Значение интерактивного обучения профессиональной дисциплине по оценкам аспирантов многопрофильного вуза
- Авторы: Попова Н.В.1, Алмазова Н.И.1, Зиновьева О.В.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
- Выпуск: Том 30, № 3 (2025)
- Страницы: 672-689
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1810-0201/article/view/319260
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-3-672-689
- ID: 319260
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Существует множество публикаций по интерактивному обучению, в которых рассматриваются только положительные аспекты этой педагогической модели. В проведенном исследовании интерактивное обучение профессиональной дисциплине в университете рассмотрено более объективно, с учетом критического отношения к нему аспирантов. Цель исследования – определение значимости интерактивного обучения аспирантами многопрофильного вуза.
Материалы и методы. Местом проведения исследования является ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (СПбПУ). Для исследования использовались материалы лекционного курса по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» для всех аспирантов второго курса СПбПУ, презентации, итоговые задания аспирантов по составлению плана интерактивного занятия по профессиональной дисциплине и анкеты по оцениванию особенностей интерактивного обучения. На основе теоретического анализа научной литературы, систематизации существующих педагогических оценок интерактивного обучения (ИО) и мнений аспирантов, оцениваемых по десятибалльной шкале с вычислением среднего арифметического значения, были выявлены и обоснованы педагогические и методические условия его актуализации в учебном процессе современного университета.
Результаты исследования. Рассмотрена тема интерактивного проведения лекций и практических занятий; описана дискуссия по проведению интерактивного обучения с элементами профессионально-ориентированных ролевых игр и ротации ролей обучающихся в течение семестра. Проанализированы результаты анкетирования 125 респондентов по интерактивному обучению профессиональной дисциплине и выявлены его преимущества и ограничения. Наиболее важными преимуществами являются улучшение понимания материала студентами (9,1 баллов) и развитие их коммуникативных профессионально-ориентированных навыков (8,7 баллов), что соответствует преимуществам групповой формы обучения. Основные недостатки и ограничения интерактивного обучения включают повышение трудоемкости подготовки преподавателя к проведению интерактивных занятий (7,3 балла) и сложности организации интерактивного обучения в больших группах (7,3 балла). Показано, что педагогические аспекты ИО необходимо согласовывать с психологическими факторами проведения интерактивного обучения.
Выводы. Реализация интерактивного обучения в современном университете требует пристального внимания исследователей, поскольку оно, по мнению аспирантов, способствует повышению мотивации и углублению профессионализации обучающихся. Положительная оценка интерактивного обучения превалирует над отрицательной, хотя преимущество в 24 % является относительным. При проведении интерактивного обучения необходим тщательный подход к составу групп и распределению профессионально-ориентированных ролей с учетом внутриличностных отношений студентов и их пожеланий.
Об авторах
Н. В. Попова
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Автор, ответственный за переписку.
Email: ninavaspo@mail.ru
Попова Нина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор Высшей школы лингвистики и педагогикиScopus Author ID: 56542653500ResearcherID: U-2377-2018195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 Россия
Н. И. Алмазова
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Email: almazovanadia1@yandex.ru
Алмазова Надежда Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, профессор Высшей школы лингвистики и педагогики, Гуманитарный институт195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 Россия
О. В. Зиновьева
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Email: ovzinovieva@yandex.ru
Зиновьева Ольга Владимировна, старший преподаватель Высшей школы лингвистики и педагогики, Гуманитарный институт195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 Россия
Список литературы
Дополнительные файлы
