Диалог поколений и тема памяти в рассказах Юрия Яковлева о Великой Отечественной войне

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В центре нашего внимания произведения Ю. Я. Яковлева, востребованные в школьном литературоведении, обладающие воспитательным потенциалом, однако недостаточно исследованные литературоведами. Обзор статей, посвященных рассказам писателя о Великой Отечественной войне, позволяет выделить их общие особенности: центральными являются мотив памяти и прием ретроспекции, обеспечивающие смычку двух временных пластов – 1940-х и 1960-х гг.; значимость диалогов персонажей разных поколений, внимание к внутреннему миру человека. Цель статьи – исследовать тему памяти и своеобразие межпоколенческого диалога в двух практически не исследованных ранее рассказах Юрия Яковлева 1970-х гг., посвященных Великой Отечественной войне. Литературный материал («Девочки с Васильевского острова», «Память») интерпретирован с опорой на структурно-семиотический метод исследования. Писатель использует ряд художественных приемов: ретроспекцию, соположение двух пространственно-временных планов (война и современность), в центре – пара персонажей «ребенок – взрослый» или «ребенок – ребенок», первый представляет послевоенное поколение и является носителем знания о войне или инициирует получение этого знания, а второй – имеющий непосредственный опыт войны/блокады. Ю. Яковлев раскрывает идею духовного родства, нерушимой связи фронтового и послевоенных поколений. Ребенок у Яковлева является хранителем памяти и транслятором знаний о войне. Для того чтобы погибшие продолжили жить в памяти своих духовных потомков, необходимы личные усилия, проявление настойчивости и храбрости. Писатель наследует некоторые черты «лейтенантской прозы» (лаконизм повествования, внимание к внутреннему миру персонажа, соединение лиризма, психологизма и натурализма). Вместе с тем есть отличия, что обусловлено временем создания текстов – 1970-е гг. Изображение событий 1940-х гг. опосредовано сознанием и воображением персонажей-детей, родившихся уже после войны, а значит, не могущих быть непосредственными свидетелями или носителями военного опыта. Эта особенность позволяет трактовать рассказы Ю. Яковлева в контексте концепции «постпамяти», обоснованной М. Хирш.

Об авторах

Елена Александровна Полева

Томский государственный педагогический университет

Email: poleva@tspu.edu.ru
кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русской литературы Томск, Россия

Вера Олеговна Липовка

Томский государственный педагогический университет

Email: velipovka@yandex.ru
аспирант Томск, Россия

Список литературы

  1. Фёдоров Р. Ю. Духовно-нравственные ориентиры творчества писателя Юрия Яковлева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 7 (85), ч. 1. C. 67–73.
  2. Фоменко Л. Н. Юрий Яковлев: очерк творчества. М.: Детская литература, 1974. 128 с.
  3. Челюканова О. Н. Художественный и внутрилитературный синтез в развитии русской прозы для детей и юношества 50–80-х гг. ХХ века: дис. … д-ра филол. наук. М., 2015. 412 с.
  4. Оводенко Ю. В. Осмысление рассказа Юрия Яковлева «Тяжелая кровь». VIII класс // Литература в школе. 2016. № 6. С. 37–38.
  5. Политова И. Н. Уроки нравственности: рассказ «Баваклава» Юрия Яковлева // Литература в школе. 2019. № 10. С. 10–11.
  6. Алексеева Н. В. «Благородное сердце Васи». Урок-размышление по рассказу Ю. Я. Яковлева «Рыцарь Вася». URL: https://urok.1sept.ru/articles/508961 (дата обращения: 20.03.2023).
  7. Лазарева Г. В. Урок внеклассного чтения по рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». URL: https://urok.1sept.ru/articles/591377 (дата обращения: 20.03.2023).
  8. Агафонова А. В. Урок литературы «Людей неинтересных в мире нет…» (по рассказу Ю. Яковлева «Багульник»). URL: https://urok.1sept.ru/articles/612055 (дата обращения: 20.03.2023).
  9. Бурова А. Ю. Эйдос-конспект по рассказам Ю. Яковлева: анализ методического опыта // Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения». Международная конференция «Приоритеты и стратегические направления развития педагогического образования в эпоху 4.0»: сб. статей. Томск, 2021. С. 24–29.
  10. Челюканова О. Н. Конфликт рационального и эмоционального в произведениях Ю. Яковлева // Православие и русская литература: сб. ст. / отв. ред. Б. С. Кондратьев. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2019. С. 227–230.
  11. Горобец Н. И. Методические приемы постижения художественного стиля речи курсантами ближнего зарубежья (на примере рассказа Ю. Яковлева «Тяжелая кровь») // Военное образование в XXI веке: проблемы преподавания русского языка и дисциплин специальности в иностранной аудитории: к 120-летию Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва. Межвузовская научно-практическая конференция. 12 ноября 2020 года: сб. науч. ст. / под общ. ред. Н. В. Бугорской. СПб.: Р-КОПИ, 2020. С. 174–180.
  12. Минералова И. Г., Цуруева П. Ш. Семантика и символика образа школы в прозе о Великой Отечественной войне: Б. Рахманин, Ю. Яковлев // Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы XXI Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. памяти Алексея Федоровича Лосева. Ярославль, 2021. С. 64–72.
  13. Пессяников К. Д. Особенности преобразования художественного текста второго ряда в литературный сценарий (нa мaтериaле повести Ю. Яковлевa «Бaлеринa политотделa») // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 565–567.
  14. Тихомирова Л. В. «Балерина политотдела» Ю. Яковлева: исторический контекст и нравственная основа // Славянский мир: духовные традиции и словесность: сб. материалов междунар. науч. конф. / науч. ред. Н. Ю. Желтова. Тамбов: Державинский, 2021. Вып. 10. С. 302–307.
  15. Яковлев Ю. Я. Последний фейерверк: повести и рассказы. М.: Детская литература, 1989. 158 с.
  16. Рождественский Р. За того парня. URL: https://www.culture.ru/poems/42688/za-togo-parnya (дата обращения: 18.06.2023).
  17. Хирш М. Поколение постпамяти: Письмо и визуальная культура после Холокоста. М.: Новое издательство, 2021. 428 с.
  18. Артамонова В. В., Куликова И. М. Репрезентация темы «Детство и война» в русской прозе второй половины ХХ – начала ХХI в. // Научный альманах. 2015. № 12-3 (14). URL: http://ucom.ru/doc/na.2015.12.03.320.pdf (дата обращения: 18.06.2023).
  19. Яковлев Ю. Рассказы и повести. М.: Детская литература, 2020. 268 с.
  20. Степанова М. М. Памяти памяти: Романс. 5-е изд., испр. М.: Новое издательство, 2021. 408 с.
  21. Ковтун Н.  В. Тема памяти в современной прозе о Великой Отечественной войне // Культура и текст. 2020. № 4 (43). URL: https://journal-altspu.ru/wp-content/uploads/2020/12/06-24.pdf (дата обращения: 18.06.2023).
  22. Яковлев Ю. Я. Самая высокая лестница. Рассказы и повести. М.: Детская литература, 1974. 256 с.
  23. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950–1990-е годы: в 2 т. М.: Академия, 2003. Т. 1. С. 162–180.
  24. Моисеева В. Г. Слова «великие» и «простые» о Великой Отечественной войне: к вопросу об эволюции русской «военной» прозы второй половины ХХ века // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2015. № 3. С. 58–72.
  25. Воронина Т. Помнить по-нашему: соцреалистический историзм и блокада Ленинграда. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 280 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».