Tram accidents in the Soviet urban everyday life of the 1920s


Cite item

Full Text

Abstract

The article shows the scale of the problem of tram accidents in early Soviet cities, identifies its causes, proposed and implemented measures to eliminate them, and assesses their effectiveness. The main factors of the disasters were disregard for safety rules, mistakes of the tram drivers, a small number of tram cars and their poor quality. Despite a number of measures taken, the issue of creating a safe urban transport system could not be resolved in the unstable economic and social conditions of the 1920s.

About the authors

Ilya Victorovich Sidorchuk

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

ORCID iD: 0000-0001-9760-2443
SPIN-code: 5138-9297
Scopus Author ID: 57193690516
ResearcherId: H-4865-2016
ул. Политехническая, д. 29 литера Б

References

  1. Гербко А. В. Московский трамвай в 1922–23 хозяйственном году / Докл. упр. моск. гор. ж. д. инж. А. В. Гербко пленуму секции Моссовета по М. К. Х. 16 окт. 1923 г. М. : Тип. МКХ, 1923. 16 с.
  2. Берман Л. Трамвай. Л. : Красная газета, 1929. 76 с.
  3. Статистические данные о работе трамвайных предприятий СССР в 1927/28 г. / под ред. П. К. Пешекерова и Ю. К. Гринвальда. М. : Изд-во НКВД РСФСР, 1929. 8 с.
  4. Статистические данные о работе трамвайных предприятий СССР в 1928/29 г. / под ред. П. К. Пешекерова. М. : Мосрекламсправиздат, 1930. 8 с.
  5. Трамвай в Санкт-Петербурге. Научно-справочное издание / под ред. М. В. Мочалова. СПб. : Лики России, 2007. 416 с.
  6. Тархов С. А. История московского трамвая. М. : [Б. и.], 1999. 356 с.
  7. Маршруты и судьбы, 1887–1997: 110 лет саратовскому рельсовому транспорту / под общ. ред. Е. К. Былинкина. Саратов : Кадр, 1997. 128 с.
  8. Запарий В. В. Модернизация городской инфраструктуры Екатеринбурга – Свердловска в 1923–1930 гг. // Экономическая история. 2023. Т. 19, № 4. С. 328–337. https://doi.org/10.15507/2409-630X.063.019.202304.328-337
  9. Фурман Е. Л., Луночкин А. В., Юдина Т. В. Сталинград в конце 1920-х – начале 1930-х гг.: население, жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство города // Экономическая история. 2020. Т. 16, № 2. С. 156–166. https://doi.org/10.15507/2409-630X.049.016.202002.156-166
  10. Маклюков А. В. Электрификация городской инфраструктуры на Дальнем Востоке СССР в 1920-е – 1930-е гг. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2018. № 2 (44). С. 100–112.
  11. Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху, 1920–1930-е годы. М. : Молодая гвардия, 2003. 573 с.
  12. Борьба с несчастными случаями на трамваях // Красная газета. Вечерний выпуск. 1925. 6 января. № 5 (693). С. 5.
  13. Несчастные случаи с людьми на линии городских железных дорог // Бюллетень Ленинградского губернского отдела статистики. 1927. № 16. С. 290.
  14. Новосельский С. Естественное движение населения в Ленинграде в 1926 г. // Бюллетень Ленинградского губернского отдела статистики. 1927. № 16. С. 147–174.
  15. Отчет о работе треста Московской городской железной дороги за 1928/29 г. и контрольные цифры на 1929/30 г. [М.] : Мосрекламсправиздат, [1929]. 48 с.
  16. Московский трамвай на путях пятилетки (По материалам 5-й произв. конференции). М. : Изд-е треста МГЖД и ОТЭ МОО Союза коммунальщиков, 1930. 113 с.
  17. Жертвы движения // Красная газета. Вечерний выпуск. 1930. 28 мая. № 124 (2482). С. 3.
  18. Смерть под трамваем // Красная газета. Вечерний выпуск. 1926. 5 февраля. № 32 (1036). С. 5.
  19. Задавленный трамваем // Нижегородская коммуна. 1925. 21 января. № 17. С. 7.
  20. Жертвы трамваев // Красная газета. Вечерний выпуск. 1927. 22 сентября. № 256 (1574). С. 3.
  21. Жертвы движения // Вечерняя Москва. 1928. 11 октября. № 237 (1447). С. 4.
  22. Шесть жертв трамвая // Красная газета. Вечерний выпуск. 1927. 20 сентября. № 254 (1572). С. 3.
  23. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. Р-52 (Народный суд 1-го отделения 1-го Городского района г. Петрограда). Оп. 4. Д. 272.
  24. Сидорчук И. В. Наука и техника в сатирических изданиях Российской империи 1870–1910-х гг. // Былые годы. 2020. Т. 55, № 1. С. 188–205. https://doi.org/10.13187/bg.2020.1.188
  25. Любишь кататься // Бегемот. 1925. № 11. С. 11.
  26. Шоломович А. Об алкогольном либерализме, трамвайных прорывах и промфинплане // Культура и быт. 1931. № 4. С. 18.
  27. жертв трамвая // Красная газета. Вечерний выпуск. 1927. 11 октября. № 275 (1593). С. 3.
  28. Шалаев. На антиалкогольном фронте // Большевик. 1929. 28 июня. № 10. С. 4.
  29. ЦГА СПб. Ф. Р-810 (Народный суд 4-го отделения города Ленинграда). Оп. 2. Д. 271.
  30. Друскин С. Борьба с несчастными случаями на трамваях // Гигиена и здоровье рабочей и крестьянской семьи. 1928. № 1. С. 11.
  31. Истребов. Почему кондукторы не берут штрафы // За образцовый трамвай (Листок выездных редакций: «Саратовский рабочий», «Даешь комбайн» и «Вожатый». 1932. 26 декабря. № 4. С. 1.
  32. ЦГА СПб. Ф. Р-810. Оп. 2. Д. 134.
  33. ЦГА СПб. Ф. Р-819 (Народный суд 13-го отделения города Ленинграда). Оп. 1. Д. 1908.
  34. Кудряшёв А. В. Детские шалости советских подростков на городском транспорте // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 5. С. 39–44. https://doi.org/10.15293/1813-4718.1805.04
  35. Воззвание Бегемота // Бегемот. 1925. № 21. С. 9.
  36. ЦГА СПб. Ф. Р-1963 (Управление Уполномоченного Народного комиссариата финансов по Северо-Западной области и финансовый отдел Ленинградского губернского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов). Оп. 1. Д. 34.
  37. Привести в порядок трамвайное движение (по письмам рабочих) // Саратовский рабочий. 1932. № 55. 4 октября. С. 2.
  38. Скибневский. Как улучшить трамвайное движение. (Беседа с начальником службы движения трампарка тов. Гузановым // Саратовский рабочий. 1932. 4 октября. № 55. С. 2.
  39. Хармс Д. Утро // Хармс Д. Полное собрание сочинений : в 4 т. Т. 2 Проза и сценки. Драматические произведения. СПб. : Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. С. 27–31.
  40. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Ф. Р-218 (Коллекция рукописей произведений для эстрады и цирка). Оп. 2. Д. 150.
  41. ЦГА СПб. Ф. Р-53 (Народный суд 2-го отделения 1-го Городского района г. Петрограда). Оп. 9. Д. 1031.
  42. ЦГА СПб. Ф. Р-134 (Народный суд 7-го отделения г. Ленинграда). Оп. 3. Д. 1003.
  43. ЦГА СПб. Ф. Р-134. Оп. 4. Д. 1526.
  44. ЦГА СПб. Ф. Р-52. Оп. 5. Д. 981.
  45. Низовцев Г. Наше утро. (Бытовой набросок) // Красный студент. 1925. С. 19–21.
  46. Государственный архив Республики Татарстан (ГАРТ). Ф. П-624 (Первичная организация КПСС Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина). Оп. 1. Д. 65.
  47. Правила пользования городскими жел. дор. и автобусными сообщениями МКХ // Трамвайный и автобусный путеводитель. 4-е изд. М. : Издательство М. К. Х., 1928. С. 10–12.
  48. Правила пользования городскими железными дорогами, 17 июля 1923 г.: [листовка]. [Пг.]: Тип. Откомхоза, [1923, июль, 21]. 1 с.
  49. Катехизис вагоновожатого. Пермь : Тип. «Уралполиграф», 1930. 15 с.
  50. Руководство для вагоновожатых. Ростов-на-Дону : Азово-Черноморское изд-во, 1934. 40 с.
  51. Инструкция-руководство для вагоновожатых. Псков : Тип. «Пск. Колхозник», 1932. 47 с.
  52. Помни, что путешествие в трамвае стоит трамвайного билета // Гигиена и здоровье рабочей и крестьянской семьи. 1928. № 7. С. 13.
  53. Граждане! Берегите свою жизнь и здоровье // Бегемот. 1925. № 3. С. 13.
  54. Резолюции, принятые X Всесоюзной трамвайной конференцией в Киеве 15–20 июня 1933 г. М. : Гострансиздат, 1933. 32 с.
  55. Шпильрейн И. Н. Испытания профессиональной пригодности вагоновожатых Московского трамвая в лаборатории промышленной психотехники // Гигиена труда. 1925. № 11. С. 52–64.
  56. Дьяков И. Н., Петровский Н. В. Психотехника в коммунальном деле и местном транспорте: Психотехнические испытания шоферов, вагоновожатых, контролеров, кондукторов и учеников школ местного транспорта. Психотехнич. лаборатория Моск. коммунальн. хоз-ва. М. : Мосрекламсправиздат, [1928]. 110 с.
  57. Стоюхина Н. Ю. Психотехник городской среды И. Н. Дьяков (к 130-летию со дня рождения) // Институт психологии Российской Академии наук. Организационная психология и психология труда. 2021. Т. 6, № 4. С. 156–178. https://doi.org/10.38098/ipran.opwp_2021_21_4_007
  58. Сапего М. Г., Шушарин И. Про трамвайную трагедию у Московской заставы в Ленинграде 1 декабря 1930 года. 2-е изд. СПб. : Красный матрос, 2020. 78 с.
  59. Сегодня начинается «декада безопасности» // Красная газета. Вечерний выпуск. 1930. 1 декабря. С. 4.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».