Влияние типа цифрового продукта на его жизненный цикл

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В условиях стремительной цифровизации экономики эффективное управление жизненным циклом цифровых продуктов становится критически важным элементом устойчивого развития. Целью настоящего исследования является анализ влияния типологических характеристик цифровых продуктов на структуру и продолжительность их жизненного цикла, а также разработка соответствующих рекомендаций, направленных на управление данным процессом. В работе предложена типологически ориентированная модель жизненного цикла цифрового продукта, учитывающая его архитектурную гибкость, частоту обновлений, характер взаимодействия пользователей, степень платформенной зависимости и институциональные ограничения. На основе анализа научной литературы, отраслевых отчетов и практик цифровых платформ разработана оригинальная классификация цифровых продуктов, а также адаптированная восьмиступенчатая модель жизненного цикла, отличающаяся от традиционных учетом специфики цифровой среды. Проведен сравнительный анализ для различных типов продуктов, включая программное обеспечение, цифровые активы, данные, интернет-услуги, цифровые товары и гибридные форматы. Впервые систематизированы стратегии продления жизненного цикла с учетом технологической динамики и рыночной волатильности. Полученные нами результаты позволяют уточнить закономерности развития цифровых решений в рыночной среде и могут быть использованы для оптимизации экономических моделей управления цифровыми продуктами в условиях трансформационной цифровой экономики. Отдельное внимание уделено цифровым активам и данным как продуктам с нестандартной траекторией развития. Практическая значимость работы заключается в возможности применения модели для стратегического планирования, инвестиционной оценки и мониторинга продуктового жизненного цикла. Представленные подходы могут быть использованы в исследованиях цифровых рынков, бизнес-аналитике и государственной политике в сфере регулирования цифровой экономики.

Об авторах

А. А. Измайлова

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО)

Автор, ответственный за переписку.
Email: izmailova.marketing@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-5308-1914
SPIN-код: 7313-0053
аспирант Санкт-Петербург

А. Г. Будрин

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО)

Email: a.g.budrin@itmo.ru
ORCID iD: 0000-0002-1035-2689
SPIN-код: 8720-4725
доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Amany S., Sharify A.J. (2025). Strategic Management of E-Commerce. Acta Globalis Humanitatis et Linguarum, no. 2, pp. 250-258. https://doi.org/10.69760/aghel.025002117
  2. Balan C. (2014). Dave Chaffey, Digital Business and E-commerce Management: Strategy, Implementation and Practice. Journal of Business, no. 9, pp. 379-381.
  3. Catalini Ch., Gans J. (2020). Some simple economics of the blockchain. Communications of the ACM, no. 63, pp. 80-90. 10.1145/3359552.
  4. Chakraborty P.T., King D., Lee J.K. et al. (2015). Electronic Commerce: A Managerial and Social Networks Perspective. 8th ed. Springer Verlag.
  5. Cooper R. (2008). Perspective: The Stage-Gate Idea-to-Launch Process - Update, What's New, and NexGen Systems. Journal of Product Innovation Management, no. 25 (3), pp. 213-232. https://doi.org/10.1111/j.1540-5885.2008.00296.x
  6. Dong X., McIntyre S. (2014). The Second Machine Age: Work, Progress, and Prosperity in a Time of Brilliant Technologies. Quantitative Finance, no. 14, pp. 1895-1896. https://doi.org/10.1080/14697688.2014.946440
  7. EmergenceWeb. (2013). Embracing Digital Technology. EmergenceWeb. URL: https://emergenceweb.com/blog/wp-content/uploads/2013/10/embracing-digital-technology.pdf
  8. Gartner. (2025). Set, Vet and Execute Your Technology Product Strategy: Guide product direction, align teams and cultivate support with a technology product innovation strategy and roadmap. Gartner. URL: https://www.gartner.com/en/product-management/topics/product-strategy-roadmap
  9. Gawer An., Cusumano M. (2014). Industry Platforms and Ecosystem Innovation. Journal of Product Innovation Management, no. 31. https://doi.org/10.1111/jpim.12105
  10. IBM Institute for Business Value. (2025a). Digital product alchemy: 5 lessons in driving revenue through customer obsession. IBM. URL: https://www.ibm.com/downloads/documents/us-en/10a99803fbafdc8d
  11. IBM Institute for Business Value. (2025b). The product management paradox: Shed the schedule, obsess over value. IBM. https://www.ibm.com/thought-leadership/institute-business-value/en-us/report/product-management-paradox
  12. Jin X., Xie Q. (2024). The Impact of Digital Transformation on Excessive Financialization in the Real Economy. Sustainability, no. 16 (23), 10464. https://doi.org/10.3390/su162310464
  13. Kotler P., Armstrong G. (2023). Principles of Marketing (19th ed.). Glendale, Pearson Education.
  14. Lambrecht A., Tucker C. (2015). Can Big Data Protect a Firm from Competition? SSRN Electronic Journal. 10.2139/ssrn.2705530.
  15. Laudon K.C., Traver C.G. (2017). E-commerce 2017: Business, Technology, Society. 13th ed. Glendale, Pearson.
  16. Levitt T. (1965). Exploit the Product Life Cycle. Harvard Business Review, no. 43, pp. 81-94.
  17. Magistretti S., Trabucchi D. (2024). Agile-as-a-tool and agile-as-a-culture: A comprehensive review of agile approaches. Review of Managerial Science, no. 19, pp. 223-253. https://doi.org/10.1007/s11846-024-00745-1
  18. Mastercard. (2025). Fraud on Digital Goods. URL: https://www.mastercard.com/content/dam/public/mastercardcom/globalrisk/pdf/Frontiers_in_Fraud/Fraud%20on%20Digital%20Goods.pdf
  19. McKinsey & Company. (2024). Technology trends outlook 2024. Retrieved April 7, 2025. URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/mckinsey-digital/our-insights/the-top-trends-in-tech
  20. Porter M.E., Heppelmann J.E. (2015). How Smart, Connected Products Are Transforming Competition. Harvard Business Review, no. 93 (10), pp. 96-114. URL: https://eclass.aegean.gr/modules/document/file.php/TNEY202/HBR_How-Smart-Connected-Products-Are-Transforming-Competition%20copy.pdf
  21. Romero D., Gaiardelli P., Pezzotta G. et al. (2019). The Impact of Digital Technologies on Services Characteristics: Towards Digital Servitization. Advances in Service Science, no. 1, pp. 493-501. https://doi.org/10.1007/978-3-030-30000-5_61
  22. Seetharaman A., Patwa N., Saravanan A.S. et al. (2018). Disrupting Digital Future of Product Lifecycle. International Journal of Management and Sustainability, no. 7, pp. 32-42. https://doi.org/10.18488/journal.11.32.71.2018.42
  23. Shaidullin A.I. (2023). The problem of interpretation, differentiation and classification of digital products. Business Informatics, no. 17 (2), pp. 55-70. https://doi.org/10.17323/2587814X.2023.2.55.70
  24. Statista. (2025). Digital Commerce. Statista Inc. URL: https://www.statista.com/outlook/fmo/digital-payments/digital-commerce/worldwide#users
  25. Subramoniam R., Sundin E., Subramoniam S. et al. (2021). Riding the Digital Product Life Cycle Waves towards a Circular Economy. Sustainability, no. 13 (8), 8960. https://doi.org/10.3390/su13168960
  26. Tapscott D., Tapscott A. (2016). Blockchain Revolution: How the Technology Behind Bitcoin Is Changing Money. Business and the World. New York Penguin.
  27. Ulrich K.T., Eppinger S.D. (2015). Product Design and Development. 6th ed. McGraw-Hill Education.
  28. Vernon R. (1966). International Investment and International Trade in the Product Cycle. The Quarterly Journal of Economics, no. 80 (2), pp. 190-207. https://doi.org/10.2307/1880689
  29. Wang Y., Kung L., Byrd T.A. (2018). Big Data Analytics: Understanding Its Capabilities and Potential Benefits for Healthcare Organizations. Technological Forecasting and Social Change, no. 126, pp. 3-13. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2015.12.019

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».