Возможности инновационных педагогических технологий в модернизации преподавания морфологических дисциплин
- Авторы: Якубенко О.В.1, Асташов В.В.2, Зайко О.А.2, Клочкова С.В.2, Арнус М.2
-
Учреждения:
- Омский государственный педагогический университет
- Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
- Выпуск: Том 162, № 1 (2024)
- Страницы: 96-101
- Раздел: Письма в редакцию
- URL: https://journal-vniispk.ru/1026-3543/article/view/263608
- DOI: https://doi.org/10.17816/morph.630181
- ID: 263608
Цитировать
Аннотация
В статье описывается опыт использования инновационных педагогических технологий в процессе преподавания морфологических дисциплин. Необходимость такой модернизации связана с утверждением обновлённых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и требованиями к формированию необходимого набора компетенций будущего врача. В результате освоения программы специалитета у студента должны быть сформированы следующие компетенции: системное и критическое мышление (УК 1), разработка и реализация проектной деятельности (УК 2), способности к самоорганизации и саморазвитию (УК 6, 7), инклюзивная компетентность (УК 9) и т.д. Необходимо развивать и блок общепрофессиональных компетенций, включающих диагностические и инструментальные методы обследования (ОПК 4), информационную грамотность (ОПК 10), научную и организационную деятельность (ОПК 11). Применение инновационных педагогических технологий расширяет возможности подготовки студентов к обновлённым формам внешнего аудита их остаточных знаний, развивает клиническое мышление, более успешно готовит к предстоящей профессиональной деятельности.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
В 2023 году произошло обновление содержания Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС) — специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело. Данные нормативные документы содержат требования к результатам освоения основной образовательной программы, разрабатываемой учреждениями высшего профессионального образования1.
Коррекция содержания компетенций должна в свою очередь привести и к модернизации преподавания морфологических дисциплин. В результате освоения программы специалитета у студента должны быть сформированы такие универсальные компетенции, как системное и критическое мышление (УК 1), разработка и реализация проектной деятельности (УК 2), способности к самоорганизации и саморазвитию (УК 6, 7), инклюзивная компетентность (УК 9) и другие. Кроме того, необходимо развивать и блок общепрофессиональных компетенций, включая диагностические и инструментальные методы обследования (ОПК 4), информационную грамотность (ОПК 10), научную и организационную деятельность (ОПК 11). Формирование профессиональных компетенций предполагается организовывать в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
Формирование у студентов данных компетенций подготовит их к выполнению профессиональной деятельности в области здравоохранения (оказания помощи населению в медицинских организациях), образования и науки (проведении научных исследований и подготовки медицинских кадров), а также административно-управленческой деятельности в организациях здравоохранения.
Проанализированы вышедшие нормативные документы. Выявлена необходимость системной подготовки студентов к реализации видов профессиональной деятельности, обозначенных во ФГОС [1]. Считаем, что подготовка студентов должна начинаться уже с младших курсов (в том числе это касается и предметов морфологического цикла) и продолжаться в течение всего периода обучения.
Решению данных задач могут способствовать инновационные педагогические технологии, разработанные и внедряемые в последние десятилетия [2]. Особое внимание, на наш взгляд, заслуживают кейс-технологии, которые получили развитие в Российской Федерации с 90-х годов XX века [3].
Происхождение названия «кейс-технологии» часть авторов связывают с английским словом case (портфель), так как технология представляет собой совокупность, пакет заданий. Другая часть авторов связывает происхождение слова с латинским термином casus — сложный запутанный случай, так как структура кейса обязательно включает проблемную ситуацию, требующую решения [3].
В настоящее время кейс-технологии используются не только для закрепления полученного материала, но и для оценки остаточных знаний обучающихся при федеральных тестированиях и в процессе аккредитации вузов.
Примеры использования кейс-технологий
Для оценки и мониторинга образовательных достижений студентов существует единый портал интернет-тестирования. Мониторинг качества остаточных знаний выполняется в конце каждого семестра. Внешняя независимая оценка уровня образовательных достижений студентов проводится с помощью тестов ФЭПО (Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования). Кроме тестов в закрытой, открытой форме, заданий на соответствие, последним вопросом является кейс. Отдельные варианты кейсов представлены в демонстрационной версии и тренажёрах. Подобные задания необходимо решить и во время ФЭПО, с помощью которого осуществляется внешняя независимая оценка уровня образовательных достижений студентов.
Например, в кейсе описаны клинические симптомы в виде задержки роста, снижения работоспособности, сонливости и другие, указан диагноз. Из представленных вариантов студент должен выбрать эндокринную железу, функция которой нарушена.
Во второй части кейса необходимо установить соответствие между тремя заболеваниями, которые могли развиться при нарушении функционирования трёх эндокринных желёз, и характерными симптомами. Причём вариантов ответа представлено на один больше, чем перечислено желёз, чтобы избежать автоматической подгонки последних ответов.
Третья часть кейса — в открытой форме, где студент должен дать определения экзокринных, эндокринных желёз и желёз смешанной секреции.
При решении данного кейса первая часть является закрытым тестом, вторая — тестом на соотнесение, третья — открытой формой с возможностью самостоятельно формулировать вопрос. Таким образом, работу с кейсами необходимо использовать при подготовке к процедурам промежуточного, итогового контроля и при внешней независимой оценке качества образования в вузе.
Кроме проверочной функции, кейс-технологии позволяют развивать клиническое мышление будущих врачей [4]. Кейсы для студентов младших курсов могут опираться на усвоенные в средней школе знания. И.Н. Путалова и соавт. отмечают возрастающую роль посещения анатомического музея для ассоциации теоретических и практических знаний студентов [5].
Кейсы для студентов старших курсов позволяют осуществлять не только внутрипредметные, но и межпредметные связи, ассоциировать материал, рассмотренный в разных дисциплинах [6]. В своих публикациях ряд авторов описывают опыт применения интерактивных и цифровых педагогических технологий при организации обучения студентов медицинского вуза на кафедре анатомии человека [5, 7]. Решение кейсов, по их мнению, расширяет возможности дистанционного обучения [8].
Существуют общие принципы составления кейсов, представляющих собой какую-либо проблемную ситуацию [9]. При решении кейса допустимо использование справочной литературы, документов с нормативной базой и т.д. Такая работа обучает самостоятельно добывать необходимый для решения кейса материал; синтезировать знания, освоенные на разных дисциплинах; готовиться к решению профессиональных задач, сначала смоделированных преподавателями, а затем и возникающих на практике.
Заключение
Решение практикоориентированных случаев позволяет повысить качество профессионального образования будущих врачей и подготовить их к самостоятельной профессиональной деятельности.
Дополнительная информация
Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении поисково-аналитической работы.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Вклад авторов. Все авторы подтверждают соответствие своего авторства международным критериям ICMJE (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение работы и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией). Наибольший вклад распределён следующим образом: концепция и дизайн исследования — О.В. Якубенко, В.В. Асташов, О.А. Зайко; сбор и обработка материала — О.В. Якубенко, В.В. Асташов, О.А. Зайко, С.В. Клочкова, М. Арнус; написание текста рукописи — О.В. Якубенко; редактирование — О.В. Якубенко, В.В. Асташов, С.В. Клочкова.
Additional information
Funding source. This article was not supported by any external sources of funding.
Competing interests. The authors declare that they have no competing interests.
Authors’ contribution. All authors made a substantial contribution to the conception of the work, acquisition, analysis, interpretation of data for the work, drafting and revising the work, final approval of the version to be published and agree to be accountable for all aspects of the work. Concept and design of the study — O.V. Jakubenko, V.V. Astashov, O.A. Zayko; collection and processing of material — O.V. Jakubenko, V.V. Astashov, O.A. Zaiko, S.V. Klochkova, M. Arnous; writing the text of the manuscript — O.V. Jakubenko; editing — O.V. Jakubenko, V.V. Astashov, S.V. Klochkova.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело от 27.02.2023. Режим доступа: https://base.garant.ru/74566342/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends Дата обращения: 15.02.2024.
Об авторах
Оксана Витальевна Якубенко
Омский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: jakubenko_ov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9035-5590
SPIN-код: 1167-1937
канд. мед. наук, доцент
Россия, ОмскВадим Васильевич Асташов
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Email: vastashov3@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2846-1944
SPIN-код: 2568-3442
д-р мед. наук, профессор
Россия, МоскваОлег Александрович Зайко
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Email: oleg.zayko@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-9324-3591
SPIN-код: 6809-4830
канд. мед. наук
Россия, МоскваСветлана Валерьевна Клочкова
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Email: klochkova-sv@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-2041-7607
SPIN-код: 1528-6250
д-р мед. наук, профессор
Россия, МоскваМайас Арнус
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Email: 1032175537@rudn.ru
ORCID iD: 0009-0006-3670-4423
Россия, Москва
Список литературы
- Галянская Е.Г., Лопанова Е.В. Организация самостоятельной работы студентов медицинского вуза на основе личностно-деятельностного подхода. В кн.: Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателя медицинского вуза в условиях непрерывного образования / под ред. Е.В. Лопановой. Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2012. С. 16–22. EDN: VXQKUJ
- Горина А.В., Фролова П.И. Педагогическое сопровождение реализации студенческих социально значимых проектов. В кн.: Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии: материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Омск, Омский государственный университет путей сообщения, 2015. С. 164–171. EDN: UUNZQZ
- Жугару Е.О. Использование кейс-метода в системе профессионального образования. В кн.: Архитектура, строительство, транспорт: сборник трудов Международной научно-практической конференции. Омск, 2015. С. 1718–1723. EDN: VMSAMV
- Лопанова Е.В., Мацкиева О.В., Самохина В.И., Золотова Л.Ю. Проблемные клинические ситуации как средство оценивания сформированности профессиональных компетенций будущих стоматологов // Cathedra-Кафедра. Стоматологическое образование. 2017. № 59. С. 72–75. EDN: YNBGZZ
- Путалова И.Н., Аксенова Н.П., Дзигилевич Т.С. Возрастающее значение анатомического музея в медицинском образовании // Морфология. 2009. Т. 136, № 4. С. 119. EDN: LAGJRL
- Ожогова Е.Г., Намсинк Е.В. Профессионализм педагога при реализации основных функций профессионально-педагогической деятельности. В кн.: Детство, открытое миру: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Омск, Омский государственный педагогический университет. 2015. С. 249–252. EDN: VJRLEH
- Асташов В.В., Козлов В.И., Кучук А.В., и др. Использование технологии «Anatomage» при изучении топографии полости брюшины на занятиях по анатомии человека // Морфология. 2019. Т. 155, № 3. С. 82–86. EDN: JUXQET
- Путалова И.Н., Лопанова Е.В. Педагогическое сопровождение процесса дистанционного обучения студентов вуза. В кн.: Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателя медицинского ВУЗа в условиях непрерывного образования. Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2013. С. 63–72. EDN: VXAQFT
- Фролова П.И. Организация образовательного процесса на основе ценностно-ориентированного содержания образования в процессе внедрения компетентностного подхода. В кн.: Ребёнок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы всероссийской научно-практической конференции / под редакцией О.И. Ключко. Москва: OOO «Ниц-Арт», 2016. С. 557–563. EDN: WGLZPF
Дополнительные файлы
