Семейное управление бизнесом: предприятие как домохозяйство

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Статья посвящена изучению моделей семейного управления в малом бизнесе на примере этнографии предпринимателей и бизнес-семей в российской провинции. Анализ неформальных механизмов семейного управления позволяет понять, каким образом субъекты управления и контроля легитимируют существующие практики разделения труда на предприятии и какие социальные и культурные смыслы стоят за таким разделением. Исследование демонстрирует, что предприятия, в управление, распоряжение и владение которыми вовлечены супружеские пары, построены по принципам управления домохозяйством: разделение труда между супругами зачастую воссоздает желанный гендерный порядок, где идеология успешной маскулинности и “чувство хозяина” сосуществуют с идеологией успешного материнства и семейственности.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Дарья Витальевна Терешина

Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” в Санкт-Петербурге

Автор, ответственный за переписку.
Email: dtereshina@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-9985-9373

PhD, научный сотрудник

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Чернова Ж.В. Баланс семьи и работы: политика и индивидуальные стратегии матерей // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 10. № 3. С. 295–308.
  2. Ashwin S., Lytkina T. Men in Crisis in Russia: The Role of Domestic Marginalization // Gender & Society. 2004. Vol. 18 (2). P. 189–206.
  3. Astrachan J.H., Shanker M.C. Family Businesses’ Contribution to the US Economy: A Closer Look // Family Business Review. 2003. Vol. 16 (3). P. 211–219.
  4. Bear L., Ho K., Tsing A., Yanagisako S. Gens: A Feminist Manifesto for the Study of Capitalism. 2015. http://www.culanth.org/fieldsights/652-gens-a-feminist-manifesto-for-the-study-of-capitalism
  5. Burawoy M., Verdery K. (eds.) Uncertain Transition: Ethnographies of Change in the Postsocialist World. Oxford: Rowman & Littlefield, 1999.
  6. Carsten J. (ed.) Cultures of Relatedness: New Approaches to the Study of Kinship. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
  7. Chepurenko A. Small Family Business in Russia: Formal or Informal? // International Journal of Sociology and Social Policy. 2018. Vol. 38 (9/10). P. 809–822.
  8. Cherkaev X. Gleaning for Communism: The Soviet Socialist Household in Theory and Practice. Ithaca: Cornell University Press, 2023.
  9. Chrisman J.J., Chua J.H., Sharma P. Trends and Directions in the Development of a Strategic Management Theory of the Family Firm // Entrepreneurship Theory and Practice. 2005. Vol. 29 (5). P. 555–575.
  10. Faccio M., Lang L. The Ultimate Ownership of Western European Corporations // Journal of Financial Economics. 2002. Vol. 65. P. 365–395.
  11. Ferguson J. Global Shadows: Africa in the Neoliberal World Order. Durham: Duke University Press, 2006.
  12. Foucault M. Security, Territory, Population: Lectures at the Collège de France, 1977–78. N.Y.: Picador, 2007.
  13. Friedman R. Modernity, Domesticity and Temporality in Russia: Time at Home. L.: Bloomsbury Academic, 2020.
  14. Holt R., Popp A. Emotion, Succession, and the Family Firm: Josiah Wedgwood & Sons // Business History. 2013. Vol. 55 (6). P. 892–909.
  15. Howell S. Kinning: The Creation of Life Trajectories in Transnational Adoptive Families // Royal Anthropological Institute. 2003. Vol. 9. P. 465–484.
  16. Humphrey C. The Unmaking of Soviet Life: Everyday Economies After Socialism. Ithaca: Cornell University Press, 2002.
  17. Jaskiewicz P., Combs J.G., Rau S.B. Entrepreneurial Legacy: Toward a Theory of How Some Family Firms Nurture Transgenerational Entrepreneurship // Journal of Business Venturing. 2015. Vol. 30 (1). P. 29–49.
  18. Jurczyk K. (ed.) Doing Und Undoing Family: Theoretische Und Empirische Entwicklungen. Weinheim: Beltz Juventa, 2020.
  19. Kiblitskaya M. Russia’s Female Breadwinners: The Changing Subjective Experience // Gender, State and Society in Soviet and Post-Soviet Russia / Ed. S. Ashwin. L.: Routledge, 2000. P. 55–70.
  20. Koellner T. Family Firms and Business Families: A Field for Anthropological Research // Anthropology Today. 2022. Vol. 38 (6). P. 8–10.
  21. Ledeneva A. How Russia Really Works: The Informal Practices That Shaped Post-Soviet Politics and Business. Ithaca: Cornell University Press, 2013.
  22. Ledeneva A. The Ambivalence of Favour: Paradoxes of Russia’s Economy of Favours // Economies of Favour after Socialism / Ed. D. Henig, N. Makovicky. Oxford: Oxford University Press, 2017. P. 21–49.
  23. Meshcherkina E. New Russian Men: Masculinity Regained? // Gender, State and Society in Soviet and Post-Soviet Russia / Ed. S. Ashwin. L.: Routledge, 2000. P. 105–117.
  24. Muehlebach A., Shoshan N. Introduction // Anthropological Quarterly. 2012. Vol. 85 (2). P. 317–343.
  25. Mustakallio M., Autio E., Zahra S.A. Relational and Contractual Governance in Family Firms: Effects on Strategic Decision Making // Family Business Review. 2002. Vol. 15 (3). P. 205–222.
  26. Narotzky S. The Payoff of Love and the Traffic of Favours // Flexible Capitalism: Exchange and Ambiguity at Work / Ed. J. Kjaerulff. N.Y.: Berghahn, 2015. P. 173–206.
  27. Rogers D. The Old Faith and the Russian Land: A Historical Ethnography of Ethnography of Ethics in the Urals. Ithaca: Cornell University Press, 2009.
  28. Rotkirch A. The Man Question: Loves and Lives in Late 20th Century Russia. Helsinki: University of Helsinki, 2000.
  29. Sahlins M. What Kinship Is – And Is Not. Chicago: University of Chicago Press, 2013.
  30. Salmenniemi S., Karhunen P., Kosonen R. Between Business and Byt: Experiences of Women Entrepreneurs in Contemporary Russia // Europe-Asia Studies. 2011. Vol. 63 (1). P. 77–98.
  31. Schimpfössl E. Rich Russians: From Oligarchs to Bourgeoisie. Oxford: Oxford University Press, 2018.
  32. Shevchenko O. Crisis and the Everyday in Postsocialist Moscow. Bloomington: Indiana University Press, 2008.
  33. Tereshina D. Business as a Gift: Family Entrepreneurship and the Ambiguities of Sharing // Family Firms and Business Families in Cross-Cultural Perspective: Bringing Anthropology Back / Ed. T. Koellner. Cham: Palgrave Macmillan, 2023. P. 115–146.
  34. Utrata J. Babushki as Surrogate Wives: How Single Mothers and Grandmothers Negotiate the Division of Labor in Russia // UC Berkeley: Berkeley Program in Soviet and Post-Soviet Studies. 2008. https://escholarship.org/uc/item/3b18d2p8
  35. Utrata J. Women without Men: Single Mothers and Family Change in the New Russia. Ithaca: Cornell University Press, 2015.
  36. Yanagisako S. Family Firms as Kinship Enterprises // Economics Discussion Papers. 2019. No. 2019-12, Kiel Institute for the World Economy, 2019. http://www.economics-ejournal.org/economics/discussionpapers/2019-12
  37. Yanagisako S. Producing Culture and Capital: Family Firms in Italy. Princeton: Princeton University Press, 2002.
  38. Yurchak A. Russian Neoliberal: The Entrepreneurial Ethic and the Spirit of “True Careerism” // The Russian Review. 2003. Vol. 62 (1). P. 72–90.
  39. Yusufov R. Russia’s Wealth Possessors Study 2015 // SSRN. April 3, 2015. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2837773
  40. Zellweger T., Eddleston K., Kellermanns F. Exploring the Concept of Familiness: Introducing Family Firm Identity // Journal of Family Business Strategy. 2010. Vol. 1 (1). P. 54–63.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».