Судостроительный кластер для Приморского края: облик будущего – 2050

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время обсуждается вопрос о создании судостроительного кластера в Приморском крае. Предполагается, что объединение производителей судового оборудования, судовых комплектующих и конечной продукции будет способствовать эффективному развитию кооперации, локализации мощностей, снижению издержек и импортозависимости, а также позволит выстроить производственно-сбытовую цепочку от начала до конца. На основе форсайт-исследования рассмотрены вероятные условия формирования судостроительного кластера для Приморского края в перспективе до 2050 г. Изучены мировые тренды, определяющие направления развития судостроения в области робототехники, технологий искусственного интеллекта, гибридных двигателей и сборки корпусов судов. Выявлены возможные барьеры, которые могут оказать частичное или полное влияние на развитие кластера. Представлены сценарии развития кластера (пессимистичный и оптимистичный). Определены необходимые типы судов для внутренних потребностей Дальневосточного региона и внешнеторговой деятельности. Предложена балльно-рейтинговая система, которая позволит повысить эффективность кластера. Отдельное внимание уделено вопросу повышения степени контроля за экологической безопасностью кластера. Определены основные характеристики будущего судостроительного кластера и необходимые условия для его реализации. Изложены некоторые положительные эффекты от наличия судостроительного кластера в Дальневосточном регионе. Представлен возможный состав действующих предприятий кластера и определен печень новых предприятий, которые необходимо создать во избежание зависимости от импортного оборудования. Выполнена предварительная оценка потребности в трудовых ресурсах для будущего кластера. Сделан вывод, что помимо базовых условий судостроительного кластера необходимо образовать дополнительно 14 предприятий смежных направлений общей численностью 31,6 тыс. человек. Для этого требуется обеспечить персонал жильем и улучшить социальную инфраструктуру.

Об авторах

А. В. Котлярский

Дальневосточный федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kotliarskii.av@dvfu.ru
ORCID iD: 0009-0004-8494-5614

Политехнический институт (Школа)

Россия, п. Аякс 10, г. Владивосток, о. Русский, 690922

Н. В. Лапина

Дальневосточный федеральный университет

Email: lapina.nv@dvfu.ru
ORCID iD: 0009-0008-0301-8181

Политехнический институт (Школа)

Россия, п. Аякс 10, г. Владивосток, о. Русский, 690922

Е. А. Заостровских

Дальневосточный федеральный университет; Институт экономических исследований ДВО РАН

Email: zaost@ecrin.ru
ORCID iD: 0000-0002-7447-0406

Политехнический институт (Школа)

Россия, п. Аякс 10, г. Владивосток, о. Русский, 690922; ул. Тихоокеанская 153, г. Хабаровск, 680042

Список литературы

  1. Бардаль А.Б., Заостровских Е.А. Дальний Восток – 2050: транспортная инфраструктура международного сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2012. № 5. С. 3–13.
  2. Беспилотный электрический контейнеровоз выполнил первый рейс // Naked Science. 2023. URL: https://naked-science.ru/article/hi-tech/bespilotnyj-elektricheskij-kontejnerovoz (дата обращения: 10.06.2024).
  3. В Приморье создадут судостроительный кластер // Морские вести России. 2024. URL: https://morvesti.ru/news/1679/109412/ (дата обращения: 11.06.2024).
  4. Ван Рай В. Зарождающиеся тенденции и «джокеры» как инструменты формирования и изменения будущего // Форсайт. 2012. Т. 6, № 1. С. 60–72.
  5. Владимиров Е. Доигрались: мощностей Восточного полигона не будет хватать все следующие 10 лет // Морские вести России. 2024. № 2. С. 46–48.
  6. Грицко М.А. Демографическая динамика Дальнего Востока и ее компоненты: итоги 2014-2023 гг. // Власть и управление на Востоке России. 2024. № 2 (107). С. 36–42. doi: 10.22394/1818-4049-2024-107-2-36-42.
  7. Дефицит провозной способности Восточного полигона составил 134 млн тонн // Морские вести России. 2022. URL: https://morvesti.ru/news/1678/99954/ (дата обращения: 14.05.2024).
  8. Евсеенко С.В., Щукин Е.Ю. Кластер и корпорация: сравнительный анализ организации // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 4. С. 108–111.
  9. Загородников К.А., Просвирина Н.В. Сущность и классификация кластеров в современной инновационной экономике // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8, № 12. С. 107–117.
  10. Заостровских Е.А. IX Восточный экономический форум // Пространственная экономика. 2024. Т. 20, № 3. С. 197–200. doi: 10.14530/se.2024.3.197-200.
  11. Заостровских Е.А. Мировой рынок судостроения: тенденции и перспективы развития // Научные проблемы водного транспорта. 2023. № 3. C. 132–140. doi: 10.37890/jwt.vi76.397.
  12. Заостровских Е.А. Морской конгресс – Дальний Восток // Пространственная экономика. 2024. Т. 20, № 2. С. 183–186. URL: https://dx.doi.org/10.14530/se.2024.2.183-186.
  13. Иванова Л.Н., Ворончихина С.Р. Метод форсайт-исследований для прогнозирования развития предприятия // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии. 2021. Т. 1, № 1. С. 267–276. doi: 10.52899/9785883036230_267.
  14. Использование углеродного волокна в судостроении. URL: https://www.tchaintech.com/RU/CDETAIL/The-application-of-carbon-fiber-in-shipbuilding (дата обращения: 26.05.2024).
  15. Каждый проект «Звезды» – знаковый // Konkurent.ru. URL: https://konkurent.ru/article/34619 (дата обращения: 30.05.2024).
  16. Кластеры: понятие, условия возникновения и функционирования // Вестник СГТУ. 2008. Т. 3, № 1. С. 129–134. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klastery-ponyatie-usloviya-vozniknoveniya-i-funktsionirovaniya (дата обращения: 16.06.2024).
  17. Конструкционные особенности безбалластных судов // Судостроение.инфо. 2024. URL: https://sudostroenie.info/novosti/18546.html (дата обращения: 08.09.2024).
  18. ООО «ССК Звезда» // Водный транспорт. 2024. URL: https://fleetphoto.ru/entities/1335/ (дата обращения: 16.05.2024).
  19. Осипов В.А., Жилина Л.Н., Астафурова И.С. Практика государственной поддержки судостроения в странах зарубежья // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2016. № 1. С. 77–86. DOI: http://dx.doi.org/10.5281/zenodo.54930.
  20. Перспективы развития судостроительной промышленности России в современных условиях. Меры государственной поддержки. 2023. URL: https://portal.yarregion.ru/upload/iblock/4ad/a082w0gzxufta89wqr6j83jtcd0b0kri/10.%209E%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B%BE83%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf (дата обращения: 17.05.2024).
  21. План мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли РФ. Приказ Минпромторга РФ от 31 марта 2015 г. № 661. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minpromtorga-rossii-ot-31032015-n-661-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 12.06.2024).
  22. Плетнёв Д.А., Козлова Е.В. Особенности поведения быстрорастущих российских компаний в пандемию // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 12 (470). С. 141–149.
  23. По норвежским фьордам курсирует первый в мире полностью электрический катамаран // KP.RU. 2018. URL: https://www.kp.ru/daily/26832/3871701/ (дата обращения: 22.03.2024).
  24. Проблемы и перспективы безэкипажных судов // Судостроение.инфо. 2024. URL: https://sudostroenie.info/novosti/19589.html (дата обращения: 22.05.2024).
  25. Синтез научно-технических и экономических прогнозов: Тихоокеанская Россия – 2050 / под ред. П.А. Минакира, В.И. Сергиенко. Владивосток: Дальнаука, 2011. 912 с.
  26. Стоянов Д.О. Практические аспекты импортозамещения и локализации в судостроении // По материалам Форума «Арктика – Регионы», г. Архангельск (12-14 апреля 2023 г.). URL: https://arcticports.ru/uchastnikam/translyatsiya (дата обращения: 12.06.2024).
  27. Судостроительный инновационный территориальный кластер Архангельской области // Карта кластеров России. URL: https://map.cluster.hse.ru/cluster/47 (дата обращения: 17.05.2024).
  28. Тихоокеанская Россия – 2030: сценарное прогнозирование регионального развития / под ред. П.А. Минакира. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2010. 560 с.
  29. Торопчин А.И., Аранович В.Ю., Александров Е.В. Создание Северо-Западного судостроительного кластера и модернизация производственных мощностей его потенциальных участников в обеспечение реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 г. // Судостроение. 2021. № 6 (859). С. 3–7.
  30. Dekhtyaruk Y., Karyshev I., Korableva M., Velikanova N., Edelkina A., Karasev O., Klubova M., Bogomolova A., Dyshkant N. Foresight in Civil Shipbuilding – 2030 // Foresight-Russia. 2014. N 2. P. 30–45.
  31. Lee Y.-S. Balanced development in globalizing regional development? Unpacking the new regional policy of South Korea // Regional Studies. 2009. N 43. P. 353–367.
  32. Maritime Society in the Era of Global Warming – A Message from the Year 2050. Ocean Policy Research Foundation, 2009.
  33. Mudan Z., Yihui Z. The development thoughts and countermeasures on the shipbuilding industry cluster in the ecological economic zone of Dongting Lake // Business. 2014. N 2. P. 301.
  34. Sawyer L.A., Mitchell W.H. The Liberty Ships: The History of the «Emergency» Type Cargo Ships Constructed in the United States During the Second World War. 2nd Edition. Lloyd’s of London Press Ltd., London, England, 1985. 253 p.
  35. Shin D.-H., Hassink R. Cluster Life Cycles: The Case of the Shipbuilding Industry Cluster in South Korea // Regional Studies. 2011. N 10. P. 1387–1402. doi: 10.1080/00343404.2011.579594.
  36. Shipping and shipbuilding markets. BRS GROUP – Annual Review 2020 // BRS Shipbrokers. URL: https://www.brsbrokers.com/annualreview2020.html (дата обращения: 15.06.2024).
  37. Shipping and shipbuilding markets. BRS GROUP – Annual Review 2023 // BRS Shipbrokers. URL: https://www.brsbrokers.com/annualreview2023.html (дата обращения: 15.06.2024).
  38. Transport 2040. Automation, Technology, Employment // World Maritime University. 2019. DOI: http://dx.doi.org/10.21677/itf.20190104.
  39. Transport 2040. Autonomous ships: A new paradigm for Norwegian shipping // World Maritime University. 2019. DOI: http://dx.doi.org/10.21677/itf.20190715.
  40. Transport 2040. Impact of Technology on Seafarers // World Maritime University. 2019. DOI: http://dx.doi.org/10.21677/itf.20191018.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Котлярский А.В., Лапина Н.В., Заостровских Е.А., 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».