СИСТЕМА РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ГРУППЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Увеличение количества детей с ментальными отклонениями в последние годы обусловливает необходимость поиска новых возможностей для повышения эффективности оказания помощи, начиная с раннего возраста (РВ). Цель работы - методологическое обоснование и систематизация современных направлений оказания ранней помощи (РП) детям, относящимся к группе риска (ГР) по возникновению ментальных нарушений. Методы. Методической базой работы явился комплексный анализ Приказов Минздрава Российской Федерации последних лет по организации психоневрологической помощи детям, современных медико-социальных подходов и рекомендаций по психолого-педагогическому обеспечению при работе с семьями, воспитывающими детей РВ с ментальными нарушениями, и специалистами детских дошкольных учреждений. Результаты. Представлены основные подходы к созданию единой системы РП в России. Проанализированы наиболее востребованные направления повышения эффективности комплексной РП детям ГР по психическим расстройствам в рамках междисциплинарных подходов ментальной экологии: подготовка рекомендаций по оптимизации и повышению эффективности оказания медико-психолого-педагогической помощи детям РВ из ГР; систематизация основных симптомов и синдромов, характерных для детей РВ и особенно значимых для врачей-педиатров и детских неврологов; поиск дифференциально-диагностических критериев; разработка и оценка эффективности доступных скринирующих и инструментальных методик для диагностики отклонений у детей РВ; внедрение методических подходов к диагностике и РП детям ГР расстройств аутистического спектра; оценка эффективности системы РП на основе определения качества жизни семьи; подготовка специалистов по оказанию РП детям ГР ментальных отклонений с обоснованием основных ее направлений при активном межведомственном взаимодействии. Выводы. В настоящее время не существует единых подходов, норм и стандартов организации РП семьям и координации деятельности организаций в различных регионах. Обоснована необходимость создания системы оказания РП детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям РВ из ГР по ментальным нарушениям. Предложен поиск способов диагностики нарушений в развитии и оказания РП с учетом оценки факторов и ресурсов психического здоровья детей в рамках междисциплинарных подходов ментальной экологии.

Об авторах

Ольга Сергеевна Белова

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Архангельск, Россия

Андрей Горгоньевич Соловьев

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: ASoloviev1@yandex.ru
доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии и клинической психологии 163000, г. Архангельск, Троицкий проспект, 51

Ану Леппиман

Университет Лапландии

Рованиеми, Финляндия

Список литературы

  1. АльбицкаяЖ. В. Медико-биологические предикторы формирования инвалидизирующих психических расстройств в детском возрасте // Медицинский альманах. 2018. № 5 (56). С. 164-168.
  2. Альбицкая Ж. В. Возрастные особенности нарушений эмоциональной сферы у детей с различными психическими расстройствами // Медицинский альманах. 2017. № 5 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-narusheniy-emotsionalnoy-sfery-u-detey-s-razlichnymi-psihicheskimi-rasstroystvami (дата обращения: 01.12.2019)
  3. Барковская А. Ю., Янин К. Д. Ментальная экология в системе социально-экологического знания // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 3 (21). С. 85-87
  4. Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. М.: Смысл, 2000. 476 с.
  5. Белова О. С., Бочарова Е. А., Соловьев А. Г., Артемова Н. А., Парамонова М. В. Скрининг отклонений нервно-психического развития у детей раннего возраста на основе данных нейросонографии // Неврологический вестник. 2018. Т. 3. С. 29-33.
  6. Белова О. С., Соловьев А. Г. Направления подготовки специалистов для оказания ранней помощи детям группы риска по отклонению в психическом развитии // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2019. № 4 (19). С. 11-16.
  7. Высотина Т. Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития // Вестник СПбГУ. 2011. Сер. 12, вып. 2. С. 122-127.
  8. Иванов М. В., Симашкова Н. В., Козловская Г. В. Диагностика нарушений психического развития в раннем детском возрасте (скрининговая методика) // Методологические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии. Научное издание / колл. монография под ред. Н. В. Зверевой, И. Ф. Рощиной. M., 2018. С. 212-221.
  9. Керре Н. О. О специфике семей, имеющих детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2011. № 2 (33). С. 18-21.
  10. Кукушкин Д. В., Кузнецова Т. А., Нечаева Т. М. Факторы риска и структура задержек нервно-психического развития детей раннего возраста: возможности и перспектива диагностики на педиатрическом участке // Педиатрическая фармакология. 2008. № 6. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/faktory-riska-i-struktura-zaderzhek-nervno-psihicheskogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta-vozmozhnosti-i-perspektiva-diagnostiki-na (дата обращения: 02.10.2019).
  11. Кустова Т. В., Таранушенко Т. Е., Демьянова И. М. Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста: что должен знать врач-педиатр // Медицинский совет. 2018. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-psihomotornogo-razvitiya-rebenka-rannego-vozrasta-chto-dolzhen-znat-vrach-pediatr (дата обращения: 08.12.2019)
  12. Лазуренко С. Б., Намазова-Баранова Л. С., Конова С. Р., Ильин А. Г. Медико-психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: пути совершенствования // Российский педиатрический журнал. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/mediko-psihologo-pedagogicheskaya-pomosch-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-puti-sovershenstvovaniya (дата обращения: 08.12.2019).
  13. Макаров И. В., Пашковский В. Э., Фесенко Ю. А., Семёнова Н. В. Состояние заболеваемости психическими расстройствами детей и подростков в Северо-Западном федеральном округе // Российский психиатрический журнал. 2019. № 6. С. 16-24.
  14. Морозов С. А., Морозова С. С., Морозова Т. И. Некоторые особенности ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15, № 2. С. 19-31.
  15. Морозов С. А., Назаркина С. И. Опыт оказания ранней помощи детям с РАС, детям группы риска с признаками РАС в условиях Центра лечебной педагогики Псковской области // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15, № 2. С. 55-64.
  16. Подоплелова О. Н. Психологическая помощь родителям детей с тяжелыми психическими или органическими расстройствами // Аутизм и нарушения развития. 2018. № 4. С. 60-63.
  17. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 № 1839-р «Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 г.» URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 29.05.2020)
  18. Смирнова В. И. Абилитация детей раннего возраста в условиях детской поликлиники (опыт Санкт-Петербурга) // Российский педиатрический журнал. 2012. № 1. С. 48-50.
  19. Сорокин В. М. Содержание и динамика реакций родителей на факт рождения ребенка с отклонениями в развитии // Вестник ОГУ. 2011. № 5 (124). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-dinamika-reaktsiy-roditeley-na-fakt-rozhdeniya-rebenka-s-otkloneniyami-v-razvitii (дата обращения: 08.12.2019)
  20. Старобина Е. М., Лорер В. В. О развитии ранней помощи в Российской Федерации // Педагогическое образование в России. 2019. № 2. С. 110-115.
  21. Юсупова Л. В., Ретюнский К. Ю. Непсихотические психические расстройства резидуально-органического генеза у детей раннего возраста, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы // Практическая Медицина. 2013. №1 (66). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/nepsihoticheskie-psihicheskie-rasstroystva-rezidualno-organicheskogo-geneza-u-detey-rannego-vozrasta-perenesshih-perinatalnoe (дата обращения: 02.10.2019).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Белова О.С., Соловьев А.Г., Леппиман А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».