Траектории профессиональной социализации врача: нарративное интервью. Часть 1

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Обоснование. Медицинское образование выступает одним из наиболее престижных и востребованных на современном этапе, что прежде всего отражается в высоких показателях конкурса при поступлении в медицинские высшие учебные заведения. При этом цифровое развитие института медицины определяет возрастание учебной нагрузки и необходимость расширения диапазона дисциплин, осваиваемых в медицинском высшем учебном заведении.

Цель. Изучение траекторий профессионального становления молодого врача в российской системе здравоохранения в современных условиях.

Методы. Изучение траекторий профессионального становления молодых врачей было реализовано методом нарративного интервью (n=52) в сентябре–декабре 2022 г. на базе Института социальных наук Сеченовского Университета. В исследовании приняли участие молодые врачи-терапевты (n=11), педиатры (n=11), акушеры-гинекологи (n=10), стоматологи (n=10), хирурги (n=10).

Результаты. Анализ массива нарративов позволил выделить 3 ключевых семантико-смысловых блока данных (включающих 7 подгрупп), которые выступили эмпирической основой стандартного сюжета нарративов: довузовский этап [«игра в профессию» (3–7 лет), «предчувствие» профессионального выбора (8–11 лет), профессиональное самоопределение или формирование профессиональных намерений (12–17 лет)]; вузовский этап [получение медицинского образования как «фундамента» профессиональной социализации (1–2 курс), определение желаемой траектории профессионального пути (3–6 курс)]; послевузовский этап [дебют профессиональной деятельности (ординатура), «вызовы профессиональной автономности»].

Заключение. Анализ корпуса нарративов позволил выявить ключевые темпоральные точки траектории профессионального становления молодых врачей в современной ситуации и показал, что становление и профессиональное самоопределение медицинского специалиста определяется не только внутренней мотивацией, но и влиянием социальных агентов (специфичных для каждого этапа), условиями социальной и профессиональной среды.

Об авторах

Надежда Владимировна Присяжная

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

Автор, ответственный за переписку.
Email: prisyazhnaya_n_v@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0002-5251-130X
SPIN-код: 6930-9377

канд. социол. наук

Россия, Москва

Надежда Юрьевна Вяткина

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Email: vyatkina_n_yu@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0003-3647-0066
SPIN-код: 7649-2912
Россия, Москва; Москва

Список литературы

  1. Скрябина Е.Н., Никитина Н.М. Преемственность и направленность педагогического процесса в медицинском ВУЗе // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023. Т. 22, № 1S. С. 35-39. EDN: RTGNTI doi: 10.15829/1728-8800-2023-3494
  2. Каприн А.Д., Костин А.А., Пономаренко Б.Т., Гриднев О.В., Самсонов Ю.В. Психологические аспекты личности врача в процессе его профессионализации // Исследования и практика в медицине. 2015. Т. 2, № 2. С. 81-84. EDN: TXKPZR doi: 10.17709/2409-2231-2015-2-2-81-84
  3. Присяжная Н.В. Вяткина Н.Ю. Готовность будущих выпускников медицинского ВУЗа к профессиональной деятельности // Саратовский научно-медицинский журнал. 2022. Т. 18, № 4. С. 590-595. EDN: GJEKAU
  4. Деркачев П.В., Танкабекян Н.А. Опыт формирования региональной системы предуниверситетского медико-биологического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 1. С. 43-56.
  5. Ткаченко П.В., Черней С.В., Ковалева Е.А. Погружение в атмосферу профессии: из опыта профориентационной работы медицинского ВУЗа // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 125-134. EDN: PQAHPD doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-125-134
  6. Vivekananda-Schmidt P., Crossley J., Murdoch-Eaton D. A model of professional self-identity formation in student doctors and dentists: a mixed method study // BMC Medical Education. 2015. Vol. 15. P. 83. doi: 10.1186/12909-015-0365-7
  7. Сипки Х.Р. Эмпатия как фактор достижения профессионализма в деятельности врача // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. № 2. С. 257-274. EDN: ZEIAUL doi: 10.25588/CSPU.2019.64.27.018
  8. Корнилова О.А., Авдеева Е.А. Как меняется востребованность профессионально-важных качеств будущего врача в условиях цифровизации? // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21, № 1S. С. 16-25. EDN: VFLBVR doi: 10.15829/1728-8800-2022-3133
  9. Суханов Е.Л., Вальков В.Б., Мамаев Е.А., Прокудин А.М. Готовность студентов медицинского ВУЗа к будущей профессиональной деятельности // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. № 1. С. 480-485. EDN: HDUAXL doi: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p480-485
  10. Милехин С.М., Дербенев Д.П., Орлов Д.А. Распространенность компонентов профессиональной социализации среди молодых врачей и ее медикосоциальная и психологическая обусловленность // Вятский медицинский вестник. 2019. № 3. С. 72-77. EDN: MPQBSB doi: 10.24411/2220-7880-2019-10016
  11. Астанина С.Ю. Вопросы реформирования профессионального медицинского образования в России // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21, № 1. С. 107-109. EDN: PFWXNZ doi: 10.15829/1728-8800-2022-3192
  12. Решетников А.В., Присяжная Н.В. Образование в условиях пандемии: векторы цифровой трансформации // Социологические исследования. 2022. № 4. С. 149-151. EDN: IVSVOX doi: 10.31857/S013216250018694-6
  13. Forouzadeh M., Kiani M., Bazmi Sh. Professionalism and its role in the formation of medical professional identity // Medical Journal of Islamic Republic of Iran. 2018. Vol. 32, N 12. P. 130. doi: 10.14196/miri.32.130
  14. Мухарямова Л.М., Жидяевский А.Г., Токранова К.П. Качество высшего образования в медицинских ВУЗах России: представления и оценки студентов // Интеграция образования. 2020. Т. 24, № 2. С. 235-251. EDN: KTLOSM doi: 10.15507/1991-9468.099.024.202002.235-251
  15. Тимофеева Ю.Н. Особенности адаптивности личности студентов медицинского ВУЗа на разных курсах обучения // Вестник университета. 2021;(6):187-194. doi: 10.26425/1816-4277-2021-6-187-194
  16. Тимофеев Д.А., Цвигайло М.А., Еремина М.Г., и др. Мотивация труда профессиональных групп медицинской организации // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т. 30, № 1. С. 153-159. EDN: JRIPNO doi: 10.32687/0869-866X-2022-30-1-153-159
  17. Костикова Л.П., Сиваков М.А., Илюшина А.В. Формирование профессиональной идентичности: предпочтения и оценки студентов медицинского ВУЗа // Перспективы науки и образования. 2023. № 2. С. 85-101. EDN: NFHWER doi: 10.32744/pse.2023.2.5
  18. Корнилова О.А., Самыкина Е.В., Герасимова Т.В. Особенности становления профессионального самосознания студентов медицинского ВУЗа // Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье. 2019. № 2. С. 200-205. EDN: CJMBFD
  19. Вайсбург А.В. Модель процесса профессиональной социализации специалиста // Профессиональная ориентация. 2014. № 1. С. 32-43. EDN: TOBWHL
  20. Милехин С.М., Дербенев Д.П., Орлов Д.А. Распространенность компонентов профессиональной социализации среди молодых врачей и ее медикосоциальная и психологическая обусловленность // Вятский медицинский вестник. 2019. № 3. С. 71-77. doi: 10.24411/2220-7880-2019-10016
  21. Доника А.Д. Современные тенденции исследований проблемы профессиогенеза на модели медицинских специальностей // Экология человека. 2017. Т. 24, № 2. С. 52-57. EDN: VMQEIB doi: 10.33396/1728-0869-2017-2-52-57
  22. Price S.L., Sim S.M., Little V., et al. A longitudinal, narrative study of professional socialisation among health students // Med Educ. 2021. Vol. 55, N 4. P. 478-485. doi: 10.1111/medu.14437
  23. Скрябина Е.Н., Никитина Н.М. Преемственность и направленность педагогического процесса в медицинском ВУЗе // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023. Т. 22, № 1S. С. 3494. EDN: RTGNTI doi: 10.15829/1728-8800-2023-3494
  24. Kandasamy S., Vanstone M., Colvin E., et al. "I made a mistake!": A narrative analysis of experienced physicians' stories of preventable error // J Eval Clin Pract. 2021. Vol. 27, N 2. P. 236-245.
  25. Бурдастова Ю.В. Проблемы формализации института наставничества в здравоохранении и пути их решения // Здравоохранение Российской Федерации. 2021. Т. 65, № 5. С. 461-466. EDN: YLBBDN doi: 10.47470/0044-197X-2021-65-5-461-466
  26. Анализ различных аспектов трудоустройства выпускников — 2021. В: Росстат [Интернет]. Москва: Федеральная служба государственной статистики, 2023. Режим доступа: https://gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr_2021/index.html Дата обращения: 22.12.2022.
  27. Темницкий А.Л. Мотивационная структура профессиональной деятельности медицинских работников России // Мир России. 2021. Т. 30, № 4. С. 30–52. EDN: QTGWTU doi: 10.17323/1811-038X-2021-30-4-30-52
  28. Готлиб А.С., Крупец Я.Н., Алмакаева А.М., и др. Процедуры и методы социологического исследования. Практикум. Кн. 2. Качественное социологическое исследование: учебное пособие / под общ. ред. Готлиб А.С. Самара: Самарский университет, 2014.
  29. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 1994. № 3-4. С. 34-43. EDN: PFTWDP
  30. Рождественская Е.Ю. ИНТЕР-энциклопедия: нарративное интервью // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Т. 12, № 4. С. 114-127. EDN: FDKZEU doi: 10.19181/inter.2020.12.4.8
  31. Практики анализа качественных данных в социальных науках: учеб. пособие / отв. ред. Полухина Е.В. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2023.
  32. Готлиб А.С. Анализ нарративов в социологии: возможности и проблемы использования // Международный журнал исследований культуры. 2013. № 1. С. 9-14. EDN: RTALVV
  33. Мид Дж. Аз и Я. В кн.: Американская социологическая мысль / под ред. В.И. Добренькова. Москва: Издательство Московского государственного университета, 1994. 496 с.
  34. Haller A. The Relationship of Financial Accounting and Tax Accounting in Germany: A Major Reason for Accounting Disharmony in Germany // International Journal of Accounting. 1992. Vol. 7. P. 10-23.
  35. Olsen B.C., Barron S.L., Gutheil C.M., et al. Understanding the Effect of Bias on the Experience of Women Surgeons: A Qualitative Study // J Am Coll Surg. 2022. Vol. 234, N 6. P. 1064-1072. doi: 10.1097/XCS.0000000000000162
  36. Byszewski A., Gill J.S., Lochnan H. Socialization to professionalism in medical schools: a Canadian experience // BMC Med Educ. 2015. Vol. 15. P. 204. doi: 10.1186/s12909-015-0486-z
  37. Кром И.Л., Еругина М.В., Еремина М.Г., и др. Риски здоровью профессиональной группы врачей в современных системах здравоохранения (обзор) // Анализ риска здоровью. 2020. № 2. С. 185-192. doi: 10.21668/health.risk/2020.2.20
  38. Решетников А.В., Присяжная Н.В., Решетников В.А., Михайловский В.В. Спорт в жизни студентов медицинских ВУЗов России // Социология медицины. 2021. Т. 20, № 2. C. 55-63. EDN: QEXJKM doi: 10.17816/socm100988
  39. Решетников А.В., Присяжная Н.В., Вяткина Н.Ю. Переход на дистанционный формат обучения в медицинском ВУЗе: мнение студентов о трансформации учебного процесса в начале пандемии COVID-19 // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т. 30, № 3. C. 364-370. EDN: AMNIGW doi: 10.32687/0869-866X-2022-30-3-364-370
  40. Ткаченко П.В., Черней С.В., Ковалева Е.А. Погружение в атмосферу профессии: из опыта профориентационной работы медицинского ВУЗа // Высшее образование в России. 2020. № 1. С. 125-134. EDN: PQAHPD doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-125-134

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2023


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».