Вызовы пандемии для технологических стартапов в регионах России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Помимо удовлетворения амбиций или узких бизнес-интересов создателей и инвесторов потенциал стартапов связан с адаптацией к глобальным вызовам и выявлением будущих трендов. За период 2013–2020 гг. в регионах России появилось менее 10 тыс. новых высокотехнологичных компаний с ненулевой выручкой, и их число неуклонно сокращается (на 40% с 2015 г.; под давлением кризиса, вызванного пандемией COVID-19, — на 21%). Большая часть стартапов сконцентрированы в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и крупнейших агломерациях, однако благодаря проактивной политике местных властей растет доля Ленинградской, Белгородской, Калининградской, Липецкой, Ульяновской и Калужской областей. Основная доля стартапов связаны с наукоемкими сервисами для бизнеса (B2B) и цифровыми технологиями. В 2020 г. наибольшими темпами росло число стартапов в отраслях, связанных со здравоохранением: вдвое —в фармацевтике, в 1.3 раза — в производстве медицинских приборов.Как показал эконометрический анализ, стартап-активность в России, как и в развитых странах, зависит от концентрации человеческого капитала, доступности рынков и благоприятного делового климата. Хотя доля вузовских стартапов не превышает трети процента, университеты играют стимулирующую роль за счет своих студентов и выпускников, в особенности STEM-специальностей. Бюджетные затраты на исследования и разработки оказываются неэффективными. Влияние на стартап-активность институтов развития, кластеров и технопарков колеблется от слабого до пренебрежимого. Ниже прирост стартапов в регионах с преобладанием крупных компаний и в центрах сырьевой добычи. Стартап-активность устойчива во времени и зависит от ситуации в соседних регионах, т.е. неэластична к краткосрочным мерам поддержки. Наименьшее снижение соответствующих индикаторов в период пандемии демонстрируют регионы с крупными агломерациями и высоким уровнем образования. Стимулирование стартап-индустрии могло бы опираться на такие механизмы, как межрегио­нальное выравнивание за счет продвижения предпринимательских университетов, расширение доступа к капиталу и рынкам, а также регионализация политики.

Об авторах

Степан Земцов

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

Автор, ответственный за переписку.
Email: zemtsov@ranepa.ru
119571, Москва, пр-т Вернадского, 82, стр. 1

Александр Чепуренко

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: achepurenko@hse.ru

Александр Михайлов

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

Email: mikhaylov-aa@ranepa.ru
119571, Москва, пр-т Вернадского, 82, стр. 1

Список литературы

  1. Aparicio S., Urbano D., Audretsch D. (2016) Institutional factors, opportunity entrepreneurship and economic growth: Panel data evidence. Technological Forecasting and Social Change, 102, 45-61. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2015.04.006
  2. Audretsch D.B., Belitski M. (2017) Entrepreneurial ecosystems in cities: Establishing the framework conditions. The Journal of Technology Transfer, 42(5), 1030-1051. DOI: https://doi.org/10.1007/s10961-016-9473-8
  3. Audretsch D.B., Fritsch M. (1994) The geography of firm births in Germany. Regional Studies, 28(4), 359-365. DOI: https://doi.org/10.1080/00343409412331348326
  4. Audretsch D.B., Keilbach M. (2008) Resolving the knowledge paradox: Knowledge-spillover entrepreneurship and economic growth. Research Policy, 37(10), 1697-1705. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2008.08.008
  5. Audretsch D.B., Lehmann E.E. (2005) Does the knowledge spillover theory of entrepreneurship hold for regions? Research Policy, 34(8), 1191-1202. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2005.03.012
  6. Beaudry C., Schiffauerova A. (2009) Who's right, Marshall or Jacobs? The localization versus urbanization debate. Research Policy, 38(2), 318-337. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2008.11.010
  7. Belitski M., Desai S. (2016) What drives ICT clustering in European cities? The Journal of Technology Transfer, 41(3), 430-450. DOI: https://doi.org/10.1007/s10961-015-9422-y
  8. Chepurenko A., Popovskaya E.V., Obraztsova O. (2017) Cross-regional Variations in the Motivation of Early-Stage Entrepreneurial Activity in Russia: Determining Factors. In: Entrepreneurship in Transition Economies (eds. A. Sauka, A. Chepurenko), Heidelberg, Dordrecht, London, New York: Springer, pp. 315-342. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-57342-7_18
  9. Cumming D.J., Grilli L., Murtinu S. (2017) Governmental and independent venture capital investments in Europe: A firm-level performance analysis. Journal of Corporate Finance, 42, 439-459. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jcorpfin.2014.10.016
  10. Dahlke J., Bogner K., Becker M., Schlaile M.P., Pyka A., Ebersberger B. (2021) Crisis-driven innovation and fundamental human needs: A typological framework of rapid-response COVID-19 innovations. Technological Forecasting and Social Change, 169, 1-23. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2021.120799
  11. Davidsson P., Recker J., von Briel F. (2020) External enablement of new venture creation: A framework. Academy of Management Perspectives, 34(3), 311-332. DOI: https://doi.org/10.5465/amp.2017.0163
  12. Delgado M., Porter M.E., Stern S. (2010) Clusters and entrepreneurship. Journal of Economic Geography, 10(4), 495-518. DOI: https://doi.org/10.2139/ssrn.1689084
  13. Doern R., Williams N., Vorley T. (2019) Special issue on entrepreneurship and crises: Business as usual? An introduction and review of the literature. Entrepreneurship & Regional Development, 31(5-6), 400-412. DOI: https://doi.org/10.1080/08985626.2018.1541590
  14. Eggers F. (2020) Masters of disasters? Challenges and opportunities for SMEs in times of crisis. Journal of Business Research, 116, 199-208. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.05.025
  15. Erikson T. (2002) Entrepreneurial capital: The emerging venture's most important asset and competitive advantage. Journal of Business Venturing, 17(3), 275-290. DOI: https://doi.org/10.1016/S0883-9026(00)00062-8
  16. Eriksson R., Rataj M. (2019) The geography of starts-ups in Sweden. The role of human capital, social capital and agglomeration. Entrepreneurship & Regional Development, 31(9-10), 735-754. DOI: https://doi.org/10.1080/08985626.2019.1565420
  17. Fossen F., Sorgner A. (2021) Digitalization of work and entry into entrepreneurship. Journal of Business Research, 125, 548-563. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.09.019
  18. Fritsch M., Aamoucke R. (2013) Regional public research, higher education, and innovative start-ups: An empirical investigation. Small Business Economics, 41(4), 865-885. DOI: https://doi.org/10.1007/s11187-013-9510-z
  19. Fritsch M., Wyrwich M. (2018) Regional knowledge, entrepreneurial culture, and innovative start-ups over time and space - An empirical investigation. Small Business Economics, 51(2), 337-353. DOI: https://doi.org/10.1007/s11187-018-0016-6
  20. Goel R.K., Saunoris J.W. (2017) Dynamics of knowledge spillovers from patents to entrepreneurship: Evidence across entrepreneurship types. Contemporary Economic Policy, 35(4), 700-715. DOI: https://doi.org/10.1111/coep.12224
  21. Guerrero M., Urbano D., Fayolle A. (2016) Entrepreneurial activity and regional competitiveness: Evidence from European entrepreneurial universities. The Journal of Technology Transfer, 41(1), 105-131. DOI: https://doi.org/10.1007/s10961-014-9377-4
  22. Isenberg D. (2011) The entrepreneurship ecosystem strategy as a new paradigm for economy policy: Principles for cultivating entrepreneurship. Paper presented at the Institute of International and European Affairs, May 12, 2011, Dublin, Ireland.
  23. Kuckertz A., Braendle L., Gaudig A., Hinderer S., Morales Reyes C.A., Prochotta A., Steinbrink K., Berger E.S.C. (2020) Startups in times of crisis - A rapid response to the COVID-19 pandemic. Journal of Business Venturing Insights, 13, 1-13. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbvi.2020.e00169
  24. Lasch F., Robert F., Le Roy F. (2013) Regional determinants of ICT new firm formation. Small Business Economics, 40(3), 671-686. DOI: https://doi.org/10.1007/s11187-011-9382-z
  25. Lee S.Y., Florida R., Acs Z. (2004) Creativity and entrepreneurship: A regional analysis of new firm formation. Regional Studies, 38(8), 879-891. DOI: https://doi.org/10.1080/0034340042000280910
  26. Mason C., Brown R. (2014) Entrepreneurial ecosystems and growth oriented entrepreneurship, Paris: OECD.
  27. OECD (2020) Policy Responses to Coronavirus, Paris: OECD.
  28. Perignat E., Katz-Buonincontro J. (2019) STEAM in practice and research: An integrative literature review. Thinking Skills and Creativity, 31, 31-43. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2018.10.002
  29. Plummer L.A. (2010) Spatial dependence in entrepreneurship research: Challenges and methods. Organizational Research Methods, 13(1), 146-175. https://doi.org/10.1177%2F1094428109334199.
  30. Qian H., Acs Z.J., Stough R R. (2012) Regional systems of entrepreneurship: The nexus of human capital, knowledge and new firm formation. Journal of Economic Geography, 13(4), 559-587. DOI: https://doi.org/10.1093/jeg/lbs009
  31. Ries E. (2011) The lean startup: How today's entrepreneurs use continuous innovation to create radically successful businesses, New York, Crown Business.
  32. Saxenian A.L. (1996) Regional Advantage: Culture and Competition in Silicon Valley and Route 128, Cambridge, Harvard University Press.
  33. Shirokova G., Osiyevskyy O., Bogatyreva K. (2016) Exploring the intention-behavior link in student entrepreneurship: Moderating effects of individual and environmental characteristics. European Management Journal, 34(4), 386-399. DOI: https://doi.org/10.1016/j.emj.2015.12.007
  34. Shirokova G., Tsukanova T., Morris M.H. (2018) The moderating role of national culture in the relationship between university entrepreneurship offerings and student start-up activity: An embeddedness perspective. Journal of Small Business Management, 56(1), 103-130. DOI: https://doi.org/10.1111/jsbm.12363
  35. Smallbone D., Welter F. (ed.) (2020) Research Agenda for Entrepreneurship Policy, Northampton: Edward Elgar Publishing.
  36. Stuetzer M., Obschonka M., Schmitt-Rodermund E. (2013) Balanced skills among nascent entrepreneurs. Small Business Economics, 41(1), 93-114. DOI: https://doi.org/10.1007/s11187-012-9423-2
  37. Sun B., Zhu P., Li W. (2019) Cultural diversity and new firm formation in China. Regional Studies, 53(10), 1371-1384. DOI: https://doi.org/10.1080/00343404.2019.1566700
  38. Verheul I., Wennekers S., Audretsch D., Thurik R. (2002) An eclectic theory of entrepreneurship: Policies, institutions and culture. In: Entrepreneurship: Determinants and policy in a European-US comparison, Heidelberg, Dordrecht, London, New York: Springer, pp. 11-81. DOI: https://doi.org/10.1007/0-306-47556-1_2
  39. Williams T.A., Shepherd D.A. (2016) Victim entrepreneurs doing well by doing good: Venture creation and well-being in the aftermath of a resource shock. Journal of Business Venturing, 31(4), 365-387. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2016.04.002
  40. Wright M., Hmieleski K.M., Siegel D.S., Ensley M.D. (2007) The role of human capital in technological entrepreneurship. Entrepreneurship Theory and Practice, 31(6), 791-806. https://doi.org/10.1111%2Fj.1540-6520.2007.00202.x.
  41. Zemtsov S. (2020) New technologies, potential unemployment and ‘nescience economy' during and after the 2020 economic crisis. Regional Science Policy & Practice, 12(4), 723-743. DOI: https://doi.org/10.1111/rsp3.12286
  42. Аузан А.А., Комиссаров А.Г., Бахтигараева А.И. (2019) Социокультурные ограничения коммерциализации инноваций в России. Экономическая политика, 4(14), 76-95. DOI: https://doi.org/10.18288/1994-5124-2019-4-76-95
  43. Баринова В.А., Земцов С.П., Зинов В.Г., Кидяева В.М., Красносельских А.Н., Куракова Н.Г., Семенова Р.И., Федотов И.В., Халимова С.Р., Хафизов Р.Р., Царева Ю.В. (2020) Национальный доклад Высокотехнологичный бизнес в регионах России. М., РАНХиГС, АИРР.
  44. Боос В.О., Гохберг Л.М., Исланкина Е.А., Исмагулова С.Г., Куценко Е.С., Стрельцова Е.А., Тюрчев К.С. (2020) Рейтинг инновационной привлекательности мировых городов. М.: НИУ ВШЭ.
  45. Гохберг Л.М., Кузнецова Т.Е. (2012) Инновации как основа экономического роста и укрепления позиций России в глобальной экономике. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 7(2), 101-117.
  46. Гуриев С., Сонин К. (2008) Экономика ресурсного проклятия. Вопросы экономики, 4, 61-74. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2008-4-61-74
  47. Духон, А.Б., Зиньковский, К.В., Образцова, О.И., Чепуренко, А.Ю. (2018) Влияние программ предпринимательского образования на развитие малого бизнеса в России: опыт эмпирического анализа в региональном контексте. Вопросы образования, 2, 139-172. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-2-139-172
  48. Збировски П. (2017) Установки новых технологических компаний стран СНГ, Центральной и Восточной Европы. Форсайт, 11(3), 50-60. DOI: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2017.3.50.60
  49. Земцов С.П. (2020) Институты, предпринимательство и региональное развитие в России. Журнал Новой экономической ассоциации, 46(2), 168-180.
  50. Земцов С.П., Еремкин В.А., Баринова В.А. (2015) Факторы востребованности ведущих вузов России. Вопросы образования, 4, 201-233. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-4-201-233
  51. Земцов С.П., Чепуренко А.Ю., Баринова В.А., Красносельских А.Н. (2020) Новая предпринимательская политика для России после кризиса 2020 года. Вопросы экономики, 10, 44-67. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-10-1-24
  52. Кудрин А.Л., Мау В.А., Радыгин А.Д., Синельников-Мурылев С.Г. (ред.) (2021) Российская экономика в 2020 году. Тенденции и перспективы. М.: Изд-во Ин-та Гайдара.
  53. Любимов И.Л. (2016) Может ли ресурсное проклятие стать благом для российской экономики? Российское предпринимательство, 17(10), 1265-1274. DOI: https://doi.org/10.18334/rp.17.10.35292
  54. Мау В. А., Идрисов Г. И., Кузьминов Я. И., Радыгин А. Д., Садовничий В. А., Синельников-Мурылев С.Г. (ред.) (2020) Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России, M.: РАНХиГС; НИУ ВШЭ; РЭУ им. Г.В. Плеханова; МГУ им. М.В. Ломоносова; МГИМО; ВАВТ Минэкономразвития России; НИФИ Минфина России; ИЭП им. Е.Т. Гайдара; ЦБ РФ; ВЦИОМ; АНО Национальные приоритеты; ПАО Сбербанк.
  55. Образцова О., Чепуренко А. (2020) Политика в отношении МСП в РФ: обновление после пандемии? Вопросы государственного и муниципального управления, 3, 71-95.
  56. Семенова Р., Баринова В., Земцов С. (2019a) Государственная поддержка высоких технологий и инноваций в России. Инновации, 245(3), 33-44.
  57. Семенова Р.И., Земцов С.П., Полякова П.Н. (2019b) STEAM-образование и занятость в информационных технологиях как факторы адаптации к цифровой трансформации экономики в регионах России. Инновации, 253(10), 58-70.
  58. Фрич M., Вюрвих M. (2019) Роль знаний, навыков и возможностей в формировании региональных стартапов в сфере информационных технологий. Форсайт, 13(2), 62-71. DOI: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.2.62.71
  59. Чепуренко А.Ю. (2017) Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические заметки. Вопросы образования, 3, 250-276. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-3-250-276

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».