Концептуальные основы создания электронного сервиса «Оценка эффективности деятельности классного руководителя»
- Авторы: Аксёнов С.И.1, Лощилова А.А.1, Катушенко О.А.1
-
Учреждения:
- Нижегородский педагогический университет имени Козьмы Минина
- Выпуск: Том 20, № 2 (2023)
- Страницы: 141-152
- Раздел: Направления модернизации образования
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/253307
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.2.11
- ID: 253307
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Раскрыты и обоснованы концептуальные основы электронного сервиса по оценке эффективности деятельности классного руководителя, актуальность создания которого обусловлена стратегическими приоритетами современного образования, целями и задачами развития государства и общества. Концепция электронного сервиса реализует ключевые положения авторской методики оценки эффективности деятельности классного руководителя, обеспечивающей возможность конструирования траектории оценивания в зависимости от запросов и потребностей классного руководителя и администрации образовательной организации. Обозначены возможности конструирования траектории оценки эффективности деятельности классного руководителя в аспекте реализации комплексной и дифференцированной процедуры оценивания, в том числе включающей самооценку. Определены теоретические положения, подходы и принципы разработки электронного сервиса, представлены цель, функционал, роли, содержание, процедура оценки, форма и структура представления результатов. Обоснована процедура оценки эффективности деятельности классного руководителя, включающая выбор количества оцениваемых направлений деятельности, экспертного трека и диагностического инструментария. Охарактеризована форма представления результатов проведения процедуры оценивания по выбранной траектории, включающая индивидуальный итоговый отчет по каждому оцениваемому классному руководителю, а также сводный отчет эффективности деятельности всех классных руководителей образовательной организации.
Отмечается, что в индивидуальном итоговом отчете отображается эффективность деятельности классного руководителя по инвариантным направлениям деятельности; по каждому из критериев и показателей оценки даются рекомендации по профессионально-личностному развитию. По результатам исследования авторы пришли к выводу о том, что электронный сервис по оценке эффективности деятельности классного руководителя должен обеспечить независимость, объективность и комплексность оценочных процедур, проведение мониторинга эффективности воспитательной деятельности и позволяет соотнести самооценку и экспертную оценку. Также в статье раскрыты принципы дизайна, требования к безопасности, возможности и перспективы использования электронного сервиса в системе общего и дополнительного профессионального образования.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Иванович Аксёнов
Нижегородский педагогический университет имени Козьмы Минина
Email: aksen_82@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6983-077X
SPIN-код: 5484-3903
Scopus Author ID: 56900926900
ResearcherId: K-1975-2017
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой «Общая и социальная педагогика»
Россия, 603005, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1Анна Александровна Лощилова
Нижегородский педагогический университет имени Козьмы Минина
Email: annet_787@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая и социальная педагогика»
Россия, 603005, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1Ольга Александровна Катушенко
Нижегородский педагогический университет имени Козьмы Минина
Автор, ответственный за переписку.
Email: olga.katushenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1692-1528
преподаватель кафедры «Общая и социальная педагогика»
Россия, 603005, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1Список литературы
- Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 03.02.2023).
- Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402676/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 04.02.2023).
- Указ президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/docs/all/128943/ (дата обращения: 04.03.2023).
- Граничин О.Н., Кияев В.И. Информационные технологии в управлении. – М.: БИНОМ, 2008. – 336 с.
- Чунина А.Е., Синицина Д.Г., Коноплева В.С. Цифровизация в системе управления образовательным учреждением // Калининградский вестник образования. – 2020. – № 1. – С. 78–83.
- Фролова С.В., Перевощикова Е.Н., Самерханова Э.К. Концептуальные основы создания цифровой платформы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10. – № 4 [Электронный ресурс]. – URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/index (дата обращения: 05.10.2022).
- Полупан К.Л. Управление качеством образования студентов на основе развивающей компьютерной диагностики: Автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Караганда (Казахстан), 2006. – 30 с.
- Письмо Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 декабря 2020 г. №№ СК-578/08, 01-350/13-01 «О снижении документационной нагрузки учителей» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371589/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/ (дата обращения: 09.09.2022).
- Нечаев М.П. Оценка эффективности деятельности классных руководителей: основные подходы и методика // Воспитание школьников. – 2010. – № 10. – С. 9–17 [Электронный ресурс]. – URL: http://gorono-ozersk.ru/node/262/ (дата обращения: 11.09.2022).
- Селиванова Н.Л. Воспитание в современном обществе: взгляд на проблему // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 1 (28). – С. 18–19 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25631291&ysclid=l6aoklyazh452085566 (дата обращения: 12.09.2022).
- Степанов П.В. Структура воспитательной деятельности педагога: Монография. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогический поиск, 2018. – 216 с.
- Степанов П.В., Степанова И.В. Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007548115?ysclid=l6aomfzkrr319614537 (дата обращения: 12.09.2022).
- Слепко Ю.Н. Параметры оценки эффективности профессиональной деятельности // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 2, Т. 2 (Психолого-педагогические науки). – С. 216–220 [Электронный ресурс]. – URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2011_2pp/51.pdf?ysclid=l6amurieav821418267 (дата обращения: 05.10.2022).
- Николина В.В., Аксёнов С.И., Арифулина Р.У. и др. Оценка эффективности деятельности классного руководителя: методология, теория и практика: Монография. – Нижний Новгород, 2021. – 182 с.
- Николина В.В., Лощилова А.А., Аксёнов С.И. и др. Критериальная база внутренней и внешней оценки эффективности деятельности классного руководителя // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 5 (53). – С. 569–590.
Дополнительные файлы
