Создание алгоритма для предсказания наличия недостоверной информации в социальных сетях на русском языке

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Развитие способов передачи информации от пользователя к пользователю, таких как социальные сети, привело к тому, что количество недостоверной информации достигает рекордных показателей. Данная проблема касается не только обычных пользователей социальных сетей, но и средств массовой информации, которые в качестве источника информации могут обращаться к подобным сообщениям. Распространение ложной информации приводит как к проблемам финансовым, так и к опасности жизнедеятельности человека. Отследить данные сообщения вручную уже почти не представляется возможным, и в связи с этим требуется создать алгоритм, который способен выполнять этот процесс автоматически. Целью данной работы является попытка создать подобный алгоритм для русского языка методами машинного обучения. В качестве данных, на которых основаны модели, взята выборка данных, которая прошла процесс ручной аннотации. Выборка прошла процесс подготовки и балансировки. Из этой выборки были получены 29 атрибутов, которые можно разделить на 3 категории: пользователя, текста и распространения. Эти атрибуты и были применены для получения классифицирующих моделей, которые способны предсказывать с достаточно большой вероятностью. Результатом данной работы стал алгоритм для предсказания наличия недостоверной информации в сообщении социальной сети.

Об авторах

А. А. Черняев

Тюменский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: a.a.chernyaev@utmn.ru
аспирант, ассистент, инженер-исследователь кафедры программной и системной инженерии 625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, 6

А. Г. Ивашко

Тюменский государственный университет

Email: a.g.ivashko@utmn.ru
доктор технических наук, профессор кафедры программной и системной инженерии 625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, 6

Список литературы

  1. Pennycook G. The Psychology of Fake News. Trends in Cognitive Sciences. 2021. Vol. 25. P. 321–357. doi: 10.1016/j.tics.2021.02.007.
  2. Banda Juan M., Tekumalla Ramya, Wang Guanyu, Yu, Jingyuan Liu, Tuo Ding, Yuning, Artemova, Katya Tutubalina, Elena & Chowell Gerardo. A large-scale COVID-19 Twitter chatter dataset for open scientific research - an international collaboration (Version 67) [Data set]. Zenodo. doi: 10.5281/zenodo.5000423.
  3. Черняев А.А. 2019. Математическое моделирование оценки достоверности слухов в средствах массовой информации / А.А. Черняев, А.Г. Ивашко // Вестник Тюменского государственного университета. Физико-математическое моделирование. Нефть, газ, энергетика. 2019. Т. 5, № 4(20). С. 181–199. doi: 10.21684/2411-7978-2019-5-4-181-199. EDN SQYEWN.
  4. Chernyaev A. Spryiskov A. Ivashko A., Bidulya Y. A Rumor Detection in Russian Tweets. 2020. P. 108–118. doi: 10.1007/978-3-030-60276-5_11.
  5. Eismann K. Diffusion and persistence of false rumors in social media networks: implications of searchability on rumor self-correction on Twitter. Journal of Business Economics. 2021. Vol. 91. P. 1299–1329. DOI: 91. 10.1007/ s11573-020-01022-9.
  6. Vosoughi S. Automatic detection and verification of rumors on Twitter. 2015. P. 1–147.
  7. Иванова Г.Ф. О мнениях и оценках / Г.Ф. Иванова // Известия Российского госу-дарственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 8, № 41. С. 25–31. EDN JXKQIX.
  8. Емельянова О.Н. Бранная и вульгарная лексика в толковых словарях русского языка // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 4(34). С. 126–130. EDN VDKKMN.
  9. Рамазанова Р.З. Вводно-модальные слова как средство выражения уверенности в современном русском языке // Филология и культура. 2020. № 2(60). С. 77–82. doi: 10.26907/2074-0239-2020-60-2-77-82. EDN PWAYJW.
  10. Селезнёва Е.В. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия: содержание и объем понятия // Филология на стыке научных эпох: сб. статей памяти доктора филол. наук, проф. Анатолия Михайловича Ломова / Автономная некоммерческая организация по оказанию издательских и полиграфических услуг. Воронеж: "Наука–Юнипресс", 2020. С. 158–164. EDN HESCYX.
  11. Шульга М.В. 2002. Количественная оценочность в газетно-публицистическом тексте // Вестник МГУЛ – Лесной вестник. 2002. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kolichestvennaya-otsenochnost-v-gazetno-publitsisticheskom-tekste (дата обращения: 22.02.2023).
  12. Туманова А.Б. Категория времени в современной науке: анализ и интерпретация / А.Б. Туманова, Т.В. Павлова, Н.Ю. Зуева // Неофилология. 2019. Т. 5, № 18. С. 131–138. doi: 10.20310/2587-6953-2019-5-18-131-138. EDN EAONIK.
  13. Lachowicz D. Библиотека для Python Enchant. URL: https://abiword.github.io/ enchant/ (дата обращения: 22.02.2023).
  14. Vicenzi A. Библиотека для Python Emojis. URL: https://emojis.readthedocs.io/en/latest/ (дата обращения: 22.02.2023).
  15. Jahanbakhsh-Nagadeh Z., Feizi-Derakhshi MR., Ramezani M. A model to measure the spread power of rumors. J Ambient Intell Human Comput. 2022. doi: 10.1007/s12652-022-04034-1.
  16. Castillo C., Mendoza M., Poblete B. Information credibility on Twitter. Proceedings of the 20th International Conference on World Wide Web. 2011. P. 675–684. 10.1145/ 1963405.1963500.
  17. Chawla N., Bowyer K., Hall L., Kegelmeyer P. Smote: synthetic minority over-sampling technique. Journal of artificial intelligence research. 2002. Vol. 16. P. 321–357, doi: 10.1613/jair.953.
  18. Черняев А.А., Ивашко А.Г. Математическое моделирование оценки доверия к сообщению в социальных сетях на русском языке // Прикладная информатика. 2023. Т. 18, № 4. С. 121–132. doi: 10.37791/2687-0649-2023-18-4-121-132.
  19. Kumar A., Sangwan S.R., Nayyar A. Rumour veracity detection on twitter using particle swarm optimized shallow classifiers. Multimed Tools Appl 78, 2019. Vol. 78. P. 24083–24101. doi: 10.1007/s11042-019-7398-6.
  20. Kennedy J., Eberhart R. Particle swarm optimization. Proceedings of ICNN'95 – International Conference on Neural Networks, Perth, WA, Australia, 1995, pp. 1942–1948 Vol. 4, doi: 10.1109/ICNN.1995.488968.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».