Formation of the teacher’s value orientations for self-development and self-organization in the context of digitalization of education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Creative pedagogical activity implies continuous professional development of the teacher. The digital educational environment has ample opportunities for self-development and self-organization of the teacher. In the process of self-development, the teacher actualizes theoretical knowledge and gains new practical experience. This allows him to rationally choose the means for pedagogical actions, effectively, technologically, valeologically carry out pedagogical activities. There is a need to form a teacher’s value orientations for self-development and self-determination. The purpose of the study is to scientifically substantiate the possibility of using the resources of the digital educational environment to develop value orientations for continuous self-development and self-organization among teachers. The methodology and research methods are based on the characterization of pedagogical activity as a creative process, the analysis of the effectiveness of pedagogical activity in the characteristics of activity from the standpoint of a praxeological approach, the use of reflective self-assessment to form the teacher’s value orientations for self-development. The teacher’s value orientations towards continuous self-development and self-organization contribute to the creative self-realization of the teacher and the improvement of the quality and awareness of pedagogical work. Reflective assessment of actions allows the teacher to find deficiencies in the implementation of labor functions and ways to eliminate them. It is concluded that the formation of teacher’s value orientations for self-development and self-organization is an important task of pedagogical education. The theoretical significance of the study is determined by the model of the process of creative solution of a cognitive task by a teacher in a digital educational environment based on a praxeological approach. The practical significance is the range of possibilities of the digital educational environment for the teacher’s selfdevelopment and self-organization.

About the authors

Vera Sergeyevna Fedotova

Pushkin Leningrad State University

Email: v.fedotova@lengu.ru
ul. Peterburgskoye shosse, 10, Saint Petersburg, Russian Federation, 196605

References

  1. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Академия, 2013. 576 с.
  2. Сериков В. В. Станет ли педагогика наукой? Размышления о методологии В. В. Краевского // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 5 (32). С. 15–27.
  3. Ибрагимова М. Э. От воображения к воплощению: модель организации творческой деятельности в свете идей Л. С. Выготского // Филологический класс. 2017. № 1 (47). С. 29–33.
  4. Теплов Б. М. Психология. М., 1954. 256 с.
  5. Журавлев А. Л., Галкина Т. В. Развитие научных представлений Я. А. Пономарева в области психологии группового творчества // Ярославский педагогический вестник, 2018. № 5. С. 235–242. doi: 10.24411/1813-145X-2018-10172
  6. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 302 с.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.
  8. Коршунова О. В., Ракипова М. Ш. Оценивание образовательных достижений студентов вузов в контексте праксеологического подхода // Перспективы науки и образования, 2020. № 1 (43). С. 24–38.
  9. Любогор О. В. Праксеологический подход к анализу результативности педагогической деятельности // The Emissia. Offline Letters, 2011. Т. 2. С. 17.
  10. Марон А. Е., Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Педагогическая праксеология: структура знания и модели реализации в профессиональном обучении // Человек и образование, 2012. № 2. С. 27–31.
  11. Воитлева Н. А. Ученые о сущности педагогического творчества // Перспективы науки и образования, 2014. № 3 (9). С. 48–52.
  12. Вергелес Г. И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2009. № 100. С. 7–18.
  13. Жупник О. Н. Понятие «ценностные ориентации»: к проблеме определения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология, 2017. Т. 3 (69), № 2. С. 3–11.
  14. Евдокимова Т. Г. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2018. № 1 (11). С. 65–75. doi: 10.28995/2073-6401-2018-1-65-75
  15. Белолуцкая А. К., Криштофик И. С., Мкртчян В. А. Особенности рефлексии педагогов: связь с личностными и профессиональными ценностными ориентациями // Образование и наука, 2022. № 24 (7). С. 160–190.
  16. Серафимович И. В., Беляева О. А. Ценностные ориентации различных групп участников образовательных отношений: социально-психологический аспект // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 2. С. 232–246. doi: 10.15507/1991-9468.095.023.201902.232-246
  17. Данилов С. В., Шустова Л. П., Симонова Г. И., Печенкина Е. Н. Развитие ценностных ориентаций молодых педагогов как предиктора профессиональной деятельности // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 573–589.
  18. Шустова И. Ю. Значение рефлексии в профессиональной воспитательной деятельности педагога // Отечественная и зарубежная педагогика, 2016. № 1 (28). С. 61–68.
  19. Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология. М.: Академия, 2005. 256 с.
  20. Девятловский Д. Н. Праксиологическая культура обучающихся вуза: сущность и содержание // Перспективы науки. 2018. № 8 (107). С. 71–73.
  21. Марон А. Е. Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Педагогическая праксиология: структура знания и модели реализации в профессиональном обучении // Человек и образование. 2012. № 2 (31). С. 27–31.
  22. Adzhemov A. S., Manonina I. V., Shestakov V. V. Using Self-paced Multimedia Courses to Create Individual Student Trajectories // Lecture Notes in Business Information Processing, 2022. № 457. P. 100–109.
  23. Warsi L. Q., Khurshid K. The Role of Self-Assessment in English Language Teachers’ Professional Development in Pakistan // Education Research International. 2022. P. 1–13.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».