610-6339
SPIN-код: 1423-0193
д.т.н., профессор
Россия, 394087, Воронеж, ул. Мичурина, 1Алексей Николаевич Ларионов
Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I
Email: larionovan@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3656-3812
SPIN-код: 3950-7191
д-р физ.-мат. наук, профессор
Россия, 394087, Воронеж, ул. Мичурина, 1Дмитрий Борисович Болотов
Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I
Автор, ответственный за переписку.
Email: BDB1998@ya.ru
ORCID iD: 0000-0002-3925-1419
магистр
Россия, 394087, Воронеж, ул. Мичурина, 1Список литературы
- Ахметов Л.А., Корнев Е.В. Автомобильный транспорт и охрана окружающей среды. Ташкент: Мехнат, 2012.
- Сердюкова А.Ф., Барабанщиков Д.А. Влияние автотранспорта на окружающую среду // Молодой ученый. 2018. № 25. С. 31–33.
- Курилкин В.В., Ромашко А.М. Общая основа изделий с рекуперацией энергии // Механизация строительства. 2013. № 6. С. 31–37.
- Чмиль В.П. Рекуперация энергии в гидромеханизме поворота платформы экскаватора // Механизация строительства. 2017. Т. 78, № 2. С. 7–10.
- Ивлев В.И., Мисюрин С.Ю. Автономные пневматические привода для легких транспортных средств // Проблемы машиностроения и автоматизации. 2012. № 2. С. 32–34.
- Посметьев В.И., Никонов В.О. Повышение эффективности гидропривода многофункционального автомобиля для ухода за полезащитными лесными полосами // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2017. № 4. С. 140–149.
- Патент РФ на изобретение №2193977/ 10.12.2002. Бюл. № 11. Поливаев О.И., Полухин А.П., Мягков Д.Ю., Сухоруков П.В. Устройство для рекуперации энергии транспортного средства. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37722330. Дата обращения: 07.04.2022.
Дополнительные файлы
