Медиапрактики «цифрового» поколения: политический контекст

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Объектом исследования, результаты которого представлены в данной статье, стали представители так называемого цифрового поколения российской молодежи (люди, родившиеся в первом десятилетии XXI в.), а предметом – типичные для них медиа практики. Несмотря на то, что в отечественной науке проблемам медиа потребления молодежи традиционно уделяется достаточно много внимания, различные аспекты политического измерения распространенных среди молодых людей форматов взаимодействия с медиа оказываются в фокусе внимания ученых довольно редко. В этой связи целью проведенного исследования было выявление особенностей медиа практик «цифрового» поколения российской молодежи и их влияния на политическое сознание данной социальной группы. Эмпирическую базу анализа составили результаты опросов, проводившихся в 2022–2024 гг. ВЦИОМом, Фондом «Общественное мнение» и Левада-центром (признан в России иностранным агентом), а также самостоятельно проведенных сотрудниками кафедры политических наук Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского онлайн-анкетирований и фокус-групповых интервью, в ходе которых уточнялись отдельные моменты, не затронутые федеральными социологическими службами. В статье представлен краткий обзор новейших исследований медиа практик современной российской молодежи, выделены особенности и тенденции медиа потребления «цифрового» поколения: персонализация получаемого контента, приоритет онлайновых форм распространения информации, ситуативность и ритуализация новостного потребления, высокий уровень технической грамотности молодежной аудитории, увеличение масштабов цифрового эскапизма, мультиэкранное общение и др. Сформулированы конкретные практические рекомендации по возможностям коррекции медиа практик и трансформации медиа потребления молодежи в целях формирования у нее более взвешенных и объективных оценок политической действительности.

Об авторах

Александр Алесандрович Казаков

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: aldr.kazakov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3140-0977
Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83

Список литературы

  1. Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American Prophecy. 1st ed. New York : Broadway Books, 1997. 382 p.
  2. Никитина Т. И., Никитин А. А. Основные аспекты влияния трансформации медиасреды на медиапотребление российской молодежи // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023. № 3 (60). С. 38–43. https://doi.org/10.26907/2079-5912.2023.3.38-43
  3. Полуэхтова И. А. Практики медиапотребления российской молодежи в цифровом обществе (по результатам эмпирического исследования) // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 3. С. 90–107. https://doi. org/10.17805/zpu.2022.3.8
  4. Володенков С. В., Белоконев С. Ю., Суслова А. А. Особенности структуры информационного потребления современной российской молодежи: на материалах исследования среди студентовполитологов Финансового университета // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2021. Т. 23, № 1. С. 31–46. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2021-23-1-31-46, EDN: NBHSIK
  5. Трансформация стратегии и тактики медиакоммуникаций в условиях пандемии / под ред. Л. К. Лободенко, Л. П. Шестеркиной. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2022. 415 с. (Цифровая цивилизация. Медиакоммуникации. Интернет-маркетинг. Вып. 4).
  6. Лучинкина А. И., Петровская М. Н. Социально-психологический портрет геймера // Гуманитарные науки. 2019. № 4 (48). С. 174–179.
  7. Левицкая А. А., Федоров А. В. Медиаобразование студентов педагогических вузов и факультетов как инструмент, противостоящий медийным манипуляционным воздействиям. М. : Директ-Медиа, 2022. 188 с.
  8. Fedorov A. V., Levitskaya A. A., Tselykh M. P., Novikov A. Media Manipulations and Media Literacy Education. Moscow : SM “Information for All”, 2022. 134 p.
  9. Аникина М. Е. Медиапотребление российских школьников: центр и регионы // Меди@льманах. 2017. № 4. С. 50–62.
  10. Давлетшина М. И. Медиапрактики современных детей младшего школьного возраста // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2021. № 5. С. 3–26. https://doi.org/10.30547/vestnik. journ.5.2021.326
  11. Фролова Т. И., Образцова А. Ю. Медиаграмотность школьников в оценке учителей и родителей: результаты исследования // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2017. № 4. С. 58–77.
  12. Вьюгина Д. М. Интернет в ежедневном медиапотреблении цифрового поколения России // Медиаскоп. 2018. Вып. 3. URL: http://www.mediascope. ru/2475 (дата обращения: 10.09.2024). https://doi. org/10.30547/mediascope.3.2018.11, EDN: YRNDRB
  13. Черевко Т. С., Дунас Д. В., Толоконникова А. В. Новости в условиях интернетизации: анализ новостного потребления студентов // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2018. № 1. С. 3–25. https://doi.org/10.30547/vestnik. journ.1.2018.325
  14. ПолуэхтоваИ. А.Динамикамотивационнойструктуры телепотребления россиян // Медиаскоп. 2018. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/2508 (дата обращения: 11.09.2024). https://doi.org/10.30547/mediascope.4.2018.8
  15. Щепилова Г. Г. Потребность аудитории в интернете и традиционных СМИ // Вестник Московского. университета. Серия 10: Журналистика. 2014. № 5. С. 46–54.
  16. Дунас Д. В., Вартанов С. А., Кульчицкая Д. Ю., Салихова Е. А., Толоконникова А. В. Мотивационные факторы медиапотребления «цифровой молодежи» в России: результаты пилотного исследования // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2020. № 2. С. 3–27. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.2.2020.327
  17. Vartanova E. Russian media: A call for theorizing the economic change // Russian Journal of Communication. 2019. Vol. 11, iss. 1. P. 22–36. https://doi.org/10.1080/19 409419.2019.1572531
  18. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М. : Смысл, 2017. 375 с.
  19. Couldry N., Hepp A. The Mediated Construction of Reality. Cambridge : Polity, 2016. 219 p.
  20. Fedorov A., Levitskaya A. Media Education Model Aimed at Effi cient Development of Audience’s Skills to Reasonably Confront the False (or Partially False) Information, Contained in Anti-Russian Ukrainian Internet Communication Resources // Media Education (Mediaobrazovanie). 2021. Vol. 17, iss. 4. P. 612–622. https://doi.org/10.13187/me.2021.4.612
  21. Bykov I., Medvedeva M. Importance of Media Literacy for Political Communication in Russia: A Case of Student Community // Media Education (Mediaobrazovanie). 2022. Vol. 18, iss. 1. P. 24–35. https://doi. org/10.13187/me.2022.1.24
  22. Djumanova S. Media Consumption and Media Literacy Level of Uzbek Youth // Media Education (Mediaobrazovanie). 2022. Vol. 18, iss. 2. P. 157–168. https://doi. org/10.13187/me.2022.2.157, EDN: AIBGUB
  23. Frolova E., Rogach O., Tyurikov A. Student’s Media Competence: New Opportunities to Counteract Information Manipulations in Network Interactions // Media Education (Mediaobrazovanie). 2022. Vol. 18, iss. 3. P. 380–389. https://doi.org/10.13187/me.2022.3.380, EDN: IKQJNZ
  24. Вьюгина Д. М. Особенности медиапотребления цифрового поколения России // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/2386 (дата обращения: 17.06.2024).
  25. Амзин А. А. Особенности медиапотребления // Как новые медиа изменили журналистику: 2012– 2016 : сб. ст. / под ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2016. С. 86–100.
  26. Медиапотребление «цифровой молодежи» в России / под ред. Д. В. Дунаса. М. : Изд-во Московского унта, 2021. 406 с.
  27. Зеленцов М. В. Культура новостного медиапотребления в Рунете: точки входа // Информационное общество. 2022. № 1. С. 38–49. https://doi.org/10.5260 5/16059921_2022_01_38, EDN: BJQUXX
  28. Ефанов А. А., Степанченко В. А. Влияние поколения Z на функционирование института медиа: прогностическая модель // Информационное общество. 2019. № 3. С. 69–73.
  29. Полуэхтова И. А. Исследования аудитории и медиапотребления в цифровой среде: методологические и практические проблемы // Медиаскоп. 2016. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/2199 (дата обращения: 12.09.2024).
  30. Каминченко Д. И. Медиапотребление современной студенческой молодежи: политический аспект // Медиаскоп. 2022. Вып. 3–4. URL: http://www. mediascope.ru/2783 (дата обращения: 12.09.2024). EDN: PSONIA
  31. Кульчицкая Д. Ю., Филаткина Г. С. Фоновое медиапотребление как часть медиапрактик российской «цифровой молодежи» // Медиаскоп. 2021. Вып. 1. URL: http://www.mediascope.ru/2680 (дата обращения: 11.09.2024). https://doi.org/10.30547/mediascope.1.2021.2, EDN: NHZTMI
  32. Hutchens M. J., Hmielowski J. D., Beam M. A., Romanova E. Trust over use: Examining the roles of media use and media trust on misperceptions in the 2016 US presidential election // Mass Communication and Society. 2021. Vol. 24, iss. 5. P. 701–724. https://doi. org/10.1080/15205436.2021.1904262
  33. Авцинова Г. И., Кожевникова М. А. Масс-медиа как институт социализации российской молодежи в условиях информационной войны // PolitBook. 2023. № 3. С. 25–49. EDN: DMKLDG
  34. Филаткина Г. С. Медиапрактики «цифровой молодежи» России в социальных медиа // Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения : статьи участников ежегодного апрельского научного форума (Санкт-Петербург, 21–22 апреля 2022 г.). Т. 1. СПб. : ООО «Медиапапир», 2022. С. 142–144. EDN: NYJPSU
  35. Нурузова М. А. Медиапрактики подростка в аспекте цифрового эскапизма (на материале исследований томских подростков) // Медиаисследования. 2020. № 7. С. 458–465. EDN: NLXXXR
  36. Селезнева А. В. Ценностные доминанты политического самоопределения молодежи: традиционные смыслы в новых условиях // Социодиггер. 2023. Т. 4, вып. 11–12 (30). URL: https://sociodigger.ru/articles/ articles-page/cennostnye-dominanty-politicheskogosamoopredelenija-molodezhi-tradicionnye-smysly-vnovykh-uslovijakh (дата обращения: 11.09.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».