Обучение разговорной практике на иностранном языке студентов аграрного вуза на основе технических решений на базе искусственного интеллекта
- Авторы: Токмакова Ю.В.1, Макарова Е.Л.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I»
- Выпуск: Том 30, № 4 (2025)
- Страницы: 814-827
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1810-0201/article/view/328008
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-4-814-827
- ID: 328008
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Технические решения на базе искусственного интеллекта (ИИ) обладают значительным лингводидактическим потенциалом, позволяющим на их основе формировать компонены профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в рамках предметно-языкового интегрированного обучения. Вместе с тем, несмотря на наличие работ, посвященных интеграции ИИ в развитие речевых умений и формирование языковых навыков речи студентов, вопрос развития умений устного общения в процессе обучения профессиональному иностранному языку студентов аграрного вуза не выступал предметом отдельного исследования. Цель исследования – разработать методику обучения разговорной практике на иностранном языке студентов на основе технических решений на базе искусственного интеллекта.Материалы и методы. В экспериментальном обучении приняли участие студенты направления подготовки 36.05.01 «Ветеринария» Воронежского государственного аграрного университета им. императора Петра I. Участники контрольной группы (КГ) (N = 43) обучались по традиционной методике предметно-языкового интегрированного обучения, а экспериментальной группы (ЭГ) (N = 43) – дополнительно раз в неделю выполняли задания на участие в устной практике на иностранном языке с виртуальным агентом, которым выступила веб-платформа на базе ИИ Character.AI. В центре внимания исследования было развитие девяти умений устного общения. Статистический анализ данных проводился на основе t-критерия Стьюдента.Результаты исследования. Авторская методика обучения разговорной практике на иностранном языке студентов на основе технических решений на базе искусственного интеллекта доказала свою эффективность в отношении развития следующих умений: делать запрос информации на профессиональную тему (t = 2,07; p < 0,05), уточнять информацию на профессиональную тему (t = 3,56; p < 0,05), представлять информацию на профессиональную тему по запросу (t = 2,89; p < 0,05), отвечать на заданные вопросы по теме (t = 2,85; p < 0,05), выражать согласие по обсуждаемому вопросу (t = 3,33; p < 0,05), выражать несогласие по обсуждаемому вопросу (t = 2,61; p < 0,05), аргументировать свою точку зрения (t = 2,07; p < 0,05). Эксперимент не показал эффективности предлагаемой методики в отношении развития таких умений, как инициировать разговор и обмениваться репликами приветствия, завершать разговор по причине того, что эти умения уже были развиты у студентов на высоком уровне к моменту участия в обучении.Выводы. Новизна исследования состоит в разработке поэтапной методики обучения разговорной практике на иностранном языке студентов на основе технических решений на базе искусственного интеллекта, доказавшей свою эффективность. Перспективность исследования заключается в дальнейшем изучении потенциала технических решений на базе ИИ в системном формировании у студентов профессиональных компетенций.
Об авторах
Ю. В. Токмакова
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I»
Email: tokmakova.jul@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8160-8816
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков
Россия, 394087, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1Е. Л. Макарова
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I»
Автор, ответственный за переписку.
Email: maklena79@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0764-3028
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков
Россия, 394087, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1Список литературы
- Алмазова Н.И., Баранова Т.А., Халяпина Л.П. Педагогические подходы и модели интегрированного обу-чения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидак-тике // Язык и культура. 2017. № 39. С. 116-134. https://doi.org/10.17223/19996195/39/8, https://elibrary.ru/zxrjcd
- Сысоев П.В. Дискуссионные вопросы внедрения предметно-языкового интегрированного обучения сту-дентов профессиональному общению в России // Язык и культура. 2019. № 48. С. 349-371. https://doi.org/10.17223/19996195/48/22, https://elibrary.ru/yjnxlx
- Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе. Ижевск, 2018. 376 с. https://elibrary.ru/vjpalz
- Крылов Э.Г. Речемыслительная контекстно обусловленная деятельность как основа предметно-языкового обучения в неязыковом вузе // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 20-29. https://elibrary.ru/vgqqjr
- Попова Н.В., Коган М.С., Вдовина Е.К. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как мето-дология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Вестник Тамбовского универси-тета. Серия Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 173. С. 29-42. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-173-29-42, https://elibrary.ru/wcqupr
- Piacentini V. CLIL and Science education. A review for a Language focus in Science teaching // Ricerche di Pedagogia e Didattica. 2021. № 16 (3). P. 113-131. http://doi.org/10.6092/issn.1970-2221/12646
- Yang W. Designing a CLIL-based cultural training course to enhance learners’ cultural quotient (CQ) by intro-ducing internationalisation at home (IaH) // Taiwan Journal of TESOL. 2021. № 18 (2). P. 99-131. https://doi.org/10.30397/TJTESOL.202104_18(1).0004
- Сысоев П.В., Завьялов В.В. Обучение иноязычному письменному юридическому дискурсу студентов на-правления подготовки «Юриспруденция» // Язык и культура. 2018. № 41. С. 308-326. https://doi.org/10.30397/TJTESOL.202104_18(1).0004, https://elibrary.ru/xymcmx
- Ильина О.К. Технология CLIL в обучении английскому языку журналистики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 1. С. 88-98. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-88-98, https://elibrary.ru/kuwgcs
- Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомленность, готовность и практика приме-нения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной дея-тельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 9-33. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33, https://elibrary.ru/tzytkm
- Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика развития иноязычных речевых умений студентов на основе прак-тики с чат-ботом // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63). С. 201-218. https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.13, https://elibrary.ru/fjyhew
- Филатов Е.М. Развитие у студентов умений иноязычной коммуникативной деятельности на основе веб-приложения Character.AI // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 5. С. 1248-1260. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1248-1260, https://elibrary.ru/ncusck
- Сорокин Д.О. Использование голосовых помощников для развития устных иноязычных речевых умений обучающихся // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 73-77. https://elibrary.ru/rfmsmk
- Сорокин Д.О. Использование веб-приложения Character.AI для развития умений иноязычного речевого взаимодействия обучающихся // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 59-65. https://elibrary.ru/kpckof
- Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика обучения студентов написанию иноязычных творческих работ на основе оценочной обратной связи от искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). С. 115-135. https://doi.org/10.32744/pse.2024.1.6, https://elibrary.ru/tmstly
- Коренев А.А. Стратегии использования искусственного интеллекта для предоставления письменной об-ратной связи в обучении иностранному языку // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвис-тика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27. № 2. С. 68-77. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-27-2-5, https://elibrary.ru/hizddu
- Guo K., Wang D. To resist it or to embrace it? Examining ChatGPT's potential to support teacher feedback in EFL writing // Education and Information Technologies. 2023. Vol. 29. P. 8435-8463. https://doi.org/10.1007/s10639-023-12146-0, https://elibrary.ru/uafcwb
- Mizumoto A., Eguch M. Exploring the potential of using an AI language model for automated essay scoring // Research Methods in Applied Linguistics. 2023. Vol. 2. № 2. Art. 100050. https://doi.org/10.1016/j.rmal.2023.100050, https://elibrary.ru/eiqwqr
- Marsh D. Bilingual education and content and language integrated learning. Paris: University of Sorbonne, 1994.
- Салехова Л.Л. Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей педагогической школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2008. 44 с. https://elibrary.ru/njimbl
- Сысоев П.В., Завьялов В.В. Методические принципы предметно-языкового интегрированного обучения // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 30-39. https://elibrary.ru/cfuofx
- Сысоев П.В., Гаврилов М.В., Булочников С.Ю. Матрица технических решений на базе искусственного интеллекта в профессиональной подготовке будущих юристов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025. Т. 30. № 2. С. 336-351. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-336-351, https://elibrary.ru/mcjcfz
- Цимерман Е.А., Алмазова Н.И. Реализация предметно-языкового интегрированного обучения в иноязыч-ной подготовке магистрантов управленческого профиля // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 88-94. https://elibrary.ru/glnmmy
- Ефимова О.Г., Шевцов Н.Н. Применение цифровых технологий для формирования иноязычной аудиови-зуальной компетенции в животноводстве // Аграрный вестник Верхневолжья. 2022. № 3 (40). С. 112-118. https://doi.org/10.35523/2307-5872-2022-40-3-112-118, https://elibrary.ru/ijenct
- Белоусов А.С. Специфика профориентационного обучения иностранному языку на основе интегрирован-ного подхода в системе среднего профессионального образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1 (202). С. 134-142. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-134-142, https://elibrary.ru/datgne
- Карев Н.Ю. Технологии ИИ в обучении учащихся профильных классов в рамках интегрированного курса «Информатика и английский язык» // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 47-53. https://elibrary.ru/byjxwh
- Сысоев П.В. Этапы разработки учебных материалов для предметно-языкового интегрированного обуче-ния // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 3. С. 169-178. https://elibrary.ru/kvbrcl
- Байдикова Т.В., Макарова Е.Л. Отбор и адаптация учебных материалов для предметно-языкового интег-рированного обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 4. С. 833-844. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-833-844, https://elibrary.ru/kcgvzf
- Токмакова Ю.В. Предметное содержание обучения английскому языку студентов направления подготов-ки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 183. С. 35-44. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-35-44, https://elibrary.ru/maqpxk
- Байдикова Т.В. Предметное содержание обучения иностранному языку в профессиональной сфере сту-дентов направления подготовки «Агроинженерия» на основе интегрированного предметноязыкового обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 184. С. 65-74. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-25-184-65-74, https://elibrary.ru/vupcfh
- Соломатина А.Г. Обучение иностранному языку для профессиональных целей на основе модели интег-рированного предметно-языкового обучения в аграрном вузе // Вестник Тамбовского университета. Се-рия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 173. С. 49-57. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-173-49-57, https://elibrary.ru/wcquqh
- Байдикова Т.В. Формирование профессионального тезауруса студентов аграрного вуза в процессе рече-вой практики с инструментами искусственного интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025. Т. 30. № 2. С. 352-363. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-352-363, https://elibrary.ru/wlwxbx
- Токмакова Ю.В., Саенко Е.С. Использование корректирующей обратной связи от генеративного искусст-венного интеллекта в обучении профессиональному иностранному языку студентов аграрного вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025. Т. 30. № 1. С. 50-66. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30- 1-50-66, https://elibrary.ru/gsffpp
Дополнительные файлы
