Ценностные ориентации молодежи: по результатам социологического исследования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена значимостью изучения ценностных ориентаций современной молодежи, которые во многом определяют будущее развитие общества. В периоды социально-экономических и политических трансформаций общественного развития пристальное изучение ценностей и ценностных ориентаций молодежи как особой социальной группы может помочь в прогнозировании возможностей и путей развития современного социума. В статье представлены результаты социологического исследования ценностей современной российской молодежи, формирующих ценностные ориентации, которые определяют поведение индивидов и социальных групп. Авторское социологическое исследование позволило выявить приоритетные жизненные ценности российской молодежи, а также значимые качества, которыми должны обладать молодые люди. Одновременно с приоритетными ценностями были исследованы и причины неуверенности молодежи в будущем. Анализируя результаты исследования можно утверждать о приоритетности рациональных (материальных) ценностей в ценностных ориентациях современной российской молодежи.

Об авторах

С. В. Толмачева

Тюменский индустриальный университет

Email: svtolm@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7808-0050

Л. В. Ребышева

Тюменский индустриальный университет

Email: svtolm@gmail.com

Э. В. Давлетшина

Тюменский индустриальный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: svtolm@gmail.com

Список литературы

  1. Белоножко, М. Л. Социология культуры : монография / М. Л. Белоножко, Л. В. Ребышева, С. С. Ситёва. – Тюмень : ТИУ. – 2022. – 164 с. – Текст : непосредственный.
  2. Лапин, Н. И. Базовое взаимодействие людей и гражданско-общественная культура как предмет изучения / Н. И. Лапин. – doi: 10.31857/S013216250014468-7. – Текст : непосредственный // Социологические исследования. – 2021. – № 5. – С. 104–115.
  3. Жуйкова, Т. П. Идеи ценностей, их развитие в общей аксиологии / Т. П. Жуйкова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 21 (80). – С. 632–634.
  4. Нагой, Ф. Н. Теории ценностей и проблема целостности мировоззрения личности / Ф. Н. Нагой. – doi: 10.17072/2078-7898/2017-1-20-28. – Текст : непосредственный // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2017. – № 1 (29). – С. 20–28.
  5. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика : монография / П. А. Cорокин. – Москва : Академический проект. – 2020. – 988 с. – Текст : непосредственный.
  6. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – Москва : Политиздат, 1992. – 543 с. – Текст : непосредственный
  7. Антоновский, А. Ю. «Система социологии» Питирима Сорокина и системно-коммуникативный подход / А. Ю. Антоновский, Р. Э. Бараш. – doi: 10.14515/monitoring.2021.6.1950. – Текст : непосредственный // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены, 2021. – № 6 (166). – С. 528–548.
  8. Тюгашев, Е. А. Современная социальная философия : под путеводной звездой Питирима Сорокина / Е. А. Тюгашев. – doi: 10.31119/hrtg.2019.2.5. – Текст : непосредственный // Наследие. – 2019. – № 2 (15). – С.73–88.
  9. Колосова, В. В. Социологические подходы к изучению ценностей личности в процессе профессиональной деятельности / В. В. Колосова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 9 (113). – С. 999–1002.
  10. Литвин, В. В. Трансформация социокультурных детерминант в контексте модернизации культурного пространства / В. В. Литвин. – Текст : непосредственный // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. – 2014. – № 1 (6). – С. 9–12.
  11. Кирьякова, А. В. Взаимосвязь ценностных ориентаций и креативности как аксиологический ресурс модернизации университетского образования / А. В. Кирьякова, В. В. Мороз. – Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2015. – № 1. – С. 57–68.
  12. Ростовская, Т. К. Ценностные ориентиры современной молодежи : особенности и тенденции : монография / Т. К. Ростовская, Т. Б. Калиев. – Москва : Русайнс. – 2019. – 228 с. – Текст : непосредственный.
  13. Проблемы формирования мировоззрения молодежи : ценностный аспект / С. В. Толмачева, Л. Б. Осипова, О. В. Третьякова, И. В. Толстоухова. – Тюмень : ТИУ. – 2019. – 167 с. – Текст : непосредственный.
  14. Толмачева, С. В. Динамика приоритетных ценностей россиян / С. В. Толмачева, Э. В. Давлетшина. – doi: 10.31660/1993-1824-2022-4-132-141. – Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2022. – Т. 15, № 4 – С. 132–141.
  15. Еремеев, С. Г. Молодежь в общественном пространстве : ценности и проблемы / С. Г. Еремеева. – Текст : непосредственный // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2018. – № 3–2. – С. 91–96.
  16. Образ российской молодежи : мониторинг. – Текст : электронный // ВЦИОМ. Новости : сайт. – 2023. – 23 июня. – URL: https://wciom.ru/analyticalreviews/analiticheskii-obzor/obraz-rossiiskoi-molodezhi-monitoring (дата обращения: 18.06.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».