История о Кайсе и Любне в средневековом арабском фольклоре
- Авторы: Садыхова А.А.1
-
Учреждения:
- Университет им. А. Мицкевича в Познани
- Выпуск: Том 18, № 4 (2020)
- Страницы: 38-66
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/1026-9479/article/view/286013
- DOI: https://doi.org/10.15393/j9.art.2020.8702
- ID: 286013
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Средневековая арабская литература богата преданиями о влюбленных поэтах-бедуинах, которые жили в доисламские и исламские времена. К концу IX в. эти сказания оформились в самостоятельный жанр, подчинявшийся определенным эстетическим принципам и нормам. Одно из таких преданий — история о Кайсе ибн Зарихе и его возлюбленной Любне — имеет ряд особенностей, в том числе два варианта окончания — трагический и счастливый. В статье предпринята попытка проследить процесс формирования этой истории, чтобы выяснить причины появления двух версий окончания и рассмотреть ее другие уникальные черты. История о Кайсе и Любне имеет доисламский прототип — рассказ об ‘Абдаллахе ибн аль-‘Аджлане и Хинд. Следы этого рассказа сохранились в истории о Кайсе и Любне: в ней содержатся элементы старого канона повести о несчастных влюбленных (женитьба героев, а затем их развод по принуждению родителей, разлука, отчаяние и смерть) и новой модели — узритского сказания, появившегося после распространения ислама как реакция на новые эстетические ценности, культивировавшие целомудренную любовь. С появлением политических разногласий в исламе и усилением роли шиитов в историю о Кайсе и Любне (вероятнее всего, в VIII в.) был добавлен ряд новых деталей и счастливый конец, в которых нашли отражение философские противоречия между суннитским и шиитским исламом. Именно эти моменты обусловили уникальность истории о Кайсе ибн Зарихе и Любне среди остальных узритских сказаний.
Об авторах
Арзу Ахмедовна Садыхова
Университет им. А. Мицкевича в Познани
Автор, ответственный за переписку.
Email: sadykhova.arzu@yandex.ru
доктор филологических наук, профессор, руководитель секции арабистики и исламоведения, Факультет неофилологии
Польша, al. Niepodległości 24, ПознаньСписок литературы
- Аль-Исфахани, Абу-ль-Фарадж. Книга песен / пер. с арабского А. Б. Халидова и Б. Я. Шидфар. Введение А. Б. Халидова. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1980. — 671 c.
- Грязневич П. А. Развитие исторического сознания арабов (VI–VIII вв.) // Очерки истории арабской культуры V–ХV вв. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1982. — С. 75–155.
- Крачковский И. Ю. Ранняя история повести о Маджнуне и Лейле в арабской литературе // Крачковский И. Ю. Избр. соч.: в 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. — Т. 2. — С. 588–632.
- Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. — СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2002. — С. 314–321.
- Оганесян Д. А. «Книга поэзии и поэтов» Ибн Кутайбы (828–889). — Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1986. —152 с.
- Садыхова А. А. Формирование сюжетно-композиционного канона в средневековых арабских повестях о влюбленных поэтах-бедуинах (VII–VIII вв.) // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. — М.: Рос. гос. б-ка, 1994. — № 5. — С. 120–126.
- Фильштинский И. М. История арабской литературы V — начало X века. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985. — 525 с.
- Фотиева В. С. Материалы о лирических поэтах Омеядского периода (поэты-бедуины) // Вопросы истории и литературы стран зарубежного Востока. — М.: Изд-во Московского университета, 1960. — С. 24–43.
- Халидов А. Б. Арабская литература // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. — М.: Сов. энцикл., 1962. — Т. 1 / гл. ред. А. А. Сурков. — 1088 стб. [Электронный ресурс]. — URL: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/default.asp (16.03.2020).
- Шидфар Б. Я. Образная система арабской классической литературы (VI–XII вв.). — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1974. — 256 c.
- Al-Ğāḥiẓ Abū ‘Uṯmān. Kitāb al-qiyyān // Rasā’il al-Ğāḥiẓ. — Al-Qāhira: Maktabat al-Ḫānaǧī. — No date. — Al-ǧuz’ 2. — 497 p. (на арабском языке). (a)
- Al-Ğāḥiẓ Abū ‘Uṯmān. Kitāb muḫāfarat al-ǧawārī wa-l-ġilmān // Rasā’il al- Ğāḥiẓ. — Al-Qāhira: Maktabat al-Ḫānaǧī. — No date. — Al-ǧuz’ 2. — 497 p. (на арабском языке). (b)
- Al-Iṣfahānī Abū al-Faraǧ. Kitāb al-Aġānī. — Bayrūt: Dār ṣādir, 2008. — Al- Muǧallad 1. — 274 p. (на арабском языке). (a)
- Al-Iṣfahānī Abū al-Faraǧ. Kitāb al-Aġānī. — Bayrūt: Dār ṣādir, 2008. — Al- Muǧallad 9. — 254 p. (на арабском языке). (b)
- Al-Iṣfahānī Abū al-Faraǧ. Kitāb al-Aġānī. — Bayrūt: Dār ṣādir, 2008. — Al- Muǧallad 22. — 238 p. (на арабском языке). (c)
- Ḍayf Šawqī. Tārīḫ al-adab al-‘arabī. Al-‘Asr al-islāmī. — Al-Qāhira: Dār al- Ma‘ārif, 1963. — Al-Muǧallad 2. — 491 p. (на арабском языке).
- Ḥusayn Ṭāhā. Ḥadīṯ al-arba‘ā’. — Al-Qāhira: Dār al-Ma‘ārif. — No date. — Al-ǧuz’ 1. — 317 p. (на арабском языке).
- Ibn an-Nadīm. Al-Fihrist. — No date. — 545 p. (на арабском языке).
- Ibn Qutayba ad-Dīnawarī. Kitāb aš-ši‘r wa-š-šu‘arā’. — Leiden: Brill, 1902. — 653 p. (на арабском языке).
- Bielawski Józef. Klasyczna literatura arabska. — Warszawa: Dialog, 2012. — 351 p.
- Brockelmann Carl. History of the Arabic Written Tradition. — Leiden- Boston: Brill, 2016. — Vol. 1. — 617 p.
- Brockelmann Carl. History of the Arabic Written Tradition. — Leiden- Boston: Brill, 2017. — Supplement Vol. 1. — 1047 p.
- Grunebaum Gustave E. von. Growth and Structure of Arabic Poetry D. 500–1000 // The Arab Heritage. — New York: Russell and Russell Inc., 1963. — Pp. 121–141.
- Jacobi Renate. Singers and Musicians // Encyclopedia of Arabic Literature. — London; New York: Routledge, 1998. — Vol. 2. — Pp. 724–725. (а)
- Jacobi Renate. ‘Udhrī poetry // Encyclopedia of Arabic Literature. — London; New York: Routledge, 1998. — Vol. 2. — Pр. 789–791. (b)
- Jayyusi Salma K. Umayyad poetry // Arabic literature to the end of the Umayyad period. — London; New York: Cambridge University Press, 1983. — Pp. 387–432.
- Khairallah A. E., Love, Madness and Poetry: An Interpretation of the Maǧnūn Legend. — Beirut, 1980. — 162 р.
- Kilpatrick Hilary. Ahbār manẓūma: the romance of Qays and Lubnā in the Aġānī // Festschrift Ewald Wagner zum 65. Geburdstag. — Beirut, 1994. — Band 2. Studien zur arabischen Dichtung. — Pp. 350–361.
- Kilpatrick Hilary. Ibn ‘A’isha // Encyclopedia of Arabic Literature. — London; New York: Routledge, 1998. — Vol. 2. — P. 308.
- Kinany A. Kh. The Development of Ghazal in Arabic literature (Pre-Islamic and Early Islamic Periods). — Damascus: Syrian University Press, 1951. — 382 р.
- Lord Albert B. The Singer of Tales. — New York: Athenium, 1971. — 309 р.
- Sadykhova Arzu A. Formation of Plot Canon in Arabic Literature: The Case of Love Stories About Poets of Bedouins // Borders and Beyond. Orient-Occident Crossings in Literature. — Wilmington: Vernon Press, 2018. — Pp. 57–68. (a)
- Sadykhova Arzu A. Zerwanie z kanonem: dwie nietypowe historie romantyczne w arabskiej literaturze średniowiecznej // Świat arabski w języku, literaturze i kulturze. — Toruń: Adam Marszałek, 2018. — S. 117–126. (b)
- Seidensticker Tilman. Qays ibn Dharīḥ // Encyclopedia of Arabic Literature. — London; New York: Routledge, 1998. — Vol. 2. — Pp. 635–636.
- Skarzynska-Bochenska Krystyna. Qays et Lubnā — Maǧnūn et Laylā. Le mythe de l’amour platonique selon les chercheurs arabes et européens — et mes decouvertes concernant ce sujet dans Le livre des chansons (Kitāb al-Aġānī) d’ Abū al-Faraǧ al-Iṣbahānī (X-me siècle J. C.) // “Rocznik Orientalistyczny”, 2009. — Vol. 62, 1. — Pp. 137–145.
- Veccia Vaglieri. (al-)Husayn b. Ali b. Abi Talib // The Encyclopaedia of Islam. — New Edition. — Leiden: Brill, 1986. — Vol. 3. — Pp. 607–615.
- Wright Owen. Music and Poetry, Medieval // Encyclopedia of Arabic Literature. — London; New York: Routledge, 1998. — Vol. 2. — Pp. 555–556.
Дополнительные файлы
