Обучение разговорной практике на иностранном языке студентов аграрного вуза на основе технических решений на базе искусственного интеллекта


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Технические решения на базе искусственного интеллекта (ИИ) обладают значительным лингводидактическим потенциалом, позволяющим на их основе формировать компонены профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в рамках предметно-языкового интегрированного обучения. Вместе с тем, несмотря на наличие работ, посвященных интеграции ИИ в развитие речевых умений и формирование языковых навыков речи студентов, вопрос развития умений устного общения в процессе обучения профессиональному иностранному языку студентов аграрного вуза не выступал предметом отдельного исследования. Цель исследования – разработать методику обучения разговорной практике на иностранном языке студентов на основе технических решений на базе искусственного интеллекта.Материалы и методы. В экспериментальном обучении приняли участие студенты направления подготовки 36.05.01 «Ветеринария» Воронежского государственного аграрного университета им. императора Петра I. Участники контрольной группы (КГ) (N = 43) обучались по традиционной методике предметно-языкового интегрированного обучения, а экспериментальной группы (ЭГ) (N = 43) – дополнительно раз в неделю выполняли задания на участие в устной практике на иностранном языке с виртуальным агентом, которым выступила веб-платформа на базе ИИ Character.AI. В центре внимания исследования было развитие девяти умений устного общения. Статистический анализ данных проводился на основе t-критерия Стьюдента.Результаты исследования. Авторская методика обучения разговорной практике на иностранном языке студентов на основе технических решений на базе искусственного интеллекта доказала свою эффективность в отношении развития следующих умений: делать запрос информации на профессиональную тему (t = 2,07; p < 0,05), уточнять информацию на профессиональную тему (t = 3,56; p < 0,05), представлять информацию на профессиональную тему по запросу (t = 2,89; p < 0,05), отвечать на заданные вопросы по теме (t = 2,85; p < 0,05), выражать согласие по обсуждаемому вопросу (t = 3,33; p < 0,05), выражать несогласие по обсуждаемому вопросу (t = 2,61; p < 0,05), аргументировать свою точку зрения (t = 2,07; p < 0,05). Эксперимент не показал эффективности предлагаемой методики в отношении развития таких умений, как инициировать разговор и обмениваться репликами приветствия, завершать разговор по причине того, что эти умения уже были развиты у студентов на высоком уровне к моменту участия в обучении.Выводы. Новизна исследования состоит в разработке поэтапной методики обучения разговорной практике на иностранном языке студентов на основе технических решений на базе искусственного интеллекта, доказавшей свою эффективность. Перспективность исследования заключается в дальнейшем изучении потенциала технических решений на базе ИИ в системном формировании у студентов профессиональных компетенций.

Об авторах

Ю. В. Токмакова

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I»

Email: tokmakova.jul@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8160-8816

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков

Россия, 394087, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1

Е. Л. Макарова

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I»

Автор, ответственный за переписку.
Email: maklena79@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0764-3028

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков

Россия, 394087, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1

Список литературы

  1. Алмазова Н.И., Баранова Т.А., Халяпина Л.П. Педагогические подходы и модели интегрированного обу-чения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидак-тике // Язык и культура. 2017. № 39. С. 116-134. https://doi.org/10.17223/19996195/39/8, https://elibrary.ru/zxrjcd
  2. Сысоев П.В. Дискуссионные вопросы внедрения предметно-языкового интегрированного обучения сту-дентов профессиональному общению в России // Язык и культура. 2019. № 48. С. 349-371. https://doi.org/10.17223/19996195/48/22, https://elibrary.ru/yjnxlx
  3. Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе. Ижевск, 2018. 376 с. https://elibrary.ru/vjpalz
  4. Крылов Э.Г. Речемыслительная контекстно обусловленная деятельность как основа предметно-языкового обучения в неязыковом вузе // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 20-29. https://elibrary.ru/vgqqjr
  5. Попова Н.В., Коган М.С., Вдовина Е.К. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как мето-дология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Вестник Тамбовского универси-тета. Серия Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 173. С. 29-42. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-173-29-42, https://elibrary.ru/wcqupr
  6. Piacentini V. CLIL and Science education. A review for a Language focus in Science teaching // Ricerche di Pedagogia e Didattica. 2021. № 16 (3). P. 113-131. http://doi.org/10.6092/issn.1970-2221/12646
  7. Yang W. Designing a CLIL-based cultural training course to enhance learners’ cultural quotient (CQ) by intro-ducing internationalisation at home (IaH) // Taiwan Journal of TESOL. 2021. № 18 (2). P. 99-131. https://doi.org/10.30397/TJTESOL.202104_18(1).0004
  8. Сысоев П.В., Завьялов В.В. Обучение иноязычному письменному юридическому дискурсу студентов на-правления подготовки «Юриспруденция» // Язык и культура. 2018. № 41. С. 308-326. https://doi.org/10.30397/TJTESOL.202104_18(1).0004, https://elibrary.ru/xymcmx
  9. Ильина О.К. Технология CLIL в обучении английскому языку журналистики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 1. С. 88-98. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-88-98, https://elibrary.ru/kuwgcs
  10. Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомленность, готовность и практика приме-нения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной дея-тельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 9-33. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33, https://elibrary.ru/tzytkm
  11. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика развития иноязычных речевых умений студентов на основе прак-тики с чат-ботом // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63). С. 201-218. https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.13, https://elibrary.ru/fjyhew
  12. Филатов Е.М. Развитие у студентов умений иноязычной коммуникативной деятельности на основе веб-приложения Character.AI // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 5. С. 1248-1260. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1248-1260, https://elibrary.ru/ncusck
  13. Сорокин Д.О. Использование голосовых помощников для развития устных иноязычных речевых умений обучающихся // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 73-77. https://elibrary.ru/rfmsmk
  14. Сорокин Д.О. Использование веб-приложения Character.AI для развития умений иноязычного речевого взаимодействия обучающихся // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 59-65. https://elibrary.ru/kpckof
  15. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика обучения студентов написанию иноязычных творческих работ на основе оценочной обратной связи от искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). С. 115-135. https://doi.org/10.32744/pse.2024.1.6, https://elibrary.ru/tmstly
  16. Коренев А.А. Стратегии использования искусственного интеллекта для предоставления письменной об-ратной связи в обучении иностранному языку // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвис-тика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27. № 2. С. 68-77. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-27-2-5, https://elibrary.ru/hizddu
  17. Guo K., Wang D. To resist it or to embrace it? Examining ChatGPT's potential to support teacher feedback in EFL writing // Education and Information Technologies. 2023. Vol. 29. P. 8435-8463. https://doi.org/10.1007/s10639-023-12146-0, https://elibrary.ru/uafcwb
  18. Mizumoto A., Eguch M. Exploring the potential of using an AI language model for automated essay scoring // Research Methods in Applied Linguistics. 2023. Vol. 2. № 2. Art. 100050. https://doi.org/10.1016/j.rmal.2023.100050, https://elibrary.ru/eiqwqr
  19. Marsh D. Bilingual education and content and language integrated learning. Paris: University of Sorbonne, 1994.
  20. Салехова Л.Л. Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей педагогической школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2008. 44 с. https://elibrary.ru/njimbl
  21. Сысоев П.В., Завьялов В.В. Методические принципы предметно-языкового интегрированного обучения // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 30-39. https://elibrary.ru/cfuofx
  22. Сысоев П.В., Гаврилов М.В., Булочников С.Ю. Матрица технических решений на базе искусственного интеллекта в профессиональной подготовке будущих юристов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025. Т. 30. № 2. С. 336-351. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-336-351, https://elibrary.ru/mcjcfz
  23. Цимерман Е.А., Алмазова Н.И. Реализация предметно-языкового интегрированного обучения в иноязыч-ной подготовке магистрантов управленческого профиля // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 88-94. https://elibrary.ru/glnmmy
  24. Ефимова О.Г., Шевцов Н.Н. Применение цифровых технологий для формирования иноязычной аудиови-зуальной компетенции в животноводстве // Аграрный вестник Верхневолжья. 2022. № 3 (40). С. 112-118. https://doi.org/10.35523/2307-5872-2022-40-3-112-118, https://elibrary.ru/ijenct
  25. Белоусов А.С. Специфика профориентационного обучения иностранному языку на основе интегрирован-ного подхода в системе среднего профессионального образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1 (202). С. 134-142. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-134-142, https://elibrary.ru/datgne
  26. Карев Н.Ю. Технологии ИИ в обучении учащихся профильных классов в рамках интегрированного курса «Информатика и английский язык» // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 47-53. https://elibrary.ru/byjxwh
  27. Сысоев П.В. Этапы разработки учебных материалов для предметно-языкового интегрированного обуче-ния // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 3. С. 169-178. https://elibrary.ru/kvbrcl
  28. Байдикова Т.В., Макарова Е.Л. Отбор и адаптация учебных материалов для предметно-языкового интег-рированного обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 4. С. 833-844. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-833-844, https://elibrary.ru/kcgvzf
  29. Токмакова Ю.В. Предметное содержание обучения английскому языку студентов направления подготов-ки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 183. С. 35-44. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-35-44, https://elibrary.ru/maqpxk
  30. Байдикова Т.В. Предметное содержание обучения иностранному языку в профессиональной сфере сту-дентов направления подготовки «Агроинженерия» на основе интегрированного предметноязыкового обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 184. С. 65-74. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-25-184-65-74, https://elibrary.ru/vupcfh
  31. Соломатина А.Г. Обучение иностранному языку для профессиональных целей на основе модели интег-рированного предметно-языкового обучения в аграрном вузе // Вестник Тамбовского университета. Се-рия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 173. С. 49-57. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-173-49-57, https://elibrary.ru/wcquqh
  32. Байдикова Т.В. Формирование профессионального тезауруса студентов аграрного вуза в процессе рече-вой практики с инструментами искусственного интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025. Т. 30. № 2. С. 352-363. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-352-363, https://elibrary.ru/wlwxbx
  33. Токмакова Ю.В., Саенко Е.С. Использование корректирующей обратной связи от генеративного искусст-венного интеллекта в обучении профессиональному иностранному языку студентов аграрного вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025. Т. 30. № 1. С. 50-66. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30- 1-50-66, https://elibrary.ru/gsffpp

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».