Формирование речевой готовности к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного дошкольного образования

Обложка
  • Авторы: Салосина И.В.1,2, Салосина М.А.3
  • Учреждения:
    1. Томский государственный педагогический университет
    2. Национальный исследовательский Томский политехнический университет,
    3. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 99 г. Томска
  • Выпуск: № 5 (2024)
  • Страницы: 129-137
  • Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • URL: https://journal-vniispk.ru/1609-624X/article/view/267904
  • DOI: https://doi.org/10.23951/1609-624X-2024-5-129-137
  • ID: 267904

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из основных результатов освоения образовательной программы является формирование и развитие навыков речевого общения и предпосылок освоения грамоты, что является залогом успешности личности ребенка в дальнейшем школьном обучении. Данный комплекс умений в современной науке трансформирован в понятие «речевая готовность к школе». Развитие системы инклюзивного дошкольного образования в России обозначило проблему создания эффективной системы формирования речевой готовности к школе в рамках группы комбинированного типа детского сада, что актуализировало проблему исследования и определило постановку его цели. Цель исследования – выявление особенностей формирования речевой готовности к школе детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в условиях группы комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). В качестве методов исследования использованы: метод наблюдения, проведение диагностических заданий, анализ продуктов детской деятельности. Уровень речевого развития оценивался по диагностическим материалам в соответствии методикой мониторинга педагогического процесса Н. В. Верещагиной. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 99 г. Томска в период с 2020 по 2023 г. В течение данного периода проводился мониторинг речевого развития детей с момента поступления в детское образовательное учреждение в возрасте 4 лет и до выпуска в возрасте 6–7 лет. Общий состав группы включал 25 человек, из них 5 человек с особыми образовательными потребностями (ООП), имеющие 2-й и 3-й уровень ОНР. В соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка были разработаны адаптивные программы речевого развития, которые реализованы в тесном взаимодействии воспитателя с узкими специалистами: логопедом, дефектологом, психологом по принципу технологии открытых дверей. Новизна исследования заключается в предложенном подходе к формированию индивидуальной адаптивной программы для каждого ребенка, а также описанию этапов ее реализации со стороны воспитателя комбинированной группы. В заключение сделан вывод о возможности эффективной коррекции общего недоразвития речи в условиях инклюзивного образования при условии разработки индивидуального маршрута и программы для каждого ребенка, а также наличии высококвалифицированных специалистов, воспитателей, имеющих навыки логопедической работы.

Об авторах

Ирина Викторовна Салосина

Томский государственный педагогический университет; Национальный исследовательский Томский политехнический университет,

Email: salosinaiv@tpu.ru
кандидат педагогических наук, доцент Томск, Россия

Мария Анатольевна Салосина

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 99 г. Томска

Email: mariaanatolevna8912@gmail.com
воспитатель Томск, Россия

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://docs.edu.gov.ru/document/id/1276 (дата обращения: 11.09.2023).
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=1 (дата обращения: 11.09.2023).
  3. Ушакова О. С. Речевая готовность старших дошкольников к обучению в школе // Современное дошкольное образование. 2020. № 3(99). С. 51–59. doi: 10.24411/1997-9657-2020-10074 (дата обращения: 07.08.2023).
  4. Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5–7 лет / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, В. В. Зайцева и др.; под. ред. М. М. Безруких. М., 2006. 133 с.
  5. Дети с особыми образовательными потребностями. Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health (дата обращения: 11.09.2023).
  6. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 11.09.2023).
  7. Чиркина Г. В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 2 (22). С. 155–166.
  8. Серебрякова Н. В. Формирование предложно-падежных конструкций в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 195–199.
  9. Серебрякова Н. В., Шашкина Г. Р. Развитие лексическо-грамматической системы у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 341–345.
  10. Дыбошина Е. А., Шадрина Л. Г. Обучение диалогической речи старших дошкольников с задержкой психического развития // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2023. Вып. 2 (226). С. 26–32. doi: 10.23951/1609-624X-2023-2-26-32 (дата обращения: 15.08.2023).
  11. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание соч. в 6 т. Т. 2: Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  12. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Воронеж: МОДЭК, 2003. 536 с.
  13. Ушакова О. С. Развитие речи и языковой личности в дошкольном детстве // Педагогическое образование и наука. 2017. № 5. С. 86–89.
  14. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Современные тренды в обучении грамоте детей с речеязыковыми нарушениями и их отражение в новом букваре // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. № 6. С. 33–38.
  15. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Гущина Ю. Р. Словообразование у детей дошкольного возраста, интегрированных в общеобразовательные группы // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 6. С. 168–177.
  16. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. 624 с.
  17. Верещагина Н. В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 6–7 лет в группе детского сада. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. 16 с.
  18. Верещагина Н. В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3–4 лет в группе детского сада. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. 16 с.
  19. Гордеева В. В., Назарова А. С. Использование элементов технологии утреннего круга в работе по познавательному развитию детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Т. 4, № 2. С. 24–28.
  20. Серебрякова О. В. Игра как средство диагностики межличностных взаимоотношений дошкольников в норме и с общим недоразвитием речи // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345. С. 188–191.
  21. Богданова Е. Л., Богданова О. Е., Киселёв С. Ю. Современные тенденции развития практик оценивания в дошкольном образовании: функциональные возможности педагогической диагностики // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 459. С. 195–204. doi: 10.17223/15617793/459/24
  22. Швецов М. Ю. Реализация инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях // Педагогический журнал. 2018. Т. 8, № 6. С. 203–209.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».