Государственное регулирование и дерегулирование: право и экономика в современной России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Правовые аспекты государственного регулирования экономических отношений имеют особую актуальность для Российской Федерации в силу развития современных кризисных ситуаций. В настоящее время необходимо исследовать общие параметры взаимодействия права и экономики, на основе которых можно выработать конкретные рекомендации по совершенствованию российского законодательства. Эмпирический анализ. Представлены общие факторы, оказывающие серьезное (в длительной перспективе) влияние на экономику России: постепенная декарбонизация; появление концепции устойчивого развития, устанавливающей связь роста ВВП (валового внутреннего продукта) с заботой о будущих поколениях; всеобщая цифровизация, затрагивающая все сферы общественной жизни. Методы и понятия. Противостояние двух глобальных течений либертарианства и кейнсианства оказывает серьезное воздействие на пределы вмешательства государства в экономические отношения. В то же время плавно происходящая конвергенция приводит к выработке таких концепций, как социальное рыночное хозяйство и либертарианский патернализм, каждая из которых предполагает переход к косвенному воздействию и учету социальных факторов при создании конкурентной среды. Отсутствие в Конституции России прямого закрепления основ экономической системы предполагает выработку синтетических принципов, нуждающихся в дальнейшей конституционализации. Теоретический анализ. В Российской Федерации дальнейшее усиление прямой роли государства в экономике страны имеет институциональные основания – большой бюрократический аппарат и значительный государственный сектор в системе хозяйствования. В то же время правовое обеспечение различных форм дерегулирования (саморегулирование, сорегулирование, квази-регулирование и др.) сформировано. Объявленная «регуляторная гильотина» в отрыве от общих направлений административной реформы вряд ли будет иметь значимый долгосрочный эффект. Результат. Процесс деконцентрации власти (одним из аспектов которого выступает дерегулирование) в Российской Федерации нельзя считать законченным. Дерегулирование не является единственной формой деконцентрации и снижения административной нагрузки на бизнес.

Об авторах

Ольга Валентиновна Романовская

Пензенский государственный университет

ORCID iD: 0000-0002-4563-1725
ул. Красная, 40, Пенза, Пензенская обл., 440026

Список литературы

  1. Старостина Ю. Падение экономки России из-за пандемии стало максимальным за 11 лет. URL: https://www.rbc.ru/economics/01/02/2021/6017e1819a7947cb98f23f95 (дата обращения: 31.05.2023).
  2. Экономика и экономическая политика в условиях пандемии / под ред. А. Л. Кудрина М. : Изд-во Ин-та Гайдара, 2021. 344 с.
  3. Фонотов А. Г. Россия: от мобилизационного общества к инновационному. М. : Наука, 1993. 271 с.
  4. Глазьев С. Пора объявлять мобилизацию // Коммерсант. Власть. 1999. № 15. URL: https://www.kommersant.ru/doc/15386 (дата обращения: 31.05.2023).
  5. Global EV Outlook 2023 Catching up with climate ambitions. URL: https://iea.blob.core.windows.net/assets/dacf14d2-eabc-498a-8263-9f97fd5dc327/GEVO2023.pdf (дата обращения: 31.05.2023).
  6. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года : резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25.09.2015 № 70/1. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 31.05.2023).
  7. целей для преобразования нашего мира. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ (дата обращения: 31.05.2023).
  8. Агеева О. Треть доходов бюджетной системы России оказалась связана с нефтью и газом // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/22/08/2019/5d555e4b9a7947aed7a185de (дата обращения: 31.05.2023).
  9. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 20, ст. 2817.
  10. Нозик Р. Анархия, государство и утопия. М. : ИРИСЭН, 2008. 424 с.
  11. Кейнс Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. М. : Эксмо, 2007. 960 с.
  12. Черемисинов Г. А. Диалог о новой экономической политике: Дж. М. Кейнс и В. И. Ульянов-Ленин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 4–19. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2022-22-1-4-19
  13. Хайек Ф. Дорога к рабству. М. : Новое издательство, 2005. 264 с.
  14. Стиглер Дж. Дж. Гражданин и государство. Эссе о регулировании. М. : Изд-во Ин-та Гайдара, 2017. 330 с.
  15. Токвиль А. Демократия в Америке. М. : Прогресс, 1992. 554 с.
  16. Rose N. Government and Control // British Journal of Criminology. 2013. Vol. 40, iss. 2. Р. 321–339. https://doi.org/10.1093/bjc/40.2.321
  17. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398 ; 2020. № 11, ст. 1416.
  18. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 2002. 347 с.
  19. Андриянов В. Д. Эволюция основных концепций регулирования экономики от теории меркантилизма до теории саморегуляции. М. : Экономика, 2008. 326 с.
  20. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М. : НачалаПресс, 1991. 336 с.
  21. Талер Р., Санстейн К. Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. 240 с.
  22. Либман А. М. Социальный либерализм, общественный интерес и поведенческая экономика // ОНС: Общественные науки и современность. 2013. № 1. С. 27–39.
  23. Белянин А. В. Ричард Талер и поведенческая экономика: от лабораторных экспериментов к практике подталкивания (Нобелевская премия по экономике 2017 года) // Вопросы экономики. 2018. № 1. С. 5–25. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-1-5-25
  24. Гулалиева М. Оптимизацию штата госслужащих могут начать с 1 января // Парламентская газета. URL: https://www.pnp.ru/politics/v-rossii-predlagayutprovesti-optimizaciyu-shtata-gossluzhashhikh.html (дата обращения: 31.05.2023).
  25. Кудрин А. Пора дать экономике повзрослеть. URL: https://ach.gov.ru/news/pora-dat-ekonomike-povzroslet (дата обращения: 31.05.2023).
  26. Прохорова С., Деготькова И. Как доля государства в экономике России превысила 50%. Инфографика // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/11/05/2023/645b94f89a794700cb727aa5 (дата обращения: 31.05.2023).
  27. Агеева О. МВФ оценил долю государства в российской экономике в 33% // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/12/03/2019/5c879e0c9a79472f59316a90 (дата обращения: 31.05.2023).
  28. Россия вышла в лидеры по доле госсектора в экономике // Новые известия. 2022. 18 апреля. URL: https://newizv.ru/news/2022-04-18/rossiya-vyshla-v-lidery-podole-gossektora-v-ekonomike-356551 (дата обращения: 31.05.2023).
  29. План мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины». Утвержден Правительством РФ 29.05.2019 № 4714п-П36. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  30. Jacobs, Cordova & Associates Inc. URL: https://regulatoryreform.com/regulatory-guillotine/ (дата обращения: 31.05.2023).
  31. Кнутов А. В., Плаксин С. М., Синятуллин Р. Х., Чаплинский А. В. «Регуляторная гильотина» в России и ее количественные результаты // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 15, № 2. С. 4–27. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2022.2.4.27
  32. Об обязательных требованиях в Российской Федерации : федер. закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 31 (ч. I), ст. 5006.
  33. Евдокимов А. С., Надежкина Г. П. «Регуляторная гильотина», совершенствование системы обязательных требований как направления реформирования контрольной и надзорной деятельности России // Административное право и процесс. 2022. № 5. С. 19–23. https://doi.org/10.18572/2071-1166-2022-5-19-23
  34. Бикташев А. А. Концепция «умное регулирование» (smart regulation) в зарубежных исследованиях по государственному управлению // Вопросы государственного и муниципального управления. 2023. № 1. С. 199–222. https://doi.org/10.17323/1999-5431-2023-0-1-199-222
  35. Павлов П. Н. Влияние регуляторной жесткости нормативно-правовой базы на динамику бедности в регионах России // Вопросы экономики. 2020. № 12. С. 62–79. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-12-62-79

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».