Основные методологические подходы к формированию универсальных компетенций студентов технических университетов
- Авторы: Тучкова А.С.1
-
Учреждения:
- Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
- Выпуск: Том 19, № 4 (2022)
- Страницы: 31-46
- Раздел: Теория педагогики
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/255349
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.4.3
- ID: 255349
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья освещает теоретические положения, описывающие основные методологические подходы к формированию компетенций, которые предусмотрены современными федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования с учетом профессиональных стандартов (ФГОС ВО (3++)) — бакалавриат по направлениям подготовки укрупненной группы 090000 Информатика и вычислительная техника: компетентностного, системно-деятельностного и информационного подходов в образовании и педагогической науке. Выделяются отличия проанализированных ФГОС ВО (3++) от более ранних образовательных стандартов в аспекте формируемых результатов образовательной деятельности. Уточняется само понятие компетенции, анализируются приведенные в отечественной и зарубежной литературе взгляды ученых на содержание данного термина. Результат образовательной деятельности рассматривается как совокупность компетенций, сформированных в процессе образовательной деятельности, направленных на реализацию и применение профессиональных навыков будущего специалиста в определенной предметной области. Обращается внимание на возможности перечисленных методологических подходов к организации и реализации образовательного процесса в формировании межпредметных и надпредметных компетенций, что требуется современными условиями: будущий специалист должен быть конкурентоспособен, отвечать запросам работодателя, иметь возможности к самореализации и пр. Данные возможности описываются на примере учебных планов, принятых к реализации в ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики». Обосновывается необходимость интеграции отдельных подходов в целях эффективной реализации образовательной деятельности. Отмечается, что необходимость эффективной организации современного цифрового образовательного процесса требует научного обоснования. В связи с этим сегодня отмечается развитие цифровой дидактики, нового и актуального направления педагогической науки.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Анна Сергеевна Тучкова
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Автор, ответственный за переписку.
Email: annatuchkova2014@gmail.com
Россия, Самара
Список литературы
- Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., и др. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. 93 с. [дата обращения: 05.05.2022]. Режим доступа: http
- Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие. Москва: Издательство «Эйдос», 2013. 73 c.
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: Издательство ИКАР, 2009. 448 c.
- Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. C. 34–41.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 c.
- Серякова С.Б. Компетентносный подход в образовании: от теории к практике // Информация и образование: границы коммуникаций. 2011. № 3. С. 121–125.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. C. 20–26.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Москва: Когито-Центр, 2002. С. 281–296.
- Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 72 c.
- Зеер Э.Ф. Компетентностный подход в образовании // Образование и наука. 2005. № 3. С. 27–40.
- Медведев В.П., Татур Ю.Г. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 46–56.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
- Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–14.
- Баранова Е.В., Лаптев В.В., Симонова И.В. Педагогическая компетентность магистров информационных технологий // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 11. С. 8–11.
- Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: материалы семинара / под ред. А.В. Великановой. Самара: Профи, 2001. C. 28–32.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва: Высшая школа, 1990. 117 c.
- Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 2006. 49 c.
- Новикова Г.П. Методологические подходы к исследованию инновационных процессов в образовании: системно-деятельностный подход // Материалы VI Международной научной конференции: «Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве»; Август 19–20, 2009; Римини. Москва: МАНПО, 2009. С. 36–38.
- Штанько В.И. Информация. Мышление. Целостность: монография. Харьков, 1992. 144 c.
- Гилева Т.А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 2. С. 22–35. doi: 10.17122/2541-8904-2019-2-28-22-35
Дополнительные файлы
