Педагогическая грамматика русского языка в ономастическом и когнитивном аспектах
- Авторы: Щербак А.С.1,2, Атавуллаева С.Ж.2
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Самаркандский государственный университет им. Шарофа Рашидова
- Выпуск: Том 28, № 1 (2023)
- Страницы: 39-47
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1810-0201/article/view/297898
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-39-47
- ID: 297898
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Изложены основные черты педагогической грамматики, позволяющей использовать образовательный потенциал имен собственных в обучении русскому языку узбекских студентов, осуществлять воспитательную деятельность – расширять кругозор и спектр ономастических знаний, способствовать формированию ономастической культуры. Доказано, что сложившаяся антропоцентрическая модель в системе современного филологического образования должна включать педагогические аспекты ономастики. Структура общеобязательного знания о категории мужского и женского родов имени существительного в русском языке связана с обозначением лиц разного пола, что отражает один из принципов педагогического описания русского языка – включение максимальной информации, способствующей запоминанию слова и вскрытию культурного своеобразия русского языка, того, что являет собой языковую картину мира. Акцентировано внимание на тот факт, что педагогическое описание ономастической лексики с опорой на основную когнитивную функцию языка позволяет учитывать процесс категоризации, при котором происходит форматирование языкового статуса класса «феминитивов», содержательной категории имен собственных женского рода как новых объектов действительности, что еще не сориентировано на учебное описание этих языковых образований в учебниках для вузов и школ среднего общего образования с узбекским и другими языками обучения. Обосновано, что с позиции педагогической грамматики знания о категории женского рода существительных как о производном русском слове должны формироваться как вторичные новые знания, а первичные знания, связанные со знанием производящего слова, включаться в интерпретацию феминитивов, что соответствует представлению о расширении знаний о русском языке.
Об авторах
А. С. Щербак
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»; Самаркандский государственный университет им. Шарофа Рашидова
Email: ant_scherbak@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4421-1884
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка; профессор кафедры русского языка
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33; 140104, Республика Узбекистан, г. Самарканд, Университетский б-р, 15С. Ж. Атавуллаева
Самаркандский государственный университет им. Шарофа Рашидова
Автор, ответственный за переписку.
Email: saidaatavullaeva196767@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9582-1634
старший преподаватель кафедры русского языка
140104, Республика Узбекистан, г. Самарканд, Университетский б-р, 15Список литературы
- Голованова Е.И. Категория рода как когнитивная матрица // Челябинский гуманитарий. 2013. № 3 (24). С. 25-30. https://elibrary.ru/rpdgrl
- Болдырев Н.Н. Языковые категории как формат знания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 2. С. 25-22. https://elibrary.ru/iiqxrh
- Щербак А.С. Ономастическое сознание как когнитивно-языковая система // Когнитивные исследования языка. 2020. № 3 (42). С. 301-304. https://elibrary.ru/ffvvys
- Щелокова А.А. Ошибка в категоризации рода при речепорождении иностранцев, изучающих русский язык // Неофилология. 2020. Т. 6. № 23. С. 496-502. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-23-496502, https://elibrary.ru/fcjwki
- Овчинникова Е.В., Кузьмина В.М. Влияние гендерных стереотипов на определение рода имен существительного учащимися – носителями китайского языка // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: докл. 9 Междунар. науч-практ. конф. / под ред. М.А. Ивановой. Благовещенск: Благовещ. гос. пед. ун-т., 2019. С. 58-63. https://elibrary.ru/jfdhyo
- Томчани Л.В. Типологические контрасты русского и узбекских языков // Молодой ученый. 2017. № 14 (148). С. 736-738. https://elibrary.ru/yjwtwn
Дополнительные файлы
