Функциональный статус студентов Тувинского государственного университета с разной стратегией поведения в конфликтных ситуациях


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель - изучение функционального статуса студентов Тувинского государственного университета с разными стратегиями поведения в конфликтных ситуациях. Методы. В исследовании приняли участие 208 студентов тувинской национальности. Использовались методики диагностики стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии К. Томаса, простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР), реакция выбора (РВ), теппинг-тест, «Таблица Крепелина». Результаты. Преобладающим типом стратегии поведения в конфликте у студентов является стратегия приспособления (ПР) - ее избирают 25,6 % обследуемых, при этом достаточно большая доля приходится и на стратегии компромисса (КМ - 23,2 %) и сотрудничества (СТ - 22,0 %), минимальное количество студентов избрало стратегию избегания (ИЗ - 12,2 %). Оценка среднего значения времени ПЗМР свидетельствует о том, что у большинства (от 64,3 до 66,7 %) студентов, избирающих стратегии ИЗ, СТ и КМ, этот показатель ниже нормы. Среди лиц, у которых время реакции укладывается в диапазон нормы, преобладают избравшие стратегии СП (53,8 %) и ПР (47,1 %). У студентов группы ИЗ по результатам сложной сенсомоторной РВ выявлена инертность нервных процессов. Среди тувинских студентов преобладают лица с промежуточным и нисходящим типами работоспособности. Заключение. В целом все студенты-тувинцы характеризуются слабым и средне-слабым типом нервной системы, «незначительно сниженным» функциональным состоянием ЦНС. По результатам исследования сформировались группа с эффективными стратегиями поведения, характеризующаяся инертностью, неуравновешенностью и нестабильностью нервных процессов по ПЗМР, выраженностью к дифференцировочному торможению в сложной РВ и преобладанием сильного типа нервной системы; группа с нейтральной стратегией поведения, отличающаяся низкой скоростью сенсомоторной реакции, низкой стабильностью и неуравновешенностью нервных процессов, «незначительно сниженным» функциональным состоянием ЦНС по показателям функционального уровня системы, устойчивости реакции и уровня функциональных возможностей, устойчивым вниманием и высокой умственной работоспособностью и группа с неэффективными стратегиями, для которой характерны более высокая скорость сенсо-моторных реакций, стабильность и уравновешенность нервных процессов, промежуточный и нисходящий типы работоспособности.

Об авторах

Шенне Владимировна Куулар

ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»

Email: Shengne@mail.ru
преподаватель кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

Лариса Кара-Саловна Будук-оол

ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»

Сайлыкмаа Кызыл-ооловна Сарыг

ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»

Список литературы

  1. Агаджанян Н. А., Батоцыренова Т. Е., Семенов Ю. Н. Эколого-физиологические и этнические особенности адаптации человека к различным условиям среды обитания / изд. 2-е, доп. г. Владимир, 2010. 237 с.
  2. Анайбан З. В. Межэтнические отношения в Туве в 90-е годы. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. 125 с.
  3. Анцупов А. Я., Кандыбович С. Л. Принципы конфликтологии // Конфликтология. 2015. № 3, С. 14-31.
  4. Багаева В. В. Стратегии поведения в конфликте // Сибирский торгово-экономический журнал. 2015. № 1 (20). С. 91-92.
  5. Будук-оол Л. К., Айзман Р. И., Красильникова В. А. Динамика процессов адаптации к обучению студентов, проживающих в дискомфортном климатогеографическом регионе // Физиология человека. 2009. Т. 35, № 4. С. 103-109.
  6. Гапова О. И., Церковский А. Л., Касьян О. А., Петрович С. А., Возмитель И. И., Калинина Н. А. Конфликтное поведение и стрессоустойчивость студентов медицинского вуза // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: материалы 69-й научной сессии сотрудников университета. Витебский государственный медицинский университет, 2014. С. 345-346.
  7. Евенко С. Л. Влияние гендерных особенностей студентов на стратегии поведения в межличностных конфликтах // Вестник МГОУ. 2014. № 2. URL: https://evestnik-mgou. ru/ru/Articles/View/548 (дата обращения: 25.10.2018).
  8. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.
  9. Канатаев Ю. А. Психология конфликта. М.: ВАХЗ, 1992. 132 с.
  10. Куулар Ш. В., Будук-оол Л. К. С. Психофизиологические особенности студентов с разным типом стратегии поведения в конфликтных ситуациях // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 5. С. 67-80.
  11. Леонов Н. И. Понятие «Конфликт» в российской психологии конфликта // Социальный мир человека: материалы VII Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация». Сер. «Язык социального» / под ред. Н. И. Леонова. 2018. С. 23-26.
  12. Мантрова И. Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. Иваново: ООО «Нейрософт», 2007. 216 с.
  13. Матвеева Н. В. Стратегии разрешения конфликтов студентами вуза с учетом их социального статуса // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2018. № 1 (09). С. 28-32.
  14. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений / Р. И. Айзман, Н. И. Айзман, А. В. Лебедев, В. Б. Рубанович. Новосибирск, 2009. 100 с.
  15. Моторная С. Е. Исследование влияния уровня культуры на выбор поведения в конфликте современного выпускника университета // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 3 (16). С. 286-290.
  16. Неврюев А. Н. Особенности стратегий конфликтного поведения студентов (психологических и непсихологических специальностей) // Экспериментальная психология. 2013. № 1. С. 87-97.
  17. Нечай В. К. Исследование конфликтного поведения у студентов // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2014. Т. 4, № 11. С. 1163.
  18. Николаева Е. Н., Колосова О. Н., Яковлева А. П., Мельгуй Н. В. Некоторые психофизиологические особенности здоровья студентов на Севере и возможность их коррекции // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2012. Т. 9, № 4. С. 140-145.
  19. Павленкович С. С. Стратегии поведения студентов-спортсменов с разными личностными особенностями в конфликтных ситуациях // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: материалы V Международной научной конференции. Саратов, 8 апреля 2016. М.: Перо, 2016. С. 644-648.
  20. Павлова Г. В., Ботникова Е. А. Стратегия поведения студентов медицинского вуза в конфликтной ситуации. Самооценка успеваемости в период адаптации // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии. Киров, 2018. С. 844-846.
  21. Резников Е. Н. Этнопсихологические характеристики народа Тыва: теория и практика. М.: ПЕР СЭ, 2012. 223 с.
  22. Рейтинг регионов по качеству жизни -2017 // «РИА Рейтинг». URL: http://riarating.ru/ regions/20180214/630082372.html (дата обращения: 25.10.2018).
  23. Степанова Н. В., Петрова В. Н. Влияние гендерных установок в ситуации конфликта на поведение в межличностных конфликтах юношей и девушек // Вектор науки ТГУ. 2012. № 3 (10). С. 207-209.
  24. Трошихин В. А. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор. Киев: Наукова думка, 1978. 158 с.
  25. Черняева Т. В. Индивидуально-психологические детерминанты конфликтного поведения студентов вуза: дис.. канд. психол. наук. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2008. 186 с.
  26. Шишкина П. Н. Взаимосвязь социального интеллекта и стратегий поведения в конфликте у студентов высшего учебного заведения // Общество. Наука. Инновации (НПК-2017): сб. статей. Вятский государственный университет, 2017. С. 5667-5676.
  27. Эрдыниева Л. С. Оценка влияния природно-климатических факторов на здоровье населения Республики Тыва // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 2010. № 3. С. 263-268.
  28. Fisher R. J. A North American Pioneer in Interactive Conflict Resolution. Springer, 2016. 159 p.
  29. Fuatai L., Soon-Schuster F. Anxiety, stress and coping strategic among University of South Pacific students // Pac. Health Dialog. 2001. Vol. 8 (1). P. 83-93.
  30. Mortensen С. D. Human conflict: disagreement, misunderstanding, and problematic talk. Lanham. Md.: Rowman &Littlefield Publishers, 2006. 408 p.
  31. Thomas K. W., Kilmann R. H. Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument, 1974. URL: http://www.umt.edu/ mansfield/twowayexchange/Thomas Kilman Conflict Styles. pdf. дата обращения: 25.10.2018).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Куулар Ш.В., Будук-оол Л.К., Сарыг С.К., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».