Оценка влияния методов обучения на уровень функциональной грамотности
- Авторы: Биткина И.К.1
-
Учреждения:
- Волгоградский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- Выпуск: Том 19, № 1 (2022)
- Страницы: 35-48
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/76141
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.1.3
- ID: 76141
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Настоящая статья содержит результаты исследования по оценке влияния методов обучения на уровень функциональной грамотности студентов. Актуальность проводимого исследования определяется значимостью разработки научной основы для подготовки современных программ обучения высшего образования, направленных на развитие «жестких» и «гибких» навыков будущих специалистов. На основе анализа отечественных и зарубежных научных источников и накопленного педагогического опыта выявлены особенности и составляющие понятия «функциональная грамотность», на основании чего сделан вывод о комплексном характере данного понятия. Данный характер позволяет применять различные формы оценки достижения составляющих понятия «функциональная грамотность», что реализовалось в ходе нашего эксперимента, результаты которого нашли отражение в настоящей статье. В настоящее время в педагогической науке в неполной степени исследовано влияние различных форм обучения на уровень функциональной грамотности студентов. Целью исследования являлась оценка влияния методов обучения на уровень функциональной грамотности учащихся. Базовым методом исследования является научный эксперимент. В качестве материала эксперимента выступали классические и инновационные (интерактивные) формы и технологии проведения практических занятий. В качестве объекта исследования были выбраны две группы студентов, обучающихся по направлению «Экономика» на выпускном курсе. Для достижения цели исследования проведено последовательное многоэтапное исследование. По результатам исследования сделаны рекомендации о возможности применения различных форм обучения с целью повышения функциональной грамотности обучающихся. Раскрыты возможности применения интерактивных форм обучения для повышения функциональной грамотности студентов социогуманитарных направлений подготовки.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ирина Константиновна Биткина
Волгоградский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: bitkinai@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-1917-7570
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы»
Россия, ВолгоградСписок литературы
- Арзуманова Н.В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе // Известия РГПУ им. Герцена. – 2009. – № 113. – С. 86–90.
- Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – № 1. – С. 179–185.
- Фролова П.И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетенции у студентов // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2014. – № 1. – С. 182–186.
- Рудик Г.А., Жайтапова А.А., Стог С.Г. Функциональная грамотность – императив времени // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2014. – № 1. – Т. 12. – С. 94–107.
- Мягкова Е.Ю. Моделирование внутреннего метаязыка как средство диагностики функциональной неграмотности // Слово и текст: психолингвистический подход. – 2015. – № 15. – С. 44–51.
- Пронина Е.В. Функциональная грамотность: ключевые понятия и дидактическое обеспечение // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. – М.: Международная академия наук педагогического образования, 2020. – С. 591–594.
- Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Ментальная регуляция познавательных состояний в интеллектуальной деятельности подростков // Сибирский психологический журнал. – 2018. – № 70. – C. 6–16.
- Вершловский С.Г., Матюшина Н.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. – 2007. – № 5 (277). – С. 140–144.
- Жилевская С.В., Юницкая Ю.Ю., Шепелина О.Б. Понимание иноязычного текста как одна из ключевых составляющих функциональной грамотности // Актуальные вопросы современного иноязычного образования: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. / Науч. ред. И.А. Андреева; отв. ред. С.А. Малахова. – Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2020. – С. 169–173.
- Ковалева Г.С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – № 2. – С. 31–43.
- Мартыненко О.О., Черная И.П., Антонов А.Г. Инновационные решения в организации образовательного процесса в вузе // Университетское управление: практика и анализ. – 2005. – С. 24–34.
- Мягкова Е.Ю. Моделирование внутреннего метаязыка как средство диагностики функциональной неграмотности // Слово и текст: психолингвистический подход. – 2015. – № 15. – С. 44–51.
- Parker R.M., Baker D.W., Nurss J.R. The test of functional health literacy in adults – a new instrument for measuring patients literacy skills. Journal of general internal medicine. 1995. No. 10 (10). Рр. 537–541.
- Perry K.H., Shaw D.M., Tham Y.S.S. Adult Functional Literacy: Prominent Themes, Glaring Omissions, and Future Directions. Journal of language and literacy education. 2017. No. 13 (2).
- Perry K.H.; Shaw D.M.; Tham Y.S.S. The «Ofcourseness» of Functional Literacy: Ideologies in Adult Literacy. Journal of literacy research. 2018. No. 50 (1). Рр. 74–96.
- Фещенко Т.С. Оценивание как управленческий и дидактический ресурсы формирования и совершенствования функциональной грамотности школьников // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. – М.: Международная академия наук педагогического образования, 2020. – С. 66–70.
- Ряписова А.Г., Чепель Т.Л. Исследование эффективности образовательного процесса в условиях инклюзивной практики // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – С. 226–232.
- Сборник информационных и методических материалов для педагогов [Электронный ресурс]. – URL: https://fmc.hse.ru/data/2020/06/29/1610374147 (дата обращения: 12.01.2021).
- Рудакова Д.Т. Сторителлинг как современная технология персонализации в цифровой среде // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. М.: Международная академия наук педагогического образования, 2020. – С. 297–302.
- Алехин И.А., Тренин И.В. Педагогические условия повышения эффективности образовательного процесса на основе интеграции информационных и дидактических ресурсов // Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем: Материалы XII международной научной конференции. – 2016. – С. 10–16.
- Якимова Е.Б., Розова Н.Б., Праг В.А. Обучение работе с графической и табличной информацией по физике как средство развития функциональной грамотности школьников // Современные проблемы и перспективы обучения математике, физике, информатике в школе и вузе: Межвузовский сборник научно-методических трудов / Отв. ред. С.Ф. Митенева. – Вологда: Вологодский государственный университет, 2020. – С. 154–159.
- Cencelj Z., Аbersek B., Abersek M.K. Metacognitive model for developing science, technology and engineering functional Literacy. Journal of baltic science education. 2020. No. 19 (2). Рp. 220–233.
- Cencelj Z., Аbersek M.K., Flogie A. Role and meaning of functional science, technological and engineering literacy in problem-based learning. Journal of Baltic science education. 2019. No. 18 (1). Рр. 132–146.
- Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З. Преемственность дисциплин кафедры по направлению «Прикладная информатика и межпредметная координация как фактор повышения эффективности образовательного процесса» // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: материалы 73-й международной научно-технической конференции / Под ред. В.М. Колокольцева. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, 2015. – С. 145–149.
- Григораш О.В. Повышение эффективности управления качеством образовательного процесса // Высшее образование в России. – 2013. – № 1. – С. 72–79.
- Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Макарова М.В., Тишков Д.С. Современное состояние образовательного процесса в вузах и пути повышения его эффективности // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. – С. 17–25.
- Витвицкая Л.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005. – № 10. – С. 77–82.
Дополнительные файлы
