Developing Musical Thinking with Multimedia Lectures: Research Results

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The modern labor market requires graduates of professional educational institutions to have certain competencies in their field of specialization. The development of musical thinking, which includes a whole range of professional competencies in the field of musical art, including the field of music and computer technologies, becomes a priority goal in the process of professional training of music teachers. Musical thinking, as a type of specific thinking of a music teacher, allows you to quickly solve various professional problems and understand musical processes. A teacher with a high level of development of musical thinking is able to adapt teaching methods to the individual characteristics of students, promptly identify and respond to their needs and capabilities in the process of educational musical activity, fill the educational process with creative content, thereby arousing interest and maintaining a high level of motivation for students to master educational programs, promoting further professional self-realization. There is an obvious need to introduce innovative teaching methods that contribute to the effective and accessible acquisition of the necessary educational material during the learning process. Due to the fact that musical thinking has many manifestations, methods of activation, as well as assessing the level of its development in students, create a problematic situation in the learning process. As one of these methods, the study will consider the use of multimedia lectures aimed at developing musical thinking in future music teachers, since it is this ability that combines several competency characteristics of a specialist in the field of music and computer technologies. In this regard, this article will be one of the first to present the experience of using multimedia lectures in professional music education to develop students’ musical thinking, as well as the results confirming the effectiveness of this digital didactic technology. As part of the study, criteria and indicators of the presence of musical thinking among future music teachers were determined. An assessment was made of the level of development of musical thinking among students of the Russian State Vocational Pedagogical University (n=28). The results of a study of the effectiveness of using multimedia lectures in the process of training future music teachers are presented.

About the authors

Anton Andreyevich Konovalov

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin

Email: anton-andreevi4@mail.ru
Ekaterinburg, Russian Federation

Irina Yuryevna Kobeleva

Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin

Email: ira.pilyasova17@mail.ru
Ekaterinburg, Russian Federation

References

  1. Нежинская Т.А., Глазырина Е.Ю. Методы формирования профессиональных специализированных компетенций студентов в области музыкально-компьютерных технологий // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 1 (213). С. 44–48.
  2. Тагариева И.Р., Заббарова М.М., Беркет Ф.Ф. Формирование профессиональных компетенций у будущих учителей музыки в условиях цифровизации системы образования: применение концепции «HARD-SOFT SKILLS» // Современное педагогическое образование. 2023. № 4. С. 227–233.
  3. Буторина Н.И., Коновалов А.А. Принципы и подходы к формированию профессионально-специализированных компетенций у студентов в области музыкально-компьютерных технологий // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 1. С. 117–123.
  4. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: книги первая и вторая / под ред. Е.М. Орловой. 2-е изд. М.: Музыка, 1971. 373 с.
  5. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления / под ред. М.Г. Арановского. М.: Музыка, 1974. С. 59–74.
  6. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 268 с.
  7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: учеб. пособие. 2-е изд. СПб.: Планета музыки, 2020. 488 с.
  8. Полозов С.П. Музыкальное мышление как фактор формирования и развития музыкальной культуры: информационное основание // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340. С. 70–75.
  9. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учеб. пособие. М.: Академия, 2004. 336 с.
  10. Шакамалова Г.М., Захарова Н.А., Коняхина Г.П. Инновационные мультимедийные технологии как средство подготовки учителей физической культуры // Вестник Южно-уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 5 (165). С. 187–199.
  11. Марчук С.В. Использование учебного сайта преподавателя при осознанном подходе к изучению русского языка как иностранного // Открытое образование. 2020. № 5. С. 18–28.
  12. Соловьев А.Б. Методические особенности разработки и внедрения мультимедиа в учебном процессе в современном вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 1. С. 150–159.
  13. Мельник М.К. Практические аспекты педагогики коллективного музицирования в детских духовых оркестрах на основе мультимедийных технологий // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 2 (51). С. 443–448.
  14. Неделка М. Электронный учебник музыкальных форм как средство эффективного обучения // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. 2021. № 19. С. 40–44.
  15. Быкова А.Д. Педагогические технологии развития аналитических способностей будущих педагогов-музыкантов: результаты исследования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 1 (17). С. 79–95. doi.: 10.17853/2686-8970- 2024-1-79-95
  16. Винокурова П.В., Буторина Н.И. Развитие познавательного интереса учащихся на занятиях по музыкальной литературе с применением компьютерных технологий // ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6). С. 7–21. doi: 10.17853/2686-8970-2021-3-7-21
  17. Буторина Н.И., Коновалов А.А. Развитие музыкальной культуры подростков посредством цифровых образовательных технологий // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 2. С. 121–131. doi: 10.24412/1997-0803-2022-2106-121-131
  18. Остроглазова Н.А., Старостина Н.В. Лекция-презентация как инструмент внедрения инноваций в вузе // Высшее образование в России. 2021. № 6. С. 97–107. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-97-107
  19. Хорошун А.В. Обучение студентов педагогического колледжа музыкальной литературе с использованием мультимедийных лекций // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 1 (13). C. 88–102. doi: 10.17853/2686-8970-2023-1-88-102
  20. Вариясова Е.В., Иванова Е.А., Карнюшина В.В. Видеолекция как пример внедрения цифровых технологий в образовательный процесс вуза // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021. № 1 (53). С. 116–122.
  21. Homood A., Shehadeh F., Awaji N.Y. Immediate knowledge retention among nursing students in live lecture and video-recorded lecture: A quasi-experimental study // Nurse Education in Practice. 2022. doi: 10.1016/j.nepr.2022.103307. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/35144164/ (дата обращения: 1.06.2024).
  22. Природова О.Ф., Никишина В.Б. Модульные видеолекции: оценка эффективности // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. № 4 (7). С. 17–23.
  23. Коновалов А.А., Буторина Н.И. Музыкально-компьютерная деятельность: особенности профессиональной подготовки специалистов // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 8. С. 84–110. doi: 10.17853/1994-5639-2021-8-84-110
  24. Коновалов А.А., Пилясова И.Ю. Развитие музыкального мышления у будущих педагогов-музыкантов в процессе мультимедийных лекций // Образование и культурное пространство. 2023. № 3. С. 37–47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54763534 (дата обращения: 25.06.2024).
  25. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник. М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 2003. 336 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».