Потенциал использования сетевых видеоформатов в системе гуманитарного образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Исследован потенциал использования современных сетевых видеоформатов в образовательных практиках, направленных на формирование компетенций в гуманитарной сфере. Значимость изучения этого потенциала обусловлена трансформацией подходов к социализации и формированию знаний о мире под влиянием новых медиа, а также процессом визуализации медиапотребления, отмечаемым исследователями коммуникативных процессов.Материалы и методы. Для достижения поставленных целей исследования применялись сравнительно-типологический и тектологический методы, а также метод анализа контента. Эмпирическая база исследования сформирована на основе образовательного видеоконтента платформы RUTUBE.Результаты исследования. Приведены основные функции сетевого видеоконтента в образовательном процессе. Конкретизированы наиболее эффективные жанры и форматы образовательных видеоблогов. Исследованы средства привлечения и удержания внимания в ходе осуществления образовательных практик. Выявлены основные коммуникативные барьеры, препятствующие формированию компетенций в условиях использования сетевого видеоконтента. Обозначены методы нейтрализации барьеров и способы повышения эффективности формирования знаний, умений и навыков с применением сетевого видеоконтента.Выводы. В ходе исследования установлено, что сетевой видеоконтент имеет значительный образовательный потенциал и может быть использован в учебном процессе в рамках высшей школы. Результаты исследования будут полезны ученым, рассматривающим потенциал использования современных технологий в системе высшего образования, а также педагогам высшей школы.

Об авторах

А. М. Шестерина

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

Email: shesterina8@gmail.com

Список литературы

  1. Чванова М.С. Функциональные возможности цифровой образовательной экосистемы для активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 5. С. 1043-1062. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1043-1062, https://elibrary.ru/rzuauz
  2. Чванова М.С., Киселева И.А., Анурьева М.С. Исследование профессионально-ценностных ориентаций молодежи в условиях интернет-социализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 4. С. 747-769. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-747-769, https://elibrary.ru/jivnit
  3. Фатьянов В.М., Картавцев Д.А. Особенности влияния сетевых интернет-сообществ на ценностные ориентации студенческой молодежи // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 5 (56). С. 58-67. https://doi.org/10.26105/SSPU.2019.56.5.007, https://elib- rary.ru/vvmrhg
  4. Зверева Е.А., Хворова В.А. Трансформация ценностных ориентиров молодежи в современной информационно-коммуникационной среде // Коммуникативные исследования. 2022. Т. 9. № 1. С. 7-28. https://doi.org/10.24147/2413-6182.2021.9(1).7-28, https://elibrary.ru/adfvbn
  5. Прохоров А.В. Медиасреда университета в условиях современных вызовов в сфере высшего образования // Динамика медиасистем. 2022. Т. 2. С. 84-90. https://elibrary.ru/bokmds
  6. Качкаева А.Г., Шомова С.А., Лапина-Кратасюк Е.Г. и др. Мультимедийная журналистика. М.: Высшая школа экономики, 2017. 416 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1189-3, https://elib- rary.ru/xymvjj
  7. Шестерина А.М., Зверева Е.А., Сапунов В.И., Пинчук О.В. Особенности функционирования современных аудиовизуальных медиа. Воронеж, 2018. 256 с. https://elibrary.ru/vpbnyi
  8. Друкер М.М. Медиапотребление современных подростков в условиях цифровой среды (на материале опроса старших школьников Калининградской области) // Знак. Проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1. С. 15-24. https://elibrary.ru/avptdf
  9. Бессарабова М.Л. Видеоблог как феномен массовой культуры // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 6-5 (50). С. 5-10. https://elibrary.ru/vshqhm
  10. Ильченко С.Н. Как нас обманывают СМИ. Манипуляция информацией. СПб.: Питер, 2019. 320 с.
  11. Поздеева А.А. Видеоблог как метод воспитания культуры в обществе // World Science: Problems and Innovations: сб. ст. 35 Междунар. науч.-практ. конф. Саратов: Изд-во СГУ, 2019. С. 114-116. https://elibrary.ru/nhxsav
  12. Вартанова Е.Л. Медиа и город: об актуальных взаимовлияниях // Меди@льманах. 2020. № 1 (96). С. 8-19. https://elibrary.ru/rksksg
  13. Симакова С.И. Визуальный образ в СМИ – формирование медиаэстетики потребителя массовой информации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 3. С. 83-92. https://elibrary.ru/ynmjml
  14. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. М.: Алгоритм, 2010. 560 с.
  15. Дускаева Л.Р. Стилистический анализ в медиалингвистике. М.: Флинта, 2019. 340 с. https://elib- rary.ru/malksw
  16. Дускаева Л.Р., Иванова Л.Ю. Коммуникативная санация в онлайн-комьюнити // Русский язык в современном научном и образовательном пространстве: сб. тез. Междунар. науч. конф., посвящ. 90летию проф. Серафимы Алексеевны Хаврониной. М.: РУДН, 2020. С. 16-18. https://elibrary.ru/qghkhb
  17. Копылова О.Ю., Федорченко К.Е. Современная практика применения цифрового аскетизма // Современные технологии в образовании: актуальные проблемы и тенденции: материалы Всерос. науч.теорет. конф. Ижевск, 2021. С. 205-210. https://elibrary.ru/evuuym
  18. Куликов С.В., Курбатов В.И., Папа О.М. Виртуальная идентичность в формате самоконструирования: информационные ресурсы и информационная субъектность // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2022. № 2. С. 60-67. https://doi.org/10.23672/x3780-1235-1427-e, https://elibrary.ru/xlqont
  19. Yang Y., Lewis E., Newmarch J. Profile-based digital identity management – a better way to combat fraud // 2010 IEEE International Symposium on Technology and Society. Wollongong, 2010. P. 260-267. https://doi.org/10.1109/ISTAS.2010.5514629

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».