Организационно-педагогические условия формирования профессионального имиджа учителя в контексте стандартизации образования
- Авторы: Шаруева Е.В.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет, Самарский филиал
- Выпуск: Том 18, № 2 (2021)
- Страницы: 101-112
- Раздел: Направления модернизации образования
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/64362
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.2.8
- ID: 64362
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В структуре современных стандартов образования одним из важных и востребованных компонентов, повышающих эффективность педагогической деятельности, становится профессиональный имидж педагога. Актуализируется значимость формирования профессионального имиджа учителя, который не только способствует эффективности профессиональной деятельности, но и оказывает влияние на восприятие представителя педагогического труда участниками образовательных отношений. В процессе формирования профессионального имиджа учителя в условиях стандартизации образования должны быть обеспечены соответствующие этой задаче организационно-педагогические условия. Определено понятие организационно-педагогических условий формирования профессионального имиджа учителя. Проведенный анализ теоретических исследований педагогических условий формирования профессионального имиджа учителя опирается на требования к педагогической деятельности федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта «Педагог», что позволило определить актуальные организационно-педагогические условия формирования профессионального имиджа учителя в условиях стандартизации образования. В ходе исследования были выявлены объективные организационные условия формирования профессионального имиджа: стандартизация образовательного процесса и создание полисубъектной образовательной среды, а также субъективные педагогические условия, способствующие данному процессу: формирование мотивации учителей к профессиональному развитию и формированию профессионального имиджа; развитие профессиональной и имиджевой компетентности учителя; развитие имиджевой саморефлексии в профессиональной деятельности педагогов.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Екатерина Викторовна Шаруева
Московский городской педагогический университет, Самарский филиал
Автор, ответственный за переписку.
Email: eb3011@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8954-9363
аспирант кафедры «Педагогика». Московский городской педагогический университет, Самарский филиал, Самара, Российская Федерация
Россия, СамараСписок литературы
- Kasprzhak A.G., Isaeva N., Harris A., Jones M. Managing to Lead? Contemporary Perspectives on Principals’ Practices in Russia. The Wiley International Handbook of Educational Leadership. Wiley-Blackwell. 2017. Ch. 21. Pр. 397–414.
- Атаманская К.И. Эволюция дефиниции имиджа в научных исследованиях // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2015. – № 17. – С. 23–27.
- Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 19.12.2020).
- Чернова Е.С., Левшина Н.И. Организационно-педагогические условия реализации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. – URL: href=»https://scienceforum.ru/2016/article/2016020861»>https://scienceforum.ru/2016/article/2016020861 (дата обращения: 27.10.2020).
- Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с.
- Симонова И.Ф. Педагогика имиджа: Монография. – СПб: Ультра Принт, 2012. – 304 с. С. 4–26 [Электронный ресурс]. – URL: http://simmerk.ru/ (дата обращения: 20.03.2018).
- Семенова Л.М. Маркетинг в рекламе. Имиджбилдинг: учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 141 с. (Сер.: Профессиональное образование).
- Перетрухина И.С. Имидж науки: теоретический анализ проблематики // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2017. – Т. 6. – № 2А. – С. 119–127.
- Stark M. Creating a positive professional image. Working knowledge: Business research for business leaders. 2005.
- Шаронин Ю.В. Стандартизация образования: проблемное поле модернизации российского профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6 [Электронный ресурс]. – URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25975 (дата обращения: 17.09.2020).
- Панасюк В.П. Многоуровневая междисциплинарная методология и концепция стандартизации в сфере образования // Ведущие идеи, подходы и механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников: сб. науч. ст. / под науч. ред. В.А. Мелехина, С.И. Назаровой. – СПб., 2014. – С. 7–15.
- Вачков И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал ВШЭ. – 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polisubektnoe-vzaimodeystvie-v-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 13.09.2020).
- Коваленко Е.В., Коваленко В.И., Соколова О.А. Полисубъектное взаимодействие как механизм развития образовательной системы // Наука. Искусство. Культура. – 2015. – № 3 (7). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polisubektnoe-vzaimodeystvie-kak-mehanizm-razvitiya-obrazovatelnoy-sistemy (дата обращения: 07.10.2020).
- Поташник М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой: Метод. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 320 с.
- Коблева А.Л., Морозова Т.П. Андрагогический подход к формированию мотивации профессионально-педагогической деятельности педагогов // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1, ч. 6. – С. 116–119.
- Serikov V., Mikhailova N., Scherbakova M. Teacher professional growth resources in the age of education informatization. International Conferenze “Education Enviroment for the Informatijn Age” (EEIA–2017). 2017.
- Профессионально-личностное развитие педагога в контексте профессионального стандарта: учеб. пособие. – Ставрополь: Изд-во «АРГУС» Ставропольского государственного аграрного университета, 2018. – 207 с.
- Kunter M., Klusmann U., Baumert J., Richter D., Voss T., Hachfeld A. Professional competence of teachers: Effects on instructional quality and student development. Journal of Educational Psychology. 2013. No. 105 (3). Pр. 805–820.
- Печеркина А.А., Сыманюк Э.Э., Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т [б.и.], 2011. – 233 с.
- Сысоева Е.Ю. Имиджевая компетентность преподавателя вуза: сущность и структура // Вестник Самарского государственного университета. – 2014. – № 1 (112) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzhevaya-kompetentnost-prepodavatelya-vuza-suschnost-i-struktura (дата обращения: 16.12.2019).
- Захарова С.Н. Имидж педагога как составляющая профессиональной компетентности // Молодой ученый. – 2016. – № 5.1 (109.1). – С. 16–18 [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/109/26316/ (дата обращения: 16.12.2019).
- Молчкова И.В. Психологическое сопровождение профессионального развития педагога: учеб. пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 130 с.
- Бездухов В.П., Носков И.А. О многоуровневом характере педагогической рефлексии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – Т. 17, № 1(3). – С. 552–556.
- Чупина В.А., Федоренко О.А. Теория и практика профессиональной педагогической рефлексии: монография. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. – 200 с.
- Шустова И.Ю. Значение рефлексии в профессиональной воспитательной деятельности педагога // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 1 (28) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-refleksii-v-professionalnoy-vospitatelnoy-deyatelnosti-pedagoga (дата обращения: 21.11.2020).
Дополнительные файлы
