Организационно-педагогические условия формирования профессионального имиджа учителя в контексте стандартизации образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В структуре современных стандартов образования одним из важных и востребованных компонентов, повышающих эффективность педагогической деятельности, становится профессиональный имидж педагога. Актуализируется значимость формирования профессионального имиджа учителя, который не только способствует эффективности профессиональной деятельности, но и оказывает влияние на восприятие представителя педагогического труда участниками образовательных отношений. В процессе формирования профессионального имиджа учителя в условиях стандартизации образования должны быть обеспечены соответствующие этой задаче организационно-педагогические условия. Определено понятие организационно-педагогических условий формирования профессионального имиджа учителя. Проведенный анализ теоретических исследований педагогических условий формирования профессионального имиджа учителя опирается на требования к педагогической деятельности федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта «Педагог», что позволило определить актуальные организационно-педагогические условия формирования профессионального имиджа учителя в условиях стандартизации образования. В ходе исследования были выявлены объективные организационные условия формирования профессионального имиджа: стандартизация образовательного процесса и создание полисубъектной образовательной среды, а также субъективные педагогические условия, способствующие данному процессу: формирование мотивации учителей к профессиональному развитию и формированию профессионального имиджа; развитие профессиональной и имиджевой компетентности учителя; развитие имиджевой саморефлексии в профессиональной деятельности педагогов.

Об авторах

Екатерина Викторовна Шаруева

Московский городской педагогический университет, Самарский филиал

Автор, ответственный за переписку.
Email: eb3011@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8954-9363

аспирант кафедры «Педагогика». Московский городской педагогический университет, Самарский филиал, Самара, Российская Федерация

Россия, Самара

Список литературы

  1. Kasprzhak A.G., Isaeva N., Harris A., Jones M. Managing to Lead? Contemporary Perspectives on Principals’ Practices in Russia. The Wiley International Handbook of Educational Leadership. Wiley-Blackwell. 2017. Ch. 21. Pр. 397–414.
  2. Атаманская К.И. Эволюция дефиниции имиджа в научных исследованиях // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2015. – № 17. – С. 23–27.
  3. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 19.12.2020).
  4. Чернова Е.С., Левшина Н.И. Организационно-педагогические условия реализации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. – URL: href=»https://scienceforum.ru/2016/article/2016020861»>https://scienceforum.ru/2016/article/2016020861 (дата обращения: 27.10.2020).
  5. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с.
  6. Симонова И.Ф. Педагогика имиджа: Монография. – СПб: Ультра Принт, 2012. – 304 с. С. 4–26 [Электронный ресурс]. – URL: http://simmerk.ru/ (дата обращения: 20.03.2018).
  7. Семенова Л.М. Маркетинг в рекламе. Имиджбилдинг: учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 141 с. (Сер.: Профессиональное образование).
  8. Перетрухина И.С. Имидж науки: теоретический анализ проблематики // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2017. – Т. 6. – № 2А. – С. 119–127.
  9. Stark M. Creating a positive professional image. Working knowledge: Business research for business leaders. 2005.
  10. Шаронин Ю.В. Стандартизация образования: проблемное поле модернизации российского профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6 [Электронный ресурс]. – URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25975 (дата обращения: 17.09.2020).
  11. Панасюк В.П. Многоуровневая междисциплинарная методология и концепция стандартизации в сфере образования // Ведущие идеи, подходы и механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников: сб. науч. ст. / под науч. ред. В.А. Мелехина, С.И. Назаровой. – СПб., 2014. – С. 7–15.
  12. Вачков И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал ВШЭ. – 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polisubektnoe-vzaimodeystvie-v-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 13.09.2020).
  13. Коваленко Е.В., Коваленко В.И., Соколова О.А. Полисубъектное взаимодействие как механизм развития образовательной системы // Наука. Искусство. Культура. – 2015. – № 3 (7). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polisubektnoe-vzaimodeystvie-kak-mehanizm-razvitiya-obrazovatelnoy-sistemy (дата обращения: 07.10.2020).
  14. Поташник М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой: Метод. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 320 с.
  15. Коблева А.Л., Морозова Т.П. Андрагогический подход к формированию мотивации профессионально-педагогической деятельности педагогов // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1, ч. 6. – С. 116–119.
  16. Serikov V., Mikhailova N., Scherbakova M. Teacher professional growth resources in the age of education informatization. International Conferenze “Education Enviroment for the Informatijn Age” (EEIA–2017). 2017.
  17. Профессионально-личностное развитие педагога в контексте профессионального стандарта: учеб. пособие. – Ставрополь: Изд-во «АРГУС» Ставропольского государственного аграрного университета, 2018. – 207 с.
  18. Kunter M., Klusmann U., Baumert J., Richter D., Voss T., Hachfeld A. Professional competence of teachers: Effects on instructional quality and student development. Journal of Educational Psychology. 2013. No. 105 (3). Pр. 805–820.
  19. Печеркина А.А., Сыманюк Э.Э., Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т [б.и.], 2011. – 233 с.
  20. Сысоева Е.Ю. Имиджевая компетентность преподавателя вуза: сущность и структура // Вестник Самарского государственного университета. – 2014. – № 1 (112) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzhevaya-kompetentnost-prepodavatelya-vuza-suschnost-i-struktura (дата обращения: 16.12.2019).
  21. Захарова С.Н. Имидж педагога как составляющая профессиональной компетентности // Молодой ученый. – 2016. – № 5.1 (109.1). – С. 16–18 [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/109/26316/ (дата обращения: 16.12.2019).
  22. Молчкова И.В. Психологическое сопровождение профессионального развития педагога: учеб. пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 130 с.
  23. Бездухов В.П., Носков И.А. О многоуровневом характере педагогической рефлексии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – Т. 17, № 1(3). – С. 552–556.
  24. Чупина В.А., Федоренко О.А. Теория и практика профессиональной педагогической рефлексии: монография. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. – 200 с.
  25. Шустова И.Ю. Значение рефлексии в профессиональной воспитательной деятельности педагога // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 1 (28) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-refleksii-v-professionalnoy-vospitatelnoy-deyatelnosti-pedagoga (дата обращения: 21.11.2020).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шаруева Е.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».