Траектории профессиональной социализации врача: нарративное интервью. Часть 1
- Авторы: Присяжная Н.В.1, Вяткина Н.Ю.1,2
-
Учреждения:
- Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
- Выпуск: Том 22, № 2 (2023)
- Страницы: 183-201
- Раздел: СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФЕССИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1728-2810/article/view/264728
- DOI: https://doi.org/10.17816/socm632475
- ID: 264728
Цитировать
Аннотация
Обоснование. Медицинское образование выступает одним из наиболее престижных и востребованных на современном этапе, что прежде всего отражается в высоких показателях конкурса при поступлении в медицинские высшие учебные заведения. При этом цифровое развитие института медицины определяет возрастание учебной нагрузки и необходимость расширения диапазона дисциплин, осваиваемых в медицинском высшем учебном заведении.
Цель. Изучение траекторий профессионального становления молодого врача в российской системе здравоохранения в современных условиях.
Методы. Изучение траекторий профессионального становления молодых врачей было реализовано методом нарративного интервью (n=52) в сентябре–декабре 2022 г. на базе Института социальных наук Сеченовского Университета. В исследовании приняли участие молодые врачи-терапевты (n=11), педиатры (n=11), акушеры-гинекологи (n=10), стоматологи (n=10), хирурги (n=10).
Результаты. Анализ массива нарративов позволил выделить 3 ключевых семантико-смысловых блока данных (включающих 7 подгрупп), которые выступили эмпирической основой стандартного сюжета нарративов: довузовский этап [«игра в профессию» (3–7 лет), «предчувствие» профессионального выбора (8–11 лет), профессиональное самоопределение или формирование профессиональных намерений (12–17 лет)]; вузовский этап [получение медицинского образования как «фундамента» профессиональной социализации (1–2 курс), определение желаемой траектории профессионального пути (3–6 курс)]; послевузовский этап [дебют профессиональной деятельности (ординатура), «вызовы профессиональной автономности»].
Заключение. Анализ корпуса нарративов позволил выявить ключевые темпоральные точки траектории профессионального становления молодых врачей в современной ситуации и показал, что становление и профессиональное самоопределение медицинского специалиста определяется не только внутренней мотивацией, но и влиянием социальных агентов (специфичных для каждого этапа), условиями социальной и профессиональной среды.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Надежда Владимировна Присяжная
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова
Автор, ответственный за переписку.
Email: prisyazhnaya_n_v@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0002-5251-130X
SPIN-код: 6930-9377
канд. социол. наук
Россия, МоскваНадежда Юрьевна Вяткина
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Email: vyatkina_n_yu@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0003-3647-0066
SPIN-код: 7649-2912
Россия, Москва; Москва
Список литературы
- Скрябина Е.Н., Никитина Н.М. Преемственность и направленность педагогического процесса в медицинском ВУЗе // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023. Т. 22, № 1S. С. 35-39. EDN: RTGNTI doi: 10.15829/1728-8800-2023-3494
- Каприн А.Д., Костин А.А., Пономаренко Б.Т., Гриднев О.В., Самсонов Ю.В. Психологические аспекты личности врача в процессе его профессионализации // Исследования и практика в медицине. 2015. Т. 2, № 2. С. 81-84. EDN: TXKPZR doi: 10.17709/2409-2231-2015-2-2-81-84
- Присяжная Н.В. Вяткина Н.Ю. Готовность будущих выпускников медицинского ВУЗа к профессиональной деятельности // Саратовский научно-медицинский журнал. 2022. Т. 18, № 4. С. 590-595. EDN: GJEKAU
- Деркачев П.В., Танкабекян Н.А. Опыт формирования региональной системы предуниверситетского медико-биологического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 1. С. 43-56.
- Ткаченко П.В., Черней С.В., Ковалева Е.А. Погружение в атмосферу профессии: из опыта профориентационной работы медицинского ВУЗа // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 125-134. EDN: PQAHPD doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-125-134
- Vivekananda-Schmidt P., Crossley J., Murdoch-Eaton D. A model of professional self-identity formation in student doctors and dentists: a mixed method study // BMC Medical Education. 2015. Vol. 15. P. 83. doi: 10.1186/12909-015-0365-7
- Сипки Х.Р. Эмпатия как фактор достижения профессионализма в деятельности врача // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. № 2. С. 257-274. EDN: ZEIAUL doi: 10.25588/CSPU.2019.64.27.018
- Корнилова О.А., Авдеева Е.А. Как меняется востребованность профессионально-важных качеств будущего врача в условиях цифровизации? // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21, № 1S. С. 16-25. EDN: VFLBVR doi: 10.15829/1728-8800-2022-3133
- Суханов Е.Л., Вальков В.Б., Мамаев Е.А., Прокудин А.М. Готовность студентов медицинского ВУЗа к будущей профессиональной деятельности // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. № 1. С. 480-485. EDN: HDUAXL doi: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p480-485
- Милехин С.М., Дербенев Д.П., Орлов Д.А. Распространенность компонентов профессиональной социализации среди молодых врачей и ее медикосоциальная и психологическая обусловленность // Вятский медицинский вестник. 2019. № 3. С. 72-77. EDN: MPQBSB doi: 10.24411/2220-7880-2019-10016
- Астанина С.Ю. Вопросы реформирования профессионального медицинского образования в России // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21, № 1. С. 107-109. EDN: PFWXNZ doi: 10.15829/1728-8800-2022-3192
- Решетников А.В., Присяжная Н.В. Образование в условиях пандемии: векторы цифровой трансформации // Социологические исследования. 2022. № 4. С. 149-151. EDN: IVSVOX doi: 10.31857/S013216250018694-6
- Forouzadeh M., Kiani M., Bazmi Sh. Professionalism and its role in the formation of medical professional identity // Medical Journal of Islamic Republic of Iran. 2018. Vol. 32, N 12. P. 130. doi: 10.14196/miri.32.130
- Мухарямова Л.М., Жидяевский А.Г., Токранова К.П. Качество высшего образования в медицинских ВУЗах России: представления и оценки студентов // Интеграция образования. 2020. Т. 24, № 2. С. 235-251. EDN: KTLOSM doi: 10.15507/1991-9468.099.024.202002.235-251
- Тимофеева Ю.Н. Особенности адаптивности личности студентов медицинского ВУЗа на разных курсах обучения // Вестник университета. 2021;(6):187-194. doi: 10.26425/1816-4277-2021-6-187-194
- Тимофеев Д.А., Цвигайло М.А., Еремина М.Г., и др. Мотивация труда профессиональных групп медицинской организации // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т. 30, № 1. С. 153-159. EDN: JRIPNO doi: 10.32687/0869-866X-2022-30-1-153-159
- Костикова Л.П., Сиваков М.А., Илюшина А.В. Формирование профессиональной идентичности: предпочтения и оценки студентов медицинского ВУЗа // Перспективы науки и образования. 2023. № 2. С. 85-101. EDN: NFHWER doi: 10.32744/pse.2023.2.5
- Корнилова О.А., Самыкина Е.В., Герасимова Т.В. Особенности становления профессионального самосознания студентов медицинского ВУЗа // Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье. 2019. № 2. С. 200-205. EDN: CJMBFD
- Вайсбург А.В. Модель процесса профессиональной социализации специалиста // Профессиональная ориентация. 2014. № 1. С. 32-43. EDN: TOBWHL
- Милехин С.М., Дербенев Д.П., Орлов Д.А. Распространенность компонентов профессиональной социализации среди молодых врачей и ее медикосоциальная и психологическая обусловленность // Вятский медицинский вестник. 2019. № 3. С. 71-77. doi: 10.24411/2220-7880-2019-10016
- Доника А.Д. Современные тенденции исследований проблемы профессиогенеза на модели медицинских специальностей // Экология человека. 2017. Т. 24, № 2. С. 52-57. EDN: VMQEIB doi: 10.33396/1728-0869-2017-2-52-57
- Price S.L., Sim S.M., Little V., et al. A longitudinal, narrative study of professional socialisation among health students // Med Educ. 2021. Vol. 55, N 4. P. 478-485. doi: 10.1111/medu.14437
- Скрябина Е.Н., Никитина Н.М. Преемственность и направленность педагогического процесса в медицинском ВУЗе // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023. Т. 22, № 1S. С. 3494. EDN: RTGNTI doi: 10.15829/1728-8800-2023-3494
- Kandasamy S., Vanstone M., Colvin E., et al. "I made a mistake!": A narrative analysis of experienced physicians' stories of preventable error // J Eval Clin Pract. 2021. Vol. 27, N 2. P. 236-245.
- Бурдастова Ю.В. Проблемы формализации института наставничества в здравоохранении и пути их решения // Здравоохранение Российской Федерации. 2021. Т. 65, № 5. С. 461-466. EDN: YLBBDN doi: 10.47470/0044-197X-2021-65-5-461-466
- Анализ различных аспектов трудоустройства выпускников — 2021. В: Росстат [Интернет]. Москва: Федеральная служба государственной статистики, 2023. Режим доступа: https://gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr_2021/index.html Дата обращения: 22.12.2022.
- Темницкий А.Л. Мотивационная структура профессиональной деятельности медицинских работников России // Мир России. 2021. Т. 30, № 4. С. 30–52. EDN: QTGWTU doi: 10.17323/1811-038X-2021-30-4-30-52
- Готлиб А.С., Крупец Я.Н., Алмакаева А.М., и др. Процедуры и методы социологического исследования. Практикум. Кн. 2. Качественное социологическое исследование: учебное пособие / под общ. ред. Готлиб А.С. Самара: Самарский университет, 2014.
- Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 1994. № 3-4. С. 34-43. EDN: PFTWDP
- Рождественская Е.Ю. ИНТЕР-энциклопедия: нарративное интервью // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Т. 12, № 4. С. 114-127. EDN: FDKZEU doi: 10.19181/inter.2020.12.4.8
- Практики анализа качественных данных в социальных науках: учеб. пособие / отв. ред. Полухина Е.В. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2023.
- Готлиб А.С. Анализ нарративов в социологии: возможности и проблемы использования // Международный журнал исследований культуры. 2013. № 1. С. 9-14. EDN: RTALVV
- Мид Дж. Аз и Я. В кн.: Американская социологическая мысль / под ред. В.И. Добренькова. Москва: Издательство Московского государственного университета, 1994. 496 с.
- Haller A. The Relationship of Financial Accounting and Tax Accounting in Germany: A Major Reason for Accounting Disharmony in Germany // International Journal of Accounting. 1992. Vol. 7. P. 10-23.
- Olsen B.C., Barron S.L., Gutheil C.M., et al. Understanding the Effect of Bias on the Experience of Women Surgeons: A Qualitative Study // J Am Coll Surg. 2022. Vol. 234, N 6. P. 1064-1072. doi: 10.1097/XCS.0000000000000162
- Byszewski A., Gill J.S., Lochnan H. Socialization to professionalism in medical schools: a Canadian experience // BMC Med Educ. 2015. Vol. 15. P. 204. doi: 10.1186/s12909-015-0486-z
- Кром И.Л., Еругина М.В., Еремина М.Г., и др. Риски здоровью профессиональной группы врачей в современных системах здравоохранения (обзор) // Анализ риска здоровью. 2020. № 2. С. 185-192. doi: 10.21668/health.risk/2020.2.20
- Решетников А.В., Присяжная Н.В., Решетников В.А., Михайловский В.В. Спорт в жизни студентов медицинских ВУЗов России // Социология медицины. 2021. Т. 20, № 2. C. 55-63. EDN: QEXJKM doi: 10.17816/socm100988
- Решетников А.В., Присяжная Н.В., Вяткина Н.Ю. Переход на дистанционный формат обучения в медицинском ВУЗе: мнение студентов о трансформации учебного процесса в начале пандемии COVID-19 // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т. 30, № 3. C. 364-370. EDN: AMNIGW doi: 10.32687/0869-866X-2022-30-3-364-370
- Ткаченко П.В., Черней С.В., Ковалева Е.А. Погружение в атмосферу профессии: из опыта профориентационной работы медицинского ВУЗа // Высшее образование в России. 2020. № 1. С. 125-134. EDN: PQAHPD doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-125-134
Дополнительные файлы
