Затухание Zitterbewegung в структурах на основе дираковских кристаллов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследованы возможности управления временем затухания осцилляций Zitterbewegung в графене и графеновой сверхрешетке. Для графена вычислено время существования Zitterbewegung в присутствии высокочастотного излучения. Результат демонстрирует увеличение продолжительности данного эффекта при включении переменного поля. Для графеновой сверхрешетки показано, что время затухания Zitterbewegung регулируется путем изменения соотношения между периодом сверхрешетки и шириной электронного волнового пакета.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ

Графеноподобные кристаллы (графен, германен, силицен и т.д.) являются весьма удобной платформой для изучения эффектов квантовой электродинамики [1, 2]. Уникальность таких материалов, называемых дираковскими кристаллами [3], объясняется наличием в гамильтониане слагаемых, связывающих импульс носителя заряда с его псевдоспиновой степенью свободы. Известно, что одним из следствий такой связи является эффект Zitterbewegung (ZB) – быстрые осцилляции скорости свободного (псевдо)релятивисткого электрона, обязанные интерференции состояний с положительной и отрицательной энергиями. Высокая частота соответствующих осцилляций (~1021 Гц) делает затруднительным наблюдение ZB для свободного электрона в вакууме. Существенно более низкая частота ZB в структурах, описываемых гамильтонианом релятивистского типа [4, 5], значительно облегчает экспериментальное обнаружение указанного эффекта [6].

Возможность ZB для электронов в графене теоретически показана в [7, 8]. На сегодняшний момент это явление учитывается в исследовании, например, проводящих свойств дираковских и полудираковских кристаллов [9]. Отметим, что для анализа основных особенностей спектра ZB, а также для сравнения численных результатов с результатами приближенных аналитических вычислений, в качестве начального вектора состояния в импульсном пространстве вполне можно использовать узкий дельтаобразный волновой пакет [10]. Однако такие пакеты полностью делокализованы в пространстве, что вносит определенную трудность в реализацию соответствующих осцилляций. С целью получения результатов, близких к возможным экспериментальным наблюдениям, следует рассматривать пакеты конечной ширины, которые хорошо локализованы как в импульсном, так и в реальном пространстве. Конечный размер пакета позволяет говорить о среднем положении частицы, а также вычислить групповую скорость. При этом, как показано в [10], факт конечности пакета не меняет основных свойств ZB. Тем не менее, здесь придется столкнуться с другой проблемой. Дело в том, что колебания волнового пакета конечной ширины являются затухающими, причем время затухания находится в прямой зависимости от ширины пакета. Некоторые варианты решения проблемы затухания ZB предложены в [10, 11]. В их основе лежат особенности взаимодействия дираковских кристаллов с внешним высокочастотным (ВЧ) полем [12, 13]. Так, в [11] для восстановления электронных осцилляций использован механизм обращения во времени групповой скорости носителей заряда, изученный в [14]. В [10] увеличение времени жизни ZB в графене оказалось возможным благодаря наличию в спектре электронных осцилляций гибридных частот (частот Раби), зависящих как от внутризонной энергии частицы, так и от параметров электромагнитного (ЭМ) излучения, которому подвергается образец. Отметим, что для полудираковских материалов частота Раби, кроме всего прочего, определяется еще и направлением поляризации ЭМ волны [15].

В данной работе решаются следующие задачи: (1) разработка аналитического метода, позволяющего устанавливать время затухания ZB как функцию амплитуды ВЧ излучения, которому подвержен 2D кристалл с дираковским спектром (например, графен); (2) поиск возможностей увеличения времени затухания ZB. В рамках первой задачи предложено использование гамильтонианов, перенормированных действием ВЧ поля. В рамках второй задачи изучен ZB в графеновых сверхрешетках (ГСР).

ГРАФЕН В ПОЛЕ ВЫСОКОЧАСТОТНОЙ ВОЛНЫ

Влияние ВЧ поля на затухание ZB в графене исследовано численно в [10], где продемонстрирована возможность увеличения времени жизни ZB за счет изменения амплитуды ВЧ излучения, которому подвергается образец. Аналитические выводы относительно спектра ZB, также присутствующие в [10], выполнены в рамках двух известных аппроксимаций: Rotating Wave Approximation (RWA) и High Driving Frequency (HDF). В случае (a) частота излучения w считалась сравнимой с ΩZB – частотой ZB в отсутствие поля. В случае (b) использовано приближение, когда ω >> ΩZB, но амплитуда волны полагалась достаточно малой. Приведем сейчас для ZB в графене некоторые аналитические результаты, справедливые для более широкого круга значений амплитуды волны. Они явно подтвердят возможность управления затуханием ZB за счет изменения амплитуды ЭМ излучения, предсказанное в [10] численно.

Свяжем с графеновым листом плоскость xy и поместим его в поле ВЧ излучения, распространяющегося вдоль оси Oz и поляризованного вдоль Ox. Для векторного потенциала электрической составляющей запишем Aac=E0/ωcosωt,0, где E0 – амплитуда электрического поля, причем для частоты излучения выполнено неравенство ω >> ΩZB. Здесь, поступая стандартно, мы пренебрегаем координатной зависимостью потенциала поля, учитывая, что толщина графена значительно меньше длины волны падающего ЭМ излучения. Спинор ψ подчиняется уравнению

iψt=H^ψ+υFp0σ^xψcosωt, (1)

где H^=υFpxσ^x+υFpyσ^y – исходный гамильтониан, σ^x,y,z – матрицы Паули, p0=eE0/ω. Как уже сказано выше, задача об эволюции состояния дираковского электрона в ВЧ поле аналитически решалась в [10] методом итераций по малому параметру a0 << 1. Однако в рамках флоке-формализма эту же проблему удается свести к задаче на собственные значения перенормированного в ВЧ поле гамильтониана H^0. При этом удобно воспользоваться следующим преобразованием ψ=U^+φ, где U^=eia0σ^xsinωt, a0=υFp0/ω – безразмерная амплитуда переменного электрического поля. Применение унитарного оператора iχ˙=H^effχ позволит получить для квантовомеханической скорости электрона в условиях ZB результат, справедливый для более широкого круга значений a0 чем в [10]. После усреднения уравнения для φ по периоду ВЧ поля придем к новому уравнению:  в котором спинор χ описывает сглаженную по ВЧ возмущениям эволюцию состояния дираковского электрона, а ренормализованный гамильтониан имеет вид [16]:

H^eff=υFpxσ^x+υFpyσ^y, (2)

где uF=J02a0υF – перенормированная действием ВЧ поля скорость Ферми, Jn(ξ) – функция Бесселя n-го порядка. Условием применимости выражения для H^eff (2) является выполнение следующего неравенства [16]:

Jn2a0p^ycnrn0J02a0p^yc0r, (3)

позволяющего считать высокочастотные поправки к амплитудам вероятности достаточно малыми. Здесь p^y=iycnr – амплитуда вероятности поглощения/излучения носителями заряда n квантов ЭМ поля. Заметим, что выражение для υF, полученное в [16], совпало с результатом для постоянной составляющей компоненты скорости многомодового ZB, ортогональной к плоскости поляризации волны и вычисленной в [15] для произвольных амплитуд переменного электрического поля. Для спинора c имеем

χ(t)=eiH^efftχ0. (4)

Таким образом, результаты, основанные на равенстве (3), останутся справедливыми и для интенсивных ВЧ полей, но таких, чтобы параметр 2a0 не был близок к нулям функции J0(2a0). Последнее требование продиктовано условием нерезонансности излучения (3). Сказанное отличает применяемый здесь аналитический подход от примененного в [10] метода итераций. Для времени затухания ZB удается получить аналитическое выражение, если начальный волновой пакет c0 в p-пространстве считать δ-образным для компоненты px (т.е. полностью делокализованному вдоль Ox) и гауссовским для py. В результате вычислений получим для квантовомеханической скорости υxυF<χσ^xχ> следующее выражение

υx=υFeνeff2t2sin2uFpyt, (5)

где b – ширина гауссовского пакета вдоль Oy,

νeff=υFbJ02a0. (6)

Параметр νeff1 имеет смысл времени затухания. В отсутствие переменного электрического поля (a0 = 0) время затухания ZB равно τ=bυF1. Так как |J0(2a0)| < 1 при a0 ≠ 0, время затухания νeff1, как это видно из (6), всегда превышает время затухания τ в отсутствие излучения.

Далее будем считать волновой пакет локализованным во всех направлениях плоскости xy, выбирая для состояния, описываемого спинором χ0, гауссовский профиль волнового пакета, с которым, как правило, имеют дело [4, 10, 17]:

χ0=bπe12b2p'p210. (7)

Последнее может быть сформировано путем воздействия ультракороткого лазерного импульса [18]. Для центра волнового пакета будем полагать p=0, p. Тогда для квантовомеханической скорости имеем

υx=υF<χ0eiH^efftσ^xe-iH^efftχ0>. (8)

После подстановки (2) и (7) в (8), запишем

υx=υFJ02a02π0eξdξ×02παsin2νtξcos2θ+J022a0α2dθξcos2θ+J022a0α2, (9)

где αξ,θ=pd+ξsinθ, ν = τ–1. На рис. 1 представлены осцилляции групповой скорости при различных значениях амплитуды ВЧ поля, построенные по формуле (9). Видно, что с ростом амплитуды время затухания увеличивается. Здесь и далее для численного анализа используются значения параметров p и b из [10]: p = 1.2 мкм–1, b = 4 мкм. На графиках отсутствуют дополнительные гармоники осцилляций, которые предсказывались в [10], т.к. результат получен с использованием усредненного по ним гамильтониана H^eff. Однако продолжительность осцилляций и ее увеличение с ростом амплитуды совпадают по порядку величины с результатами [10]. Последнее говорит о правомерности используемого аналитического подхода с целью анализа зависимости продолжительности ZB от интенсивности ВЧ поля.

 

Рис. 1. Групповая скорость электрона в графене как функция времени в присутствии (сплошная линия) и в отсутствие (пунктирная линия) ВЧ излучения. 1) E0 = 0.5 кВ · м–1; 2) E0 = 1.0 кВ · м–1; 3) E0 = 2.0 кВ · м–1

 

ГРАФЕНОВАЯ СВЕРХРЕШЕТКА

В последнее время весьма актуальны исследования транспортных свойств различных структур на основе дираковских кристаллов, например – графеновых сверхрешеток (ГСР) [19–21]. Причина такого внимания заключается в возможности перестройки энергетической щели в СР [19], что с точки зрения приложений в наноэлектронике выгодно отличает ГСР от графена, обладающего полуметаллическими свойствами. Численный подход к исследованию ZB осцилляций в ГСР с прямоугольными барьерами предложен в [22]. Ниже рассмотрен аналитический подход, использующий следующий модельный гамильтониан для носителей заряда в СР на основе дираковского кристалла [23]:

H^GSL=υFpxσ^x+2υFdsindpy2σ^y, (10)

где d – период СР. Для вычисления скорости электрона произведем в (8) замену H^effH^GSL и вместо (7) используем следующий начальный спинор [22]:

χ0=b1bπeb12px22eb2pyp2210. (11)

Здесь b1 и b – ширина волнового пакета вдоль направлений x и y, соответственно, причем b1 >> b. После некоторых математических преобразований находим для групповой скорости:

υxt=Fn=0e2n+12d216b2J2n+12Ωtsinn+12pd, (12)

где Ω = υFd–1. Для периода СР d = 100 нм [23] значение параметра Ω составит 10 ТГц. Графики зависимости групповой скорости (12) от времени показаны на рис. 2. Их анализ позволяет сказать, что, во-первых, время затухания ZB растет с уменьшением отношения периода СР к ширине волнового пакета d:b. Во-вторых, приближение центра электронного волнового пакета p к потолку минизоны СР также дает возможность существенно увеличить время осцилляций ZB.

 

Рис. 2. Групповая скорость электрона в ГСР как функция времени для d:b = 1:10 (сплошная линия) и d = b (пунктирная линия). 1) Середина минизоны; 2) потолок минизоны

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выше исследовано затухание ZB в графене и ГСР. В случае, когда начальный волновой пакет, делокализован вдоль одного направления и локализован в поперечном направлении найдено аналитическое выражение для эффективного времени затухания ZB. Из этого выражения явно следует, что время затухания должно увеличиться при включении ВЧ электрического поля, что согласуется с численными расчетами [10]. Кроме того, показано, что зависимость времени жизни ZB является немонотонной функцией амплитуды ВЧ излучения.

В случае ГСР показано, что, количество колебаний ZB растет с уменьшением величины d:b, что согласуется с численными расчетами [22]. Таким образом, изготовление ГСР с необходимым периодом позволит добиться увеличения наблюдаемого числа колебаний ZB. Кроме того, существенного роста продолжительности ZB можно добиться путем смещения центра волнового пакета p к потолку минизоны ГСР.

Работа поддержана ФГБОУ ВО ВолгГТУ в рамках текущего финансирования и внутривузовского гранта ФГБОУ ВО ВГСПУ. Никаких дополнительных источников финансирования или грантов со стороны других организаций не привлекалось.

×

Об авторах

Е. И. Кухарь

Волгоградский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: eikuhar@yandex.ru
Россия, Волгоград

С. В. Крючков

Волгоградский государственный технический университет; Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Email: eikuhar@yandex.ru
Россия, Волгоград; Волгоград

Н. А. Иванов

Волгоградский государственный технический университет

Email: eikuhar@yandex.ru
Россия, Волгоград

Список литературы

  1. Katsnelson M.I., Novoselov K.S., Geim A.K. // Nature Phys. 2006. V. 2. P. 620.
  2. Romanovsky I., Yannouleas C., Landman U. // Phys. Rev. B. 2013. V. 87. Art. No. 165431.
  3. Kim Y., Lee J.D. // Mater. Today Phys. 2021. V. 21. Art. No. 100525.
  4. Schliemann J., Loss D., Westervelt R.M. // Phys. Rev. Lett. 2005. V. 94. Art. No. 206801.
  5. Фирсова Н.Е., Ктиторов С.А. // ФТТ. 2021. Т. 63. № 2. С. 277; Firsova N.E., Ktitorov S.A. // Phys. Solid State. 2021. V. 63. No. 2. P. 313.
  6. Iwasaki Y., Hashimoto Y., Nakamura T. et al. // J. Phys. Conf. Ser. 2017. V. 864. Art. No. 012054.
  7. Katsnelson M.I. // Europ. Phys. J. B. 2006. V. 51. P. 157.
  8. Cserti J., Dávid G. // Phys. Rev. B. 2006. V. 74. Art. No. 172305.
  9. Oriekhov D.O., Gusynin V.P. // Phys. Rev. B. 2022. V. 106. Art. No. 115143.
  10. Rusin T.M., Zawadzki W. // Phys. Rev. B. 2013. V. 88. Art. No. 235404.
  11. Reck P., Gorini C., Richter K. // Phys. Rev. B. 2020. V. 101. Art. No. 094306.
  12. Oka T., Aoki H. // Phys. Rev. B. 2009. V. 79. Art. No. 081406.
  13. Junk V., Reck P., Gorini C., Richter K. // Phys. Rev. B. 2020. V. 101. Art. No. 134302.
  14. Reck P., Gorini C., Richter K. // Phys. Rev. B. 2018. V. 98. Art. No. 125421.
  15. Крючков С.В., Кухарь Е.И. // Опт. и спектроск. 2023. Т. 131. № 2. С. 297.
  16. Kibis O.V., Morina S., Dini K. et al. // Phys. Rev. B. 2016. V. 93. Art. No. 115420.
  17. Diago-Cisneros L., Serna E., Vargas I.R. et al. // J. Appl. Phys. 2019. V. 125. Art. No. 203902.
  18. Garraway B.M., Suominen K.A. // Rep. Prog. Phys. 1995. V. 58. P. 365.
  19. Huber R., Liu M.–H., Chen S.–C., et al. // Nano Lett. 2020. V. 21. P. 8046.
  20. Fernandes D.E. // Phys. Rev. B. 2023. V. 107. Art. No. 085119.
  21. Oubram O., Sadoqi M., Cisneros-Villalobos L. et al. // J. Phys. Cond. Matter. 2023. V. 35. No 26. Art. No. 265301.
  22. Kamal A., Jellal A. // Physica E. 2021. V. 125. Art. No. 114193.
  23. Krueckl V., Richter K. // Phys. Rev. B. 2012. V. 85. Art. No. 115433.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Групповая скорость электрона в графене как функция времени в присутствии (сплошная линия) и в отсутствие (пунктирная линия) ВЧ излучения. 1) E0 = 0.5 кВ · м–1; 2) E0 = 1.0 кВ · м–1; 3) E0 = 2.0 кВ · м–1

Скачать (122KB)
3. Рис. 2. Групповая скорость электрона в ГСР как функция времени для d:b = 1:10 (сплошная линия) и d = b (пунктирная линия). 1) Середина минизоны; 2) потолок минизоны

Скачать (192KB)

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных

 

Используя сайт https://journals.rcsi.science, я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных») даю согласие на обработку персональных данных на этом сайте (текст Согласия) и на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика» (текст Согласия).