Технология комплексного развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости
- Авторы: Калмыков Д.А.1,2
-
Учреждения:
- Федерация фехтования России
- Центр фехтования Ильгара Мамедова
- Выпуск: Том 30, № 1 (2025)
- Страницы: 234-241
- Раздел: ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- URL: https://journal-vniispk.ru/1810-0201/article/view/297491
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-234-241
- ID: 297491
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. В настоящее время развитие координационных способностей у детей с умственной отсталостью приобретает особое значение, поскольку недостаточный уровень двигательной координации отрицательно влияет на их физическое развитие и социальную адаптацию. Дети с легкой степенью умственной отсталости часто испытывают трудности при выполнении повседневных движений, что ограничивает их самостоятельность и уверенность в себе. Их недостаточное развитие снижает мотивацию к движению и ограничивает функциональные возможности ребенка. Цель исследования – разработка и апробация технологии комплексного развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Материалы и методы. Использовались следующие методы исследования: анализ литературных и документальных источников, педагогический эксперимент, тестирование, а также обработка и анализ экспериментальных данных с применением методов математической статистики. Эти методы позволили глубоко изучить проблему и оценить эффективность предложенной технологии комплексного развития координационных способностей у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Результаты исследования. Был проведен педагогический эксперимент, в рамках которого была разработана и апробирована технология комплексного развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Технология основана на поэтапном, последовательном и параллельном развитии координационных способностей с контролем их формирования на каждом этапе и соответствующими корректирующими воздействиями. Эксперимент длился 10 месяцев. Для оценки эффективности технологии были использованы диагностические тесты, направленные на выявление уровня развития координационных способностей у детей. Сравнительный анализ данных показал положительную динамику в улучшении координационных способностей, что подтверждает эффективность разработанной технологии. Практическое внедрение технологии комплексного развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью началось с пилотажного исследования и анкетирования специалистов. Результаты позволили определить этапы реализации алгоритма, который лег в основу технологии. В ходе восьми этапов были проанализированы изменения координационных показателей в контрольной и экспериментальной группах. Высокие результаты были достигнуты в статическом равновесии, значительные изменения – в динамическом равновесии, пространственной ориентировке и усвоении двигательного ритма. Важной особенностью технологии стало внимание к точности мелкой моторики. Несмотря на умеренные изменения в координации сложных движений, результаты показали значительный прогресс.
Выводы. Исследование подтвердило высокую эффективность разработанного подхода, который можно применять как в адаптивном физическом воспитании, так и в спортивной деятельности для детей с интеллектуальными нарушениями.
Об авторах
Д. А. Калмыков
Федерация фехтования России;Центр фехтования Ильгара Мамедова
Автор, ответственный за переписку.
Email: mr.kalmik@mail.ru
Калмыков Дмитрий Александрович, вице-президент, Федерация фехтования России; преподаватель, Центр фехтования Ильгара Мамедова119992, г. Москва, Лужнецкая наб., 8, стр. 1; 141435, Московская обл., мкр. Новогорск, г. Химки, ул. Ивановская, стр. 55А Россия
Список литературы
Дополнительные файлы
