Коворкинг как модель занятости будущего

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются изменения в организации труда на фоне цифровизации, наблюдаемой с 1990-х гг., и такого важного фактора последних лет, как появление виртуальных форм занятости. Прослеживая эволюцию организации труда на всем протяжении ХХ и в начале XXI в., автор выделяет три периода: послевоенная индустриализация, автоматизация и цифровизация, виртуальная экономика. Каждый из них соответствует определенной модели производства — фордизму, тойотизму и уберизации (или веймоизму — по названию проекта Google Waymo), которые лежат в основе организации труда (управление процессами, проектами и совместной деятельностью) и предъявляют различные требования к навыкам работников. В ходе анализа эволюции организации труда (включая ее пространственно-временные аспекты) прослеживается, как отношение людей к работе менялось вовремени.Наконец, проанализирована концепция коворкинга, которая задает культурный контекст виртуальной работы. В силу длящегося характера исследования в статье представлены лишь первые его результаты. Основная же цель состоит в том, чтобы определить, как центры коворкинга влияют на социально-экономическую динамику развитых и развивающихся регионов. Эмпирической основой исследования послужили данные 14 углубленных интервью с менеджерами коворкинг-центров в различных регионах, а также результаты наблюдений в нескольких из них в течение двух периодов продолжительностью один и два месяца.

Об авторах

Ина Краузе

Институт социологии Дрезденского университета

Email: Ina.Krause@tu-dresden.de
01062 Dresden, Germany

Список литературы

  1. Autor D.H. (2015) Why are there still so many jobs? The history and future of workplace automation // Journal of Economic Perspectives. Vol. 29. № 3. Р. 3-30.
  2. Beck U., Giddens A., Lash S. (eds.) (1994) Reflexive Modernization. Cambridge: Polity Press.
  3. Bell D. (1999) The Coming of Post-Industrial Society. New York: Basic Books.
  4. Boes A., Kampf T., Langes B., Luhr T., Steglich S. (2014) Cloudworking und die Arbeit der Zukunft. Kritische Analysen am Beispiel der Strategie „Generation Open von IBM. Kassel: BTQ Kassel.
  5. Bouncken R.B., Reuschel A.J. (2016) Coworking Spaces: How a phenomenon of the sharing economy builds up a novel trend for the workplace and entrepreneurship // Review of Managerial Science. Vol. 12. P. 317-334.
  6. Brynjolfsson E., McAffee A. (2014) The Second Machine Age. New York: W. W. Norton & Company.
  7. Doeringer P., Piore M. (1972) Internal Labor Markets and Manpower Analysis. Lexington, MA: D.C. Heath and Company.
  8. Ferriss T. (2011) The 4-Hours-Weak. Escape the 9-5 live anywhere and join the new rich. London: Random House.
  9. Forgacs D. (1988) The Gramci Reader. Selected Writings. New York: New York University Press.
  10. Frey C.B., Osborne M.A. (2013) The future of employment: How susceptible are jobs to computerization. Working Paper. Oxford: University of Oxford.
  11. Friebe H., Lobo S. (2006) Wir nennen es Arbeit. Munchen: Heyne.
  12. Fujita K., Hill R.C. (1995) Global Toyotaism and Local Development // International Journal of Urban and Regional Research. Vol. 19. P. 7-22.
  13. Giddens A. (1990) The Consequences of Modernity. Oxford: Basil Blackwell Press.
  14. Hall P., Soskice D. (eds.) (2001) Varieties of Capitalism. The Institutional Foundations of Comparative Advantage. Oxford: Oxford University Press.
  15. Helfen M. (2015) Institutionalizing precariousness? The politics of boundary work in legalizing agency work in Germany, 1949-2004 // Organization Studies. Vol. 36. № 10. Р. 1387-1422.
  16. Hirsch-Kreinsen H. (2016) Arbeit und Technik bei Industrie 4.0 // APUZ. Vol. 66. № 18-19. Р. 10-16.
  17. Jessop B. (1992) Fordism and post-Fordism: A critical reformulation // Pathways to industrialization and regional development / Eds. M. Storper, A.J. Scott. London: Routledge. P. 42-62.
  18. Kern H., Schumann M. (1984) Das Ende der Arbeitsteilung? - Rationalisierung in der industriellen Produktion, Bestandsaufnahme, Trendbestimmung. Munchen: C.H. Beck Verlag.
  19. Krafcik J. (2018) Waymo One: The next step on our self-driving journey // Medium. 05.12.2018. Режим доступа:https://medium.com/waymo/waymo-one-the-next-step-on-our-self-driving-journey-6d0c075b0e9b, дата обращения 08.02.2018.
  20. Laris M. (2018) Transportation Waymo launches nation's first commercial self-driving taxi service in Arizona // Washington Post. 06.12.2018. Режим доступа:https://www.washingtonpost.com/local/trafficandcommuting/waymo-launches-nations-first-commercial-self-driving-taxi-service-in-arizona/2018/12/04/8a8cd58a-f7ba-11e8-8c9a-860ce2a8148f_story.html?noredirect=on&utm_term=.954585aba276, дата обращения 30.01.2019.
  21. Lutz B. (1989) Der kurze Traum immerwahrender Prosperitat: eine Neuinterpretation der industriell-kapitalistischen Entwicklung im Europa des 20. Jahrhunderts. Frankfurt am Main: Campus Verlag.
  22. Lutz B., Sengenberger W. (1974) Arbeitsmarktstrukturen und offentliche Arbeitsmarktpolitik: eine kritische Analyse von Zielen und Instrumenten. Gottingen: Schwartz.
  23. Piore M.J., Sabel C.F. (1984) The Second Industrial Divide: Possibilities for Prosperity. New York: Basic Books.
  24. Rifkin J. (1995) The End of Work. New York: Putnam Publishing Group.
  25. Rifkin J. (2014) The Zero Marginal Cost Society. The Internet of Things, the Collaborative Commons and the Eclipse of Capitalism. New York: Palgrave Macmillan.
  26. Schilling M.A. (2000) Towards a general modular systems theory and its application to inter-firm product modularity // Academy of Management Review. Vol. 25. P. 312-334.
  27. Stampfl N. (2016) Arbeiten in der Sharing Economy // Vierteljahreshefte zur Wirtschaftsforschung. Vol. 85. № 3. P. 37-43.
  28. Taiichi O. (1988) Toyota Production System. Cambridge: Productivity Press.
  29. Tapscott D. (1998) Growing up Digital: The Rise of the Net Generation. New York: McGraw-Hill.
  30. Thelen K. (2012) How Institutions Evolve. The Political Economy of Skills in Germany, Britain, the United States and Japan. Cambridge: The Cambridge University Press.
  31. Van Delden C. (2016) Crowdsourced Innovation. Revolutionizing Open Innovation with Croudsourcing. Insights and Best Practices from Innosabi. Munchen: Innosabi GmbH.
  32. Wood S.J. (1991) Japanization and/or Toyotism? // Work, Employment and Society. Vol. 5. № 4. P. 567-600.
  33. Zuboff S. (1988) In the Age of the Smart Maschine. The Future of Work and Power. New York: Basic Books.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».