Особенности развития речи детей, рожденных с помощью операции кесарева сечения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Нарушения речевого развития у детей представляют собой междисциплинарную проблему, которая актуальна в настоящее время и требует изучения вероятных факторов риска. Среди причин возникновения патологии речи некоторые исследователи выделяют и способ родоразрешения. В статье приведены данные эмпирического исследования особенностей развития речи у детей, рожденных с помощью операции кесарева сечения и не имевших при рождении перинатальной патологии. Исследование проводилось на выборке 104 детей раннего возраста, из них 77 детей, рожденных естественным способом, и 27 детей, рожденных с помощью операции кесарева сечения. В ходе исследования были использованы методы наблюдения, опроса родителей и тестирования детей с использованием методик «Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста» (Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л.) и «Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев» (адаптированный вариант шкалы KID-R и RCDI -2000). Результаты исследования позволяют сделать вывод от том, что дети, рожденные с помощью операции кесарева сечения, не имеют статистически значимых отличий от детей, рожденных естественным способом, по всему возрастному диапазону. При этом анализ динамики развития речи показал, что в начале раннего возраста имеются качественные различия в развитии активной речи между группами, но концу раннего возраста эти различия нивелируются. Также стоит отметить, что при анализе развития активной речи в каждой группе было выявлено значительное количество детей, имеющих отставание в развитии, что требует дополнительно анализа причин и проведения необходимой коррекционной работы с ними.

Об авторах

Екатерина Александровна Бабина

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: katushaosa@yandex.ru

аспирант кафедры психологии развития

Россия, 614068, Пермь, ул. Букирева, 15

Светлана Юрьевна Жданова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Email: svetlanaur@gmail.com

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Психология развития»

Россия, 614068, Пермь, ул. Букирева, 15

Список литературы

  1. Оленева М.А. Эффективность внедрения современных перинатальных технологий в оптимизации здоровья матерей и новорожденных: дис. ... канд. мед. наук. – М., 2006. – 115 с.
  2. Жданова С.Ю., Бабина Е.А. К вопросу о влиянии перинатального периода на психическое развитие детей раннего возраста // Развитие человека в современном мире. – 2021. – № 2. – С. 22–30.
  3. Сухих Г.Т., Серов В.Н. Сборник тезисов Пленума правления Российского общества акушеров-гинекологов и XIII Регионального научно-образовательного форума «Мать и Дитя». – М., 2020. – 238 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mediexpo.ru/fileadmin/user_upload/content/pdf/thesis/md2020reg-abstracts.pdf (дата обращения: 15.11.2023).
  4. Barre N., Morgan A., Doyle L.W. Language abilities in children who were very preterm and/or very low birth weight: a meta-analysis // J Pediatr. 2011. Vol. 158 (5). Pр. 766–774.
  5. Ревякина Ю.В., Ярославцева И.В. Особенности умственного и психомоторного развития детей раннего возраста, рожденных с помощью абдоминального способа родоразрешения // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 7. – № 1. – С. 30–38.
  6. Елисеева М.Б. Лексический взрыв в речи ребенка раннего возраста как стимул развития морфологии // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. – Екатеринбург, 2015. – № 4. – С. 65–75.
  7. Детско-родительское взаимодействие и развитие ребенка раннего возраста / под ред. Л.В. Токарской: колл. монография. – Екатеринбург, 2019. – 206 с.
  8. Криницкая О.И. Педагогическая технология преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения: дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2010.
  9. Карпушкина Н.В., Золотова И.С. Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63–4. – С. 288–291.
  10. Вудмаска О.А., Морозова В.В. Особенности развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Специальное образование. – 2014. – Т. 1. – № X. – С. 24–27.
  11. Гринина Е.С., Жигалкина К.Г. Особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Науч. ред. В.П. Крючков; ред.-сост. Т.А. Бочкарева, О.В. Кощеева. – Саратов: Саратовский источник, 2017. – С. 311–315.
  12. Бахчеева Е.Н., Никитина С.А., Будилова В.Ю. Особенности социализации детей с тяжелыми нарушениями речи // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – № Т35. – С. 18–21.
  13. Белоусова М.В., Уткузова М.А., Гамирова Р.Г. и др. Перинатальные факторы в генезе речевых нарушений у детей // Практическая медицина. – 2013. – № 1 (66). – С. 117–120.
  14. Резцова Е.Ю., Черных А.М. Анализ генеалогического, акушерско-биологического и социального анамнезов дошкольников с речевыми нарушениями // Новые исследования. – 2010. – С. 55–65.
  15. Vuković M. Diferencijalne karakteristike jezičkih poremećaja kod dece. II Kongres logopeda Srbije: Govorno-jezički poremećaji razvojnog doba. Beograd, 2015. Zbornik radova. Udruženje logopeda Srbije, Beograd, 2015; 11–36.
  16. Korpilahti P., Kaljonen A., Jansson-Verkasalo E. Identification of biological and environmental risk factors for language delay: The Let’s Talk STEPS study. Infant Behav Dev 2016; 42:27–35.
  17. Stanton-Chapman L., Chapman D.A., Bainbridge N.L., Scott K.G. Identification of early risk factors for language impairment. Res Dev Disabil 2002; 23(6): 390–405.
  18. Синельщикова А.В., Маслова Н.Н. Ведущие перинатальные факторы, оказывающие влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста // Медицинский альманах. – 2014. – № 3 (33). – С. 95–97.
  19. Maksimović S. Učestalost carskog reza kod majki dece sa poremećajima govora, jezika, učenja i ponašanja. Tematski zbornik radova: Specifičnost oštećenja sluha – nove tendencije. 2020; 31–48.
  20. Tešić J. et al. The relationship between risk factors and speech-language disorders in children aged four to six years. Biomedicinska istraživanja. 2023. Vol. 14. No. 1.
  21. Лозинская А.В. Анализ особенностей психического развития детей, рожденных с помощью кесарева сечения // Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии: Материалы Третьей международной научно-практической конференции. Белгород, БелГУ, 9–12 окт. 2007 г. / Под. ред. В.А. Москвина. – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2007. – С. 49–53.
  22. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2009. – 164 с.
  23. Герман Д.Г., Михлин В.М., Королькова Н.М. и др. Динамика нервно-психического развития детей, родившихся с помощью кесарева сечения // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2008. – № 9. – C. 12–24.
  24. Горячева Т.Г., Сафонкина А.В. Нейропсихологический анализ сформированности высших психических функций у детей, рожденных с помощью кесарева сечения // Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии: Материалы Третьей международной научно-практической конференции. Белгород, БелГУ, 9–12 окт. 2010 г. / под. ред. В.А. Москвина. – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2010. – С. 37–43.
  25. Зеленина И.В. Особенности когнитивной сферы у детей 7 лет, рожденных с помощью планового кесарева сечения // European Social Science Journal. – 2016. – № 6. – С. 236–241.
  26. Кошелева Е.А. «Кесарята»: психологические особенности подростков, рожденных путем кесарева сечения // Психологическая газета. – 1997. – № 10 (25). – С. 41–54.
  27. Султанова А.С. Последствия кесарева сечения для психического онтогенеза ребенка // Хрестоматия по перинатальной психологии: психология беременности, родов и послеродового периода: учеб. пособие / сост. А.Н. Васина. – М.: Изд-во УРАО, 2005. – С. 223–232.
  28. Цыбелова Э.М. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия у доношенных новорожденных, извлеченных путем операции кесарева сечения: дис. ... канд. мед. наук. – Иркутск, 2009. – 169 с.
  29. Ahlqvist V.H. et al. Caesarean section and its relationship to offspring general cognitive ability: a registry-based cohort study of half a million young male adults. Evidence-Based Mental Health. 2022. Vol. 25. No. 1. Рр. 7–14.
  30. Curran E.A. et al. Birth by caesarean section and school performance in Swedish adolescents-a population-based study. BMC pregnancy and childbirth. 2017. Vol. 17. No. 1. Рр. 1–10.
  31. Тумаева Т.С., Герасименко А.В., Балыкова Л.А. Постнатальная перестройка центральной гемодинамики у детей, рожденных оперативным путем // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2015. – № 1. – С. 32–37.
  32. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и патологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с.
  33. Денисенко А.С. Роль кесарева сечения в формировании ОНР и логоневрозов // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – № 10. – С. 137–138.
  34. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста / под ред. В.А. Доскина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://karagai-edu.ru/upload/versions/24502/37724/Metodika_diagnostiki_NPR_polnyj_variant.pdf 2023 (дата обращения: 14.12.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бабина Е.А., Жданова С.Ю., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».