Эстетика французского классицизма: между нормой и свободой
- Авторы: Голубков А.В.1
-
Учреждения:
- Институт мировой литературы имени А. М. Горького РАН
- Выпуск: Том 25, № 2 (2025)
- Страницы: 166-173
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/1817-7115/article/view/352144
- DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2025-25-2-166-173
- EDN: https://elibrary.ru/IIHXAM
- ID: 352144
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Настоящая статья посвящена осмыслению эстетики французского классицизма, которая не только предполагает следование нормативам, но также устанавливает «свободу» в качестве ведущего эстетического компонента произведения. В первой части исследования демонстрируется деформированная логика восприятия классицистической эстетики в отечественной филологической науке, которая, как показывается, во многом следовала сложившимся в течение XIX в. французским идеологическим установкам. Французская концептуализация термина «классицизм» проходила в условиях националистической пропаганды, которая навязывала представления о национальном искусстве «Великого века» как о вневременной норме. В американском литературоведении, тем не менее, с середины XX в. утвердилась стратегия восприятия классицизма как эстетики компромисса, выражающейся в сложном сочетании научных и светских тенденций. В процессе анализа классицистических трактатов, созданных в 1670-е гг. («Разговоры Ариста и Евгения» Д. Буура, 1671; «Поэтическое искусство» Н. Буало-Депрео, 1674; «Размышления о “Поэтике” Аристотеля» Р. Рапена, 1674; «Трактат об эпической поэме» Р. Ле Боссю, 1675 и др.), показывается, что наряду с предписаниями правдоподобия, благопристойности, трех единств разрабатываются эстетические стратегии «невыразимого» (le je-ne-sais-quoi), сверхприродного дара (врожденного таланта) как условия творчества. Значительное ме сто уделяется рефлексии вокруг изображения «чудесного» в литературных текстах, которое оказывается значимым элементом декора произведения, а также популяризации категории «возвышенного», во многом связанного с усвоением трактата «О возвышенном» псевдо-Лонгина и его перевода, выполненного братьями Буало. В результате исследования делается вывод, что Буало для разрешения возможных споров вводит важное правило «не всегда следовать правилам», представляющее собой основание классицистической «свободы».
Ключевые слова
Об авторах
Андрей Васильевич Голубков
Институт мировой литературы имени А. М. Горького РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: andreygolubkov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7069-1033
SPIN-код: 2929-8532
Scopus Author ID: 57220173890
ResearcherId: Y-7356-2018
Москва, ул. Поварская, 25А
Список литературы
- История французской литературы: в 4 т. Т. 1: С древнейших времен до революции 1789 г. / под ред. И. И. Анисимова, С. С. Мокульского, А. А. Смирнова. М. ; Л. : АН СССР, 1946. 812 с.
- Виппер Ю. Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века. М. : Изд-во МГУ, 1967. 543 с.
- Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М. : Наука, 1968. 375 с.
- Бояджиев Г. Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М. : Искусство, 1967. 555 с.
- Сигал Н. А. Пьер Корнель: 1606–1684. Л. ; М. : Искусство, 1957. 123 с.
- Сигал Н. А. Мольер. Л. : [б.и.], 1958. 39 с.
- Литературные манифесты западноевропейских классицистов / под ред. Н. П. Козловой. М. : Изд-во МГУ, 1980. 617 с. (Университетская библиотека). EDN: VWKLGT
- Спор о древних и новых: сб. : пер. с фр. / сост., вступит. ст. В. Я. Бахмутского. М. : Искусство, 1985. 471 с. (История эстетики в памятниках и документах).
- Bury E. Le classicisme. L’avènement du modèle littéraire français. 1660–1680. Paris : Nathan, 1993. 128 p.
- Zuber R. Les émerveillements de la raison: Classicismes littéraires du XVIIe siècle français. Paris : Klincksieck, 1997. 321 p.
- Стендаль. Расин и Шекспир // Стендаль. Собр. соч. : в 12 т. Т. 7. М. : Правда, 1978. С. 215–362. (Библиотека «Огонек». Библиотека зарубежной классики).
- Stenzel H. Le “classicisme” français et les autres pays européens // Histoire de la France littéraire : 3 t. T. 2. Classicismes : XVIIe – XVIIIe siècle / dirigé par J.-Ch. Darmon, M. Delon. Paris : PUF, 2006. P. 39–77.
- Peyre H. Qu’est-ce que le classicisme? Paris : Klincksieck, 1965. 313 p.
- Borgerhoff E. B. O. The Freedom of French Classicism. Princeton : Princeton University Press, 1950. 266 p.
- Brody J. Boileau and Longinus. Genève : Droz, 1958. 164 p.
- Brody J. Lectures classiques. Charlottesville : Rookwood Press, 1996. 370 p.
- Rousset J. La littérature à l’âge baroque en France: Circé et le paon. Paris : J. Corti, 1954. 316 p.
- Dandrey P. Les deux esthétiques du classicisme français // Littératures classiques. 1993. № 19. P. 145–170. https://doi.org/10.3406/licla.1993.1744
- Bouhours D. Les entretiens d’Ariste et d’Eugène. Paris : J. Le Jeune, 1671. 474 p.
- Le Bossu R. Traité du poëme épique. Paris : Michel Le Petit, 1675. 646 p.
- Boileau N. Œuvres complètes. Paris : Gallimard, 1966. 1315 p.
- Rapin R. Les réflexions sur la poétique de ce temps et sur les ouvrages des poètes anciens et modernes. Paris : Claude Barbin, 1674. 172 p.
- Буало Н. Поэтическое искусство / пер. Э. Линецкой. М. : Гослитиздат, Ленингр. отд-ние, 1957. 231 с. (Памятники мировой эстетической и критической мысли).
- О возвышенном / пер. Н. А. Чистяковой ; отв. ред. Ф. А. Петровский. М. ; Л. : Наука, 1966. 148 с. (Литературные памятники).
- Rapin R. Du grand ou du sublime dans les mœurs et dans les différentes conditions des hommes. Amsterdam : Pierre Mortier, 1686. 130 p.
Дополнительные файлы



